Анна Титова 18 декабря 2013 |
Робот-пылесос, робот-няня, а еще робот-помощник, робот-игрушка, робот-сапер и даже робот-пианист – человеческая фантазия практически безгранична. И если раньше робототехникой занимались высококлассные инженеры, то теперь обычные школьники сами изобретают, собирают и программируют эти умные машины.
В минувшие выходные компания КРОК провела первое Открытое первенство по робототехнике для школьников «Робот для жизни». Предполагалось, что участвовать в нем будут москвичи и учащиеся из Подмосковья, не у всех ведь есть возможность приехать в столицу. Но к удивлению организаторов мероприятие нашло живой отклик среди ребят из других регионов страны. Так, на участие в конкурсе зарегистрировались около трехсот юных роботостроителей, среди них учащиеся из Ямало-Ненецкого автономного округа и даже из Казахстана. Интересно, что такое совсем не женское хобби привлекло достаточно много девочек, и они боролись за победу, ни в чем не уступая мальчишкам.
Соревнование проходило в трех номинациях: «РобоДебют», «РобоПрофи» и «Робот для жизни».
«РобоДебют», как и следует из названия, был предназначен для начинающих робототехников – ребят до 13 лет - и включал три состязания: зрелищное Сумо, где механические устройства как настоящие борцы выталкивали противника за пределы ринга; запутанный Лабиринт, в котором может заблудиться даже человек, не говоря о машине; и, пожалуй, самое сложное задание Траектория – автономный робот должен был сам выбрать самый длинный путь до финиша и преодолеть его за самое короткое время.
Следующая номинация «РобоПрофи» – для более опытных участников от 13 до 18 лет. За три часа участники должны были собрать и запрограммировать робота, способного выполнить заданные функции. Кроме того, конкурсанты могли заработать дополнительные баллы усложнив свое устройство.
Но самой захватывающей стала номинация «Робот для жизни». Каждый участник мог дать полную свободу своей фантазии и воплотить в жизнь самые смелые и невероятные идеи.
Каких только проектов здесь не было: роботы на колесах и на гусеничном ходу, роботы-андроиды, обучающие роботы.
Девятиклассницы Мартыщук Яна, Балчугова Евгения и Шабунина Анна из школы 1466 представили «Танцующих роботов» – парочка молодоженов лихо отплясывала под аккомпанемент двух роботов-богомолов.
Ученица третьего класса гимназии 1520 Лиза Устинова пришла в кружок робототехники только в этом году и уже успела собрать две машины. На конкурс она привезла симпатягу Знапа – обаятельного робота с огромными голубыми глазами, как у хозяйки, который умеет ходить, кусаться и ворчать. Правда последняя функция недокументированная. По мнению создательницы, так Знап проявляет свой характер. И хотя в своем кружке Лиза единственная девочка, она все равно мечтает стать изобретателем и считает, что «нужно для начала "посоздавать" что-нибудь маленькое, чтобы потом сделать что-то большое, например, робота, который будет менять корм кошке».
Гости столицы пятиклассники Артем и Сергей из Надыма сделали помощника цветоводам. Их робот измеряет кислотность жидкости и почвы. Специальный датчик помогает определить качество воды и подобрать грунт для цветов.
А вот десятиклассник Лушковский Сергей из лицея 1511 при МИФИ из подручных средств собрал персональную транспортную платформу – бюджетный аналог Сигвея. Она может перевозить людей весом до 100 кг со скоростью 5-7 км/ч, а стоит в 10 раз меньше Сигвея. Управлять аппаратом может пассажир с помощью пульта или задавая координаты, тогда платформа сама передвигается ориентируясь по GPS-навигатору. Кстати, президент Владимир Путин уже опробовал это устройство и остался доволен его работой.
Для руководителей команд был организован круглый стол, где обсуждались новые возможности и направления в образовательной робототехнике.
Затем все отправились на церемонию награждения победителей и призеров. Все участники соревнований получили не только сертификаты и памятные подарки, но еще и море эмоций.
Фотоотчет смотрите в нашем сообществе ВКонтакте.
Анна Титова