Москва
Cтатья

Хроника финала всероссийской олимпиады по искусству (МХК) в Санкт-Петербурге

О том, как проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) рассказывает наш корреспондент в Санкт-Петербурге Лидия Токарева.
Редакция сайта 29 марта 2014
 Искусство

2 апреля - У нашей культуры - не только история, но и многообещающее будущее!

1 апреля - Как работает настоящий художник

31 марта - Искусство на голодный желудок

Участники олимпиады о первом туре

29 и 30 марта - Просмотр спектакля и второй тур

28 марта - Открытие и первый тур

27 марта - День первый


У нашей культуры  - не только история, но и многообещающее будущее!
 
Вчерашний день прошел в ожидании списков с рейтингом участников, и наконец, утром мы узнали результаты. Списки с баллами вывесили на стенде, но до закрытия олимпиады сохранялась интрига  - кто же получит дипломы победителей и призеров.
Началось торжественное закрытие с выступления победителей конкурса "Весна студенческая", который проводился в СПбГуТД параллельно с олимпиадой.
Ректор Университета технологии и дизайна Демидов А.В. представил членов жюри и начал свое выступление с цитаты вице-премьера РФ О.Голодец, которая открывала олимпиаду: "Вы большие молодцы! Мы можем спорить о том, какая у нас экономика в рейтингах, можем спорить какие мы в спорте в рейтингах (хотя последняя олимпиада показала, что мы первые во многих областях), но в России есть одна большая преимущественная особенность, которую никто не может оспорить - это наша пальма первенства в культуре". От себя он добавил: "Глядя на вас сегодня, могу с уверенностью сказать: у нашей культуры не только история, но и многообещающее будущее".
После этого  начинается основная часть - награждение призеров и победителей. Они выходят на сцену и получают дипломы. 
 
 
К сожалению, не обошлось без неприятных моментов. Участницу из Москвы пригласили на сцену для награждения, но выяснилось, что она не является призером олимпиады..

Как работает настоящий художник

Утро 1 апреля началось с экскурсии в Эрмитаж. Накануне ребята обсуждали, что хотели бы вживую увидеть многие известные работы, которые они изучали в том числе на МХК.

Затем школьники приехали в Университет технологии и дизайна, и их распределили по классам для разбора работ. Члены жюри, проверявшие работы 9-х, 10-х и 11-х классов, поэтапно поясняли задания, отмечали типовые ошибки. Они часто связаны с невнимательным прочтением задания. Например, учащимся был показан отрывок фильма "Гамлет" и дано задание придумать сценарий современного фильма о  Шекспире, но некоторые учащиеся писали сценарий "Гамлета", не дочитав задание до конца.

В отдельной аудитории Е.Н. Черноземова разбирала задания 9-го класса для учителей и сопровождающих школьников. Елена Николаевна рассказала о спорных моментах, которые возникли при проверке задания у жюри. Так, во втором туре учащимся было предложено создать брошюру для спектакля Интерьерного театра "Двенадцатая ночь, или Что угодно?" по Шекспиру. Один из участников выполнил задание, написав: "Мне дали ножницы, чтобы вырезать иллюстрации, но никакие иллюстрации не могут отразить этого спектакля (приклеены ножницы)", "Мне дали фломастеры, чтобы нарисовать свои впечатления, но я не смогу выразить на бумаге своеобразие этого спектакля (приклеены 2 фломастера)", "Мне предложили написать о спектакле, используя различные способы выразительности, но словами не выразить того, что было в спектакле". Председатель жюри отметила, что так действует истинный художник, который не старается наполнить работу излишним содержанием лишь для количества. Также Елена Николаевна рассказала, что художник Интерьерного театра заинтересовался работами учащихся и предложил устроить выставку (безусловно, согласованную с авторами работ).

После этого участники олимпиады выстроились в длинную многочасовую очередь, их вызывали по одному для обсуждения работ. После разбора задач каждый участник имеет право подать апелляцию, но почти всех при показе работы предупреждали, что повышать баллы никому не собираются.

Ребята ждали результатов, пытались выстроить рейтинг, спрашивая баллы у выходящих из аудитории. Мы все ждали результатов, но в конце концов организаторы объявили, что они будут опубликованы только утром.

Искусство на голодный желудок

В последний день марта участники олимпиады посетили Русский музей и музей современного искусства "Эрарта". Как выразилась одна школьница "Мы были без обеда и очень сложно переваривать искусство на голодный желудок". Экскурсия в Эрарте была интерактивной - предполагалось, что участники будут рассказывать о своих чувствах и впечатлениях от произведений.

Наибольшее количество участников в этом году приехало из Москвы, особенно отличилась школа 1199 (Лига школ).

Участники олимпиады о первом туре

28 марта прошел первый тур олимпиады школьников по искусству (МХК). В целом задания показались ребятам интересными и понятными, они охватывали различные области искусства и требовали творческого подхода. Особенно хотелось бы отметить задания, посвящённые скульптуре. Они были связаны с четырьмя памятниками Шекспиру, которые отражают различные черты характера драматурга и раскрывают его многогранную личность. При этом задания были достаточно сложными и объёмными, и у школьников сложилось ощущение, что времени на них было отпущено меньше, чем необходимо.

Мнения участников об организации и темах задания разделились, представляем вашему вниманию отзывы и впечатления школьников.

«Задания первого тура не показались сложными, но не хватало разнообразия. Очень впечатлили отрывки из кинофильмов, задания к нему были самыми интересными и всеобъемлющими. После их выполнения казалось, что досконально разобрал фильм и разложил информацию по полочкам. В целом, первый тур понравился, хотя и окончательно убедил в отсутствии шансов на призовое место. Человек, обладающий творческим складом ума, складной речью и умением обосновать свою позицию, может без особых фактологических конкретных знаний, лишь выезжая на гуманитарной эрудиции, показать себя. Наверно, именно в этом и есть задача олимпиады – выявить потенциал человека, которому искусство близко, понятно и родственно, даже без «учебников в голове».
 

«Проведение первого тура поразило своей неорганизованностью. В самом начале для нас не могли найти кабинет, мы ждали минут 20. Когда нам, наконец, нашли «пристанище», пришлось ждать заданий, видеофайла, черновиков ещё 30 минут. Видеофайл оказался испорченным, его нельзя было продемонстрировать с начала до конца. Смотрели, как могли – урывками. В результате такого просмотра смысл отрывка оказался неверным. Но это мы поняли только за час до конца олимпиады, когда был показан неиспорченный вариант. У многих просто не осталось времени переделать первое задание. Помимо проблем с видео, очень много времени уходило на то, чтобы понять в какой конкретно графе в бланках надо отвечать на те или иные вопросы. Для некоторых место отведено вообще не было».
 

«Самые интересные задания - творческие. Придумать, создать что-то, предложить идею памятника, скульптуры – это прекрасный опыт и просто интересное задание. Я люблю материал для сравнения: фильмы, спектакли. Хорошо, что олимпиада по Искусству (МХК) не использует заданий и привлечений современной культуры (например, фильм База Лурмана и т.д). Хорошо, что соблюдается система, внимание уделяется одной обширной теме, а мы не мечемся с Праксителя на Кафку, и с Шекспира на Сенеку. Творческие задания – это прекрасный шанс показать незазубренный материал, а способность к анализу и мыслительному процессу».‏
 

Просмотр спектакля и второй тур

В 2014 году исполняется 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира, и финал всероссийской олимпиады по искусству (МХК) целиком посвящен этому выдающемуся драматургу всех времен. В субботу, 29 марта, участники олимпиады смотрели спектакль Интерьерного театра "Двенадцатая ночь, или Что угодно?" по Шекспиру.

Задания второго тура олимпиады связаны с этой постановкой. Организаторы раздают школьникам клей, ножницы, цветные карандаши. Нужно создать буклет-брошюру спектакля, используя различные выразительные средства. Дети отмечают, что задания интересные, хотя времени на их выполнение хотелось бы побольше. С олимпиады участники выходят усталые, но довольные. После соревнований учащиеся отправляются на интерактивную выставку в музей современного искусства "Эрарта".

Открытие и первый тур

28 марта и первый этап олимпиады. Организаторы распределяют участников по аудиториям, дети шуршат шоколадками, родители переживают в холле университета. Работают видеопроекторы, детям показывают отрывки фильмов. Первый этап посвящен В.Шекспиру.

Как известно, 2014 год объявлен В. Путиным годом культуры. Детям  было предложено написать эссе об этом. Участники после олимпиады делятся, что задания были понятные, но времени не хватило. Также возникли технические сложности при проигрывании роликов.

После выполнения заданий все отправляются в актовый зал Университета Технологии и Дизайна на открытие заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству.

Участников приветствовали заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец и председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников Черноземова Е.Н. 

«В мире всегда идут споры об экономическом, политическом или спортивном потенциале нашей страны. Но никто не поспорит, что Россия уверенно занимает первое место в мире в области культуры и искусства. И вы также можете стать первыми в этой сфере», - обратилась О.Ю. Голодец к участникам олимпиады.

После торжественного открытия учащиеся отправились в столовую и дальше была объявлена свободная программа.

27 марта. День первый

Заключительный этап всероссийской олимпиады по искусству (МХК) проходит проходит в Санкт-Петербурге в Университете технологии и дизайна с 27 марта по 2 апреля. 

Открытие олимпиады перенесено на 28 марта, для того чтобы на нем смог присутствовать заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Сергей Владимирович Иванец, сообщает корреспондент сайта Olimpiada.ru. Открытие состоится в 14 часов в главном корпусе Университета технологии и дизайна.

Программа олимпиады по искусству (МХК)

Сегодня состоялась регистрация участников и другие организационные моменты олимпиады. Так, председатель Центральной методической комиссии по МХК Елена Николаевна Черноземова отвечала на вопросы учащихся. Она рассказала, что олимпиада будет проводиться в два тура, первый тур состоится в пятницу 28 марта в 9 утра, второй тур пройдет в воскресенье 30 марта в 10 утра. Чтобы написать второй тур, учащиеся должны будут посмотреть театральную постановку.

Елена Николаевна Черноземова отвечает на организационные вопросы

Члены комиссии порекомендовали детям выспаться, взять с собой шоколадку и не волноваться. "Вы уже победители", - приветствовала учащихся Попова Елена Константиновна, член комиссии, доктор филологических наук.

Участники подняли руки, отвечая на вопрос, кто в первый раз приехал на олимпиаду в Университет технологии и дизайна

Следите с нами за финалом всероссийской олимпиады школьников на специальной странице.

Лидия Токарева