Москва
Cтатья

Иван ЯЩЕНКО: «Каждый ребенок должен иметь шанс поучаствовать в олимпиаде»

Только что закончился окружной этап Всероссийской олимпиады школьников. О том, что нового появилось в организации олимпиады, с какими трудностям пришлось столкнуться, и что ждет олимпиадное движение в будущем году, обозревателю нашего сайта рассказывает директор Центра педагогического мастерства и глава Московского Центра непрерывного математического образования Иван Ященко.
Наталья Иванова-Гладильщикова 30 декабря 2013
 Математика Информатикаи еще 19 предметов

- Всероссийская олимпиада школьников проводится уже много лет, но, кажется, что в последние годы она стала особенно массовой. Произошли ли какие-то изменения в её организации?

Иван Ященко: Перемены происходят. Одним из главных приоритетов московского образования теперь является не столько работа с талантливыми, уже «найденными» детьми, сколько предоставление возможности каждому ребенку раскрыть свой талант. То есть акцент делается на массовую работу. И в этом деле важную роль играют школьный и окружной этапы Всероссийской олимпиады школьников.

- Но ведь эти два этапа были всегда?

И.Я.: К сожалению, еще несколько лет тому назад школьный (самый массовый) этап проводился лишь теми образовательными учреждениями, которые хотели это делать. И в результате было много школ в Москве, в которых эта работа не велась, школы сами себе выдавали индульгенцию (вроде «у нас такой контингент, что вы от нас хотите?» или «мы в олимпиадах вообще участвовать не будем, потому что там ничего не выиграем»). Именно поэтому сейчас делается такой акцент на обязательности школьного и окружного этапов Всероссийской олимпиады. Ведь школьный этап, если его проводить так, как это нужно делать, предоставляет возможность ребенку попробовать свои силы в разных предметах. Причем, сделать это в наиболее комфортных условиях (не надо никуда ехать, олимпиаду проводит сама школа).

-А кто составляет задания для школьного этапа?

И.Я.: Раньше их разрабатывали на уровне округа, а теперь – города. То есть, все школы пишут одни и те же задания. Но на школьном этапе школы не соревнуются друг с другом. Никто не учитывает: эта школа написала лучше, а эта – хуже. Это просто шанс для ребенка попробовать себя.

- С этого года всех обязали проводить школьный этап?

И.Я.: Да. В отличие от ситуации с другими олимпиадами, Всероссийскую проводит система образования (основной организатор – Министерство, региональные органы образования). В ней никого не заставляют участвовать, просто каждому желающему должна быть предоставлена такая возможность.

Ведь как раньше бывало: допустим, школа заявляла, что им астрономия не нужна. Но они не учитывали: а вдруг какой-то ребенок захочет попробовать себя в олимпиаде по этому предмету? Ведь формальные знания и способности ребенка, это во многом – совершенно разные вещи. Бывает, что и предметов таких в школе нет (астрономии или экономики, например), а ребята ими увлекаются. И если они не попробуют себя в решении творческих задачек, то никогда и не узнают, что им стоит этим заниматься. Такой вот замкнутый круг. Обязательность школьного этапа важна и для развития самой школы: она может по-новому взглянуть на прежде неинтересные для себя предметы.

В результате, в этом году школьный этап олимпиады прошел очень массово. Хотелось бы отметить, что олимпиада по информатике впервые прошла на компьютере, это очень важно (хотя и нелепо для ХХI века: раньше олимпиада по информатике в школах проходила для многих на бумаге).

А вслед за школьным прошел окружной этап, который только что закончился. И в этом году там произошел большой рост массовости.

-Это получилось за счет того, что школьный этап стал проходить во всех учебных заведениях?

И.Я.: Конечно. И это очень радует. И еще:  рост массовости окружного этапа показывает, что школы, учителя, дети поверили, что имеет смысл участвовать, что олимпиады не для узкого круга своих. У каждого есть шанс на успех.

-А можно сказать, что за счет этой массовости, нежданно-негаданно дети из самых обычных школ прорвались на окружной этап?

И.Я.: Да. И это довольно важно. Естественно, окончательные итоги мы будем подводить после регионального этапа. Но уже в прошлом году мы увидели, что у нас очень много «новых» школ дали победителей даже регионального этапа.

-Стало ли сложнее проводить окружной этап Олимпиады в связи с большей массовостью?

И.Я.: Стало сложнее. Когда олимпиада была маленькой, проверять ее было проще: собиралась группа коллег, которые друг друга знали и работали по всем понятным правилам. А в этом году стало гораздо больше проверяющих: мы поставили задачу привлечь к работе учителей из многих школ. Это очень тяжело, потому что, если человек никогда не проверял олимпиаду, он иногда просто не понимает, что же это такое. Он привык оценивать лишь школьную контрольную, а в олимпиаде нужно учитывать другие вещи. Было сложно, и коллеги, которые это умеют делать, учили остальных.

