Наталья Иванова-Гладильщикова 17 октября 2013 |
Физико-математическая школа №2007, безусловно, отличается от многих других учебных заведений Москвы. Находясь в спальном Южном Бутове, она демонстрирует выдающиеся результаты. По победам в олимпиадах школа – на первом месте в столице. Из 442-х человек, которые в ней учатся, 47 являются победителями и 214 – призерами олимпиад. То есть, 59 процентов ребят из этой школы показали высочайшие результаты. Чуть отстает от них - прославленный Лицей «Вторая школа».
Алексей Бунчук стал директором школы в 2003-м году. Именно тогда и возникло это новое учебное заведение в московской новостройке. Решение о его создании принял тогдашний глава департамента образования Юго-Западного округа, Михаил Тихонов. Именно он захотел, чтобы в Южном Бутово была создана физматшкола по образцу легендарного Лицея «Вторая школа».
Школа достигла своих высоких результатов, благодаря тому, что в ее стенах была выстроена своя система обучения, придуманная ее директором Алексеем Бунчуком. До того, как Бунчук начал преподавать физику (и стал Соросовским учителем), он закончил Московский физико-технический институт, где учился на факультете общей и прикладной физики. После этого в течение двадцати лет проработал в Акустическом институте АН СССР, пройдя путь от инженера до ведущего научного сотрудника и защитив сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертации. Предметом научных интересов Алексея Бунчука была акустика океана. Он много раз участвовал в экспедициях на научно-исследовательских судах, побывав за годы плаваний во всех океанах нашей планеты. В 90-е он работал учителем физики в знаменитой гимназии № 45, а потом в школе № 174; в течение пяти лет был методистом по физике в Методическом центре Юго-Западного округа. И сегодня Алексей Бунчук - ведущий научный сотрудник лаборатории физики и астрономии Института содержания и методов обучения РАО, он - соавтор трех учебников физики для 7-9 классов, вошедших в федеральный комплект.
Как удалось добиться таких результатов в непрестижном спальном районе столицы? По словам Алексея Бунчука, он синтезировал опыт Лицея «Вторая школа», центров образования №218 и 57. С самого начала в 2007-ю брали только тех, кто прошел собеседование. Но, поскольку первые два года принимали детей только в 7-й класс, в школе был недобор (ведь зачисляли не всех, а только тех, кто преодолел некую планку). Поскольку не удавалось заполнить школу, было решено набирать детей с 5-го класса. И так происходит уже в течение восьми лет. Это понятно и психологически: когда ребенок заканчивает начальную школу, родители начинают думать, где учиться дальше. И если их дети проходят вступительные испытания и попадают в 5-й класс 2007-й школы (конкурс при поступлении - 3-4 человека на место), их начинают бережно выращивать. Как проходят вступительные испытания? Ребенок должен преодолеть два тура. На первом проверяют школьные знания по математике (те, которые должны быть у всех на выходе из 4-го класса). Второй тур – это решение задач на сообразительность.
Есть ли отсев? Есть, но незначительный: за год, из всех классов, уходит человек 5-6. По словам одного из учеников, «учиться интересно. Отсеивают бездельников и тех, кто попал сюда случайно - не математикам в школе делать совершенно нечего». Сам никто не хочет уходить. Это происходит лишь в одном случае: если у человека – двойки. Даже покинув школу, многие рвутся обратно. В апреле начинается прием в школу и на вакантные места. Принимают немногих: дети, учившиеся в обычных школах, не обладают теми знаниями и умениями, которые требуются в 2007-й.
Хотя Алексей Бунчук и говорит, что у него нет таких звездных учителей, как, например, в 57-й школе, это не совсем так: здесь работают два доктора и шесть кандидатов наук, один заслуженный учитель России, восемь почетных работников общего образования, 32 учителя высшей категории. Учителя ездят на олимпиады (а это большой опыт), участвуют в известных семинарах. Некоторые из них являются авторами учебников.
Иностранный язык изучают один – английский. Но баллы ЕГЭ по этому предмету у учеников школы высокие. На вопрос о том, как школа этого достигает, Алексей Бунчук, улыбнувшись, сказал: «у нас дети такие. Им – что английский, что химия…».
Большинство ребят выбирают технические вузы. Многие поступают в МГУ (мехмат, физфак, ВМК). Главное, что они с первого раза попадают туда, куда решили. Даже если к 10-11-му классу проявляются нематематические способности, они отсюда не уходят. «Виной» тому - атмосфера, дух школы.
Мы уже говорили про успехи школьников из 2007-й на олимпиадах. Результаты очень высокие. Может быть, это объясняется еще и тем, что здесь есть такой предмет, как «практикум по решению нестандартных задач» по математике, физике и информатике. Он нацелен на повышение результатов школьника на олимпиадах. Кстати, это облегчает и поступление на бюджетные места в вузы. Алексей Бунчук считает: если ребенок решил хотя бы одну нестандартную олимпиадную задачу, это закрепляет сознание успеха. Детей из этой школы вообще часто возят на олимпиады – не на все, а на самые престижные. Они дают тренировку. В 2007-й школе есть и своя олимпиада – «Турнир Архимеда» (на нее в этом году приезжали даже из Белоруссии, Сарова, из Рязани).
Дополнительных занятий много. Много кружков и секций – и предметных, и спортивных. Спорт – в рамках программы, но дети почему-то все равно много чего выигрывают. Не так давно построили стадион с искусственным покрытием.
Для тех, кто собирается поступить сюда в 5-й класс, работает вечерняя физматшкола. Это не репетиторство по школьной программе, а занятия, развивающие мышление. Сейчас в вечерней школе занимаются 200 трех-четырехклассников.
А еще тут есть Летняя школа. Она проходит на Черном море, в районе города Николаева. Дети 6-8-х классов в течение 20 дней решают задачи, купаются в море. Они занимаются не школьной программой, а тренировкой мозгов.
Учиться трудно. Поэтому в школе есть дополнительные занятия – и для слабых, и для сильных. Здесь в основном учатся дети из Бутова. Есть единицы, кого возят издалека, даже из Троицка. По словам Алексея Бунчука, «сколько не ходи по Бутову вечером, детей из 2007-й школы на улице не увидишь. Все сидят дома и делают домашние задания».