Москва
Cтатья

Главный принцип любого рейтинга – не навреди

Во вторник в Москве был представлен рейтинг «500 лучших школ России», разработанный МЦНМО при поддержке Группы РИА Новости, «Учительской газеты» и при содействии Министерства образования и науки РФ.
Наталья Иванова-Гладильщикова 19 сентября 2013
Во вторник в Москве был представлен рейтинг «500 лучших школ России», разработанный Московским Центром непрерывного математического образования при поддержке Группы РИА Новости, «Учительской газеты» и при содействии Министерства образования и науки РФ. В рейтинг вошли 89 московских школ. Семь из них оказались в числе двадцати пяти лучших.

Собственно рейтингом можно назвать лишь Топ-25. А Топ-500 – это школы, которым не присуждались места, они просто признаны лидерами. Интересно, что лучшими стали отнюдь не только московские и питерские школы (как некоторые могут подумать): Топ-25 представлен шестнадцатью регионами,  семьдесят семь регионов вошли в Топ-500! Всего шесть территорий не смогли пробиться «наверх». Собственно, и слово «пробиться» тут неуместно: школы не знали о том, что их результаты просчитывают специалисты.

С какими целями формировались эти рейтинги? По словам директора Московского Центра непрерывного математического образования и научного руководителя этого исследования Ивана Ященко, их интересовали два вопроса. Первый: дает ли школа качественное массовое образование. И второй: как в этой школе развивают талант ребенка. Причем, при оценке этих параметров использовались лишь независимые объективные инструменты, отработанные на основе математического моделирования. Значимыми стали два критерия: ЕГЭ и Всероссийская олимпиада школьников. За каждого выпускника 2013-го года, набравшего по каким-либо трем школьным предметам не менее 220 баллов, школе присуждался 1 балл, а за того, кто набрал от 190 до 219 – 0,5 балла.

Умение школы находить и развивать способности своих учеников оценивалось по успехам детей во Всероссийской олимпиаде школьников. Необходимым условием включения в «Топ-500»  являлось наличие хотя бы в одном из трех прошедших учебных годов как минимум одного победителя или призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. За победителя школа получала 10 баллов, а за призера - 5.

Интересно, что, наряду со знаменитой старой школой-интернатом имени Колмогорова, занявшей второе место, или питерским физико-математическим лицеем №239, обладателем третьей позиции, в Топе-25 есть учебные заведения, возникшие сравнительно недавно, в постсоветские времена. Из 89 школ Москвы в Топе-500 оказалось 35 учебных заведений, о которых еще шесть лет назад никто не слышал.

В Топ-25 попали школы из самых разных регионов. Например, - «Кировский экономико-правовой лицей». По словам Ивана Ященко, это лишний раз доказывает:  «Хорошие яркие дети есть везде». Существует и статистический анализ лучших школ по регионам. Лидер в нем, естественно, Москва. Но в процентном соотношении впереди - Тамбовская область. 

Авторы составили отдельный рейтинг пятидесяти четырех сельских школ, представляющих 30 регионов России. И тут очень важно, что сельские школы конкурируют с известными городскими: все они имеют победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады. А ведь таких ребят в стране - всего полторы тысячи.

Может возникнуть вопрос: насколько объективным критерием оценки школ может считаться ЕГЭ (ведь всем известны недавние скандалы со списыванием, продажей ответов). 

Иван Ященко ответил на этот вопрос так: «Статистически на тех диапазонах, на которых мы работаем, результаты ЕГЭ достоверны. Мы обработали и сравнили всю базу ЕГЭ за несколько лет. При этом не учитывали стобалльников, а обращали внимание на те результаты, которые  достижимы: это 190 и 220 баллов по трем предметам. Так вот, на этих порогах, даже в тех регионах, где было много нарушений (человек вместо 80 получил 95 баллов), не было статистически ситуаций, когда вместо 40 баллов он получил бы 100. Мы работали долго, шла очень тонкая выработка критериев. Ведь главный принцип любого рейтинга – не навреди». 

И все же возникает вопрос: можно ли по одним и тем же параметрам оценивать обычные школы и учебные заведения, где учатся дети с особенностями здоровья. По мнению, Ивана Ященко, к «инклюзивным» детям нужно подходить с теми же критериями, что и ко всем остальным. Только судить - по результатам «на выходе». «Мы вместе со школой  «Ковчег» «вытащили» паренька, у которого тяжелейший ДЦП,- рассказал Иван Ященко, - и он блестяще выиграл Всероссийскую олимпиаду. Или: у меня один такой парень учится на матфаке Вышки, а другой – блестящий аспирант. Детей с ограниченными возможностями здоровья тоже нужно оценивать с учетом их образовательных достижений. Просто такой ребенок, достигший успехов,  должен стоить пятерых или десятерых учеников из другой школы. Баллы нужно умножать: давать не один, а пять. Если он выиграл региональную олимпиаду, - давать школе в десять раз больше баллов».

А как быть с детьми из спальных районов, которые не говорят по-русски? Их, видимо, надо вообще по-другому оценивать?
« Не надо их по-другому оценивать, - сказал Иван Ященко, - Тут я поддерживаю идею, которая сейчас обсуждается: ребенку, отучившемуся несколько лет в российской школе и нормально сдавшему ЕГЭ по нескольким предметам (по русскому, математике, истории) нужно давать российское гражданство.

ТОП-25
 
1. Лицей №1535, г.Москва
2. СУНЦ – Школа-интернат имени А.Н.Колмогорова МГУ, Москва
3. Физико-математический лицей № 239, г. Санкт-Петербург
4. СУНЦ УрФУ, г. Екатеринбург
5. СУНЦ НГУ, г. Новосибирск
6. Республиканский лицей-Центр для одаренных детей, г. Саранск
7. Брянский городской лицей №1 имени А.С.Пушкина, г.Брянск
8. Средняя общеобразовательная школа №179 Московского института открытого образования, г.Москва
9. Лицей №14 имени А.М.Кузьмина, г.Тамбов
10. Гимназия №9, г. Екатеринбург
11. Гимназия №1, г.Новосибирск
12. Центр образования №57 «Пятьдесят седьмая школа», г.Москва
13. Лицей №1502 при МЭИ, Москва
14. Московская гимназия на Юго-Западе №1543, Москва
15. Вологодский многопрофильный лицей, г.Вологда
16. Лицей №31, г. Челябинск
17. Кировский экономико-правовой лицей, г.Киров
18. Гимназия №56, г. С-Петербург
19. Гимназия №117, г.Омск
20. Тюменский государственный университет (гимназия), г.Тюмень
21. Лицей «Вторая школа», г.Москва
22. Лицей-интернат «Центр одаренных детей», г.Нижний Новгород
23. Лицей при ТПУ, г.Томск
24. Лицей им. Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете, Татарстан
25. Лицей №3, г.Чебоксары.


Наталья Иванова-Гладильщикова