-Это была организованная учеба?

И.Я.: Естественно — Интернет-курсы учителей. А на самой олимпиаде старшие проверяющие (люди опытные) учили коллег прямо в процессе работы. Это большой труд, и мы надеемся, что к следующему году больше людей обучится.

- Слышала, что с этого года проверенные работы участников окружного этапа можно было найти в Интернете в отсканированном виде.

И.Я.: Да действительно. Это сделано для большей прозрачности. К тому же, и ребенок, и учитель могут оценить качество проверки. К сожалению, в прошлом году олимпиада по многим предметам была проверена таким образом, что результаты ребят из округа на региональном этапе и их же результаты на окружном оказывались диаметрально противоположными. Мы все понимаем, что это значит. Кто-то каких-то знакомых детей записал «наверх», нарисовали им результаты, а на региональном они вообще ничего не получили.

Именно для того, чтобы такого не происходило, была введена система, во-первых, независимых жюри (состоящих из многих учителей, которые не дадут «протолкнуть» в победители недостойного), а во-вторых – сканирования работ. Впервые на портале Государственных услуг города Москвы, участники олимпиады (если они выполнили некоторые простые «правила») могли посмотреть свою работу, могли — при желании — показать ее родителям, другу, учителю.

И еще: сам факт, что отсканированные и проверенные работы можно увидеть, оказывает влияние на качество проверки. А, кроме того, возможность посмотреть работу ребенку — это в том числе — важный стимул для его дальнейших занятий. Ведь одна из главных целей олимпиад — пробудить в человеке интерес к занятиям тем или иным предметом. Когда же ему поставили оценку незаслуженно, это отбивает желание чем-то заниматься. В принципе мы все это апробировали в прошлом году на региональном этапе. Но он проводится в меньшем числе точек, и участников там намного меньше, конечно. А в окружном этапе в этом году проверено больше 170 тысяч работ школьников 7-11 класса!

- А в прошлом году их было меньше?

И.Я.: В прошлом году, насколько я помню, в окружном этапе было около 120 тысяч работ.

-И эта массовость, видимо, породила некоторые трудности?

И.Я.: Малейший сбой на каком-то этапе (ребенку в школе выдали не тот шифр, неправильно подписали дополнительные листы в точке проведения и т.д.) приводил к тому, что эту работу автоматически обработать было нельзя.

Это отличает олимпиаду от ЕГЭ, где базу данных готовят в течение всего учебного года. Промежуток же между школьным и окружным этапом Всероссийской олимпиады составлял дни и недели (в октябре шел школьный этап, а в ноябре начался уже окружной). И второе: так, как основная цель – заинтересовать детей тем или иным предметом, там, где это возможно, мы шли навстречу детям и школам.

Мы очень мягко отнеслись к техническим нарушениям в данных (разумеется, к нарушениям процедур в точках проведения, например, к попыткам списать – относились очень жестко —И отслеживали это). А потом проверим статистически и на региональном этапе.

 -Как это понять?

И.Я.: Ну, в частности, если школа поздно сдавала списки, задерживала их и т.д., мы всё равно всех детей принимали, давали возможность принять участие в олимпиаде, а не отказывали (под тем предлогом, что где-то вовремя что-то не заполнили, и поэтому они не имеют права участвовать).

Но, именно из-за этого получилось, что часть детей не смогла вовремя увидеть свои результаты на портале Госуслуг. Оригиналы, конечно, есть, результаты получены, но посмотреть их в отсканированном виде нельзя. Но это коснулось лишь довольно небольшой части работ.

- Вы надеетесь, что в будущем году таких проблем не будет?

И.Я.: Мы рассчитываем на то, что в следующем году совместно с департаментом информационных технологий мы будем при проведении олимпиад использовать базу учащихся Москвы и не надо будет вводить данные всех детей заново.  И что школы будут более четко работать.И опыт, накопленный в этом году, будет осознан и учтён при подготовке олимпиады следующего года.

И, наконец, самое главное: я хочу успокоить детей, которые не очень удачно выступили на окружном этапе, и не получили путевку на региональный этап Всероссийской олимпиады. Мы приглашаем их принять участие в других олимпиадах. Например, в Московской олимпиаде школьников, которая проходит по многим предметам. Её заочный тур стартует прямо сейчас, за ним последует очный. Это важно особенно для тех, кто пробует себя в нескольких предметах, находится в поиске себя. О других олимпиадах, в которых можно успеть поучаствовать в этом году, можно прочитать на сайте www.olimpiada.ru.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова