Москва
Cтатья

Картофель, рамка для фото и литературоведческий текст: завершился региональный этап всероссийской олимпиады

Что общего между картофелем, рамкой для фото и литературоведческим текстом? Региональный этап всероссийской олимпиады. Подводим итоги вместе.
Анна Титова 14 февраля 2014
 Математика Информатикаи еще 19 предметов

На днях завершился региональный этап всероссийской олимпиады школьников. Но связанные с ним волнения еще не все позади. Предварительные результаты уже опубликованы. Теперь информацию из всех регионов соберут в Минобрнауки России и установят проходной балл на заключительный этап.

Напомню, что всероссийская олимпиада школьников проводится по 21 предмету в четыре этапа: школьный, муниципальный (в Москве – окружной), региональный и заключительный. Причем победители и призеры последнего получают не только дипломы и признание, но и льготное поступление в вуз по соответствующему профилю.

А пока участники подсчитывают свои шансы на выход в финал, вспомним самые интересные моменты регионального этапа.

В Москве в нем приняли участие около 16,5 тысяч учащихся (почти на четыре тысячи больше по сравнению с прошлым годом). Более трех с половиной тысяч человек стали победителями или призерами.

В этом году, как и в прошлом, самой популярной у столичных школьников стала олимпиада по обществознанию – более двух с половиной тысяч участников. За ней идут традиционно массовые соревнования по математике, биологии, литературе, физике и русскому языку.

Меньше всего участвуют в астрономии, технологии, немецком и французском языках. И это уже становится печальной закономерностью. Сказывается отсутствие этих предметов в программе общеобразовательных школ.

Задания регионального этапа едины для всей страны и составлялись таким образом, чтобы школьникам было интересно искать решение. Здесь не столь важны конкретные знания по предмету, сколько умение нестандартно мыслить.

Самыми необычными бывают экспериментальные и практические туры олимпиад. Например, в этом году участники по физике определяли плотность стекла, выясняли, что находится в черном ящике, исследовали ткани картофеля, вычисляли скорость звука в полиэтилентерефталате (для этого организаторы специально закупили 300 килограммов картофеля и несколько тысяч банок газировки).

 

Химикам надо было установить какие вещества находятся в пробирках и синтезировать иодоформ, применяемый в медицине как антисептик.

Биологи исследовали кисломолочные продукты, а участники олимпиады по технологии изготавливали декоративную подставку для посуды и рамку для фотографии – полезный навык.

А вот по литературе в этом году к привычному аналитическому заданию добавилось творческое. Участникам предлагалось составить текст определенного жанра по заданным ключевым словам. Изменилась также система оценок с 50-балльной на 100-балльную.

Большинство ребят если и получают дипломы регионального этапа, то по одному предмету. Но при этом есть и те, кто побеждает сразу в нескольких состязаниях. В Москве таких более пятисот.

Причем многие школьники вопреки привычному всем делению на «гуманитариев» и «технарей» успешно выступают в олимпиадах по совершенно противоположным направлениям.

Есть среди них и «рекордсмены». Так, у одиннадцатиклассника Константина Васильева из 444 школы в копилке семь дипломов. И если астрономия и физика, скажем так, его «профиль» (Костя – медалист двух международных олимпиад по астрономии и астрофизике), то литература этот список прекрасно дополняет.

Михаил Молодык из «Пятьдесят седьмой школы» успешно выступил в шести олимпиадах. Он показал отличные знания таких наук, как математика, физика и химия и при этом был силен в языках, дипломы призера олимпиад по английскому и русскому тому подтверждение.

Пятерка самых «разносторонних» школ не изменилась: учащиеся лицея № 1535, гимназии на Юго-Западе № 1543, школы-интерната «Интеллектуал» успешно выступили в состязаниях по 14 предметам, а представители «Пятьдесят седьмой школы» и центра образования № 218 по 13.

Анна Титова