Диплом второй степени в рейтинге математических школ Москвы получила физико-математическая школа №2007. Мы спросили ее директора – Алексея Бунчука – насколько важна для него эта победа, на что можно потратить грант в 1 миллион 200 тысяч рублей, как обстоит дело с преподаванием физике в школе, и что ждет специализированные учебные заведения столицы.
Диплом второй степени в рейтинге математических школ Москвы получила физико-математическая школа №2007. Мы спросили ее директора – Алексея Бунчука – насколько важна для него эта победа, на что можно потратить грант в 1 миллион 200 тысяч рублей, как обстоит дело с преподаванием физике в школе, и что ждет специализированные учебные заведения столицы.
«Olimpiada.ru»: Рейтинг математических школ Москвы проводился впервые. Это важно для вашей школы?
Алексей Бунчук: Конечно! Важно, что наши результаты ценят.
«Olimpiada.ru»: А на что вы собираетесь потратить призовые деньги – 1,2 миллиона? Вернее, так: на что бы вам хотелось их потратить и на что - имеете право?
А.Б.: Мы можем потратить их по своему усмотрению: хотим – на приобретение оборудования, хотим - на поощрение учителей. Важно, что за эти деньги нам не надо ни перед кем отчитываться! Дело в том, что мы не держим эти деньги в руках: просто посылаем в фонд «Дар» счет (хотим купить вот это). Если же мы решим распределить эти деньги учителям, то должны написать список и адреса, куда их переводить.
Пока мы еще не решили, как поступить. И, прежде всего, конечно, посоветуемся с кафедрой математики и Управляющим Советом.
«Olimpiada.ru»: Насколько эта сумма значительна для школы?
А.Б.: Очень значительна. На нее можно, например, обновить наш компьютерный парк и другую оргтехнику, которой уже 10 лет. Это назрело. Есть и другие нужды. У нас в школе более 50 кружков, и все они бесплатные. В том числе для тех трехсот детей, которые приходят на них из других школ. А денег на кружки нам пока не дают: и за уроки, и за кружки мы платим из той суммы, которая полагается на уроки. Кроме того, у нас довольно много совместителей, которые обеспечивают всю эту работу. В итоге получается, что средняя зарплата учителей нашей школы не намного выше, чем в среднем по Москве. А хотелось бы доплачивать учителям, которые добиваются высоких результатов (во многом, за счет кружков).
В то же время есть школы, которые проводят другую экономическую политику. В них бесплатных кружков мало. Число учителей и специалистов в них уменьшили. Оставшиеся получили больше часов, поэтому у них высокие зарплаты. Есть школы, где средняя зарплата достигает 100 тысяч!
«Olimpiada.ru»: Вы хотели бы, чтобы такой же рейтинг провели, например, по физике? Говорят, что сейчас с физикой в школах вообще катастрофа?
А.Б.: Катастрофы нет, но дела с физикой обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Да и с математикой все не так благополучно. На днях на одном из совещаний говорилось, что уровень учителей, которые приходят проверять работы окружного тура олимпиады по математике, падает с каждым годом. Та же картина и по физике.
«Olimpiada.ru»: А в чем причина?
А.Б.: Что касается физики, то одной из основных причин стало введение концентрической системы обучения, в результате чего программы по физике сильно изменились. Если раньше в 9-х классах весь год проходили механику, то согласно современным требованиям до 10-го класса дети должны изучить всю физику. Поэтому в 9-м механику сократили до минимума, зато изучают работу трансформатора, правило Ленца, постулаты Бора – то, что создает видимость законченного образования. А механику переместили в 10-й класс (чего раньше не было) и тем сильно перегрузили программу старшей школы. Сократили и число часов. Сейчас в большинстве школ – два часа физики в неделю во всех классах. А когда я учился в школе, в 9-м классе было 4 часа, а в старших классах еще больше. В результате уровень знаний упал, потому что за два часа удается рассказать лишь о том, что написано в учебнике, а решением задач заниматься некогда. Снизились знания и тех, кто учит, и тех, кого учат.
«Olimpiada.ru»: Тем не менее, чиновники от образования уверяют, что с физикой становится все лучше и лучше, т.к. все больше детей выбирают ЕГЭ по этому предмету. Так ли это?
А.Б.: В этом году в Москве ЕГЭ по физике сдавали 10,5 тысяч учеников, в прошлом 12 тысяч, в позапрошлом 9,6 тысяч. Что касается среднего балла, то в этом году он составил 61 (из 100 возможных), в прошлом – 56, в позапрошлом – 58. Выводы делайте сами. В нашей школе соответствующие цифры таковы: 2013 г. – 82, 2012 г. – 74, 2011 г. – 77.
«Olimpiada.ru»: У нас все школы уравняли в финансировании. Теперь нет гимназических и лицейских надбавок, деление на специализированные школы чисто номинальное. Вы это уже ощутили?
А.Б.: Пока нет. То финансирование, которое у нас было до введения новой системы оплаты труда, сохранено, а что будет дальше – поживем, увидим.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова