Москва
Cтатья

На олимпиаде по экологии нет заданий по экологии

В эти дни в Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по экологии. Здесь собрались юные экологи более чем из 50 регионов России. Следите за событиями вместе с нашим корреспондентом Анной Титовой.
Анна Титова 3 апреля 2014
 Экология

В эти дни в Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по экологии. Здесь собрались юные экологи более чем из 50 регионов России. Следите за событиями вместе с нами.

Праздник с оттенком грусти.

На олимпиаде по экологии нет заданий по экологии.

Важно не правильно ответить, а правильно обосновать.


Праздник с оттенком грусти

Вот и подошел к концу финал всероссийской олимпиады школьников по экологии. В течение семи дней лучшие экологи со всей страны не только выполняли задания, спорили с жюри и подсчитывали баллы, но еще и ходили на экскурсии, делились опытом, пусть не таким  уж и большим, заводили новых друзей и просто общались со своими единомышленниками.

В последний день олимпиады мысли о баллах и дипломах отошли на второй план: кто-то еще не успел купить сувениры, а кому-то было грустно расставаться с новыми знакомыми.

Но все же главная интрига оставалась нераскрытой – это имена победителей и призеров. После обеда участники в парадных костюмах и платьях отправились на торжественную церемонию закрытия олимпиады. Мероприятие прошло в культурно-развлекательном комплексе «Пирамида». В фойе ребят встречали скрипачки. Под их аккомпанемент участники прошли в огромный сверкающий зал и замерли в томительном ожидании.

 

Наконец, на сцене появились ведущие, приветствуя всех собравшихся на двух языках: русском и татарском. Выступления местных творческих коллективов чередовались с напутствиями от официальных лиц. Но вот все слова сказаны, все песни спеты и наступает самый долгожданный момент – на сцену приглашают обладателей дипломов. В этом году их 67: 17 победителей и 50 призеров. Кроме заветного документа участникам вручают медали и памятные сувениры, а лучшим из лучших, тем кто набрал больше всех баллов – планшеты. Завершилась церемония салютом из конфетти.

Делегации еще долго не расходились: кто-то фотографировался, кто-то обменивался контактами, а кто-то назначал встречу через год на следующем финале олимпиады.

На олимпиаде по экологии нет заданий по экологии.

Предпоследний день у экологов выдался трудный. Им предстоял разбор заданий, показ работ и апелляция. Сначала ребята отправились на разбор заданий, который традиционно открылся зачитыванием забавных выдержек из работ участников. Тут вспомнилась фраза председателя ЦПМК Екатерины Вячеславовны Колесовой, произнесенная на открытии: «В нашей олимпиаде заданий по экологии нет. Все задания - на элементарную рассудочную деятельность». Не все запомнили эту фразу, и вот что у них получилось:

«Учение Вернадского о ноосфере не противоречит концепции устойчивого развития, так как ей нельзя противоречить!».

«Уже сейчас человек нещадно насилует биосферу».

«Метана в организме травоядных животных нет, так как они сжигают ископаемое топливо и получается CO2».

«В состав метана входит кислород-18».

«Вообще для достижения устойчивого развития необходима модернизация экономики, инновационное развитие технологий и диван, на котором всё это можно обдумать».

«Культурная революция – это переход человека к выращиванию культурных растений».

«Людям нечем заняться, они и заботятся об экологии».

«Выветривание горных пород – это любой перенос верхних слоев пород. Например, перенос с животными (на лапках)».

«Белый медведь – не верный!».

«Киото – японская страна».

Посмеявшись, все немного расслабились. Члены жюри начали с анализа проектного тура и выступлений. Многие отмечали, что уровень презентаций, да и самих докладов значительно вырос по сравнению с прошлыми годами. Затем разобрали задания первого тура и начался показ работ.

В это время председатель ЦПМК, заместитель председателя жюри Е.В. Колесова предложила школьникам пообщаться неформально. Каждый мог задать интересующий его вопрос, спросить совета, не только по олимпиаде. Ребята интересовались, какие существуют профильные вузы, куда лучше поступать, что делать, если в школе не ведется никакой дополнительной работы по экологии, к кому обращаться. Екатерина Вячеславовна с удовольствием отвечала.

   

После обеда все желающие отправились на апелляцию. Члены жюри обсуждали спорные моменты отдельно с каждым участником, затем принимали окончательное решение о выставленной оценке. Некоторым участникам удалось отстоять несколько дополнительных баллов, кому-то же наоборот снизили выставленные оценки. Во время апелляции велась видеозапись всей процедуры.

   

Но вот, все споры разрешены, баллы подсчитаны и, наконец, можно отдохнуть. Организаторы к этому подготовились и устроили для участников дискотеку.

Тем временем представители Псковской области захотели посмотреть ночной Кремль. Один из организаторов любезно согласился отвезти их на своем автомобиле, а заодно покатал по ночной Казани, показал новое здание Татарского государственного театра кукол «Экият», оформленного в виде сказочного замка, дворец бракосочетаний - Центр семьи «Казан» и деревню Универсиады – здесь, кстати, будут жить участники финала всероссийской олимпиады по химии.

Ну а мы совсем скоро узнаем имена лучших экологов страны.

Важно не правильно ответить, а правильно обосновать

В эти дни в Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по экологии. Здесь собрались юные экологи более чем из 50 регионов России. 30 марта состоялась торжественная церемония открытия, а затем, совещание с руководителями команд и участниками.

На следующий день все отправились в Казанский (Поволжский) Федеральный университет, в котором прошел первый теоретический тур олимпиады. Участникам предстояло выполнить около 30 заданий (в каждом классе их количество разное). Особенно ребятам запомнились творческие вопросы, на которые в принципе не было правильного ответа – надо было выбрать один из предложенных вариантов и аргументировать свой выбор. Оценивалось именно обоснование. Также школьникам понравилось практическое задание, где им предложили придумать способы мониторинга численности зверька сони.

Пока ребята ломали голову в поисках ответов на вопросы, для руководителей провели встречу с представителями Межрегиональной ассоциации экологического образования (под эгидой Института устойчивого развития Общественной палаты РФ).

Третий день олимпиады был экскурсионным. Сначала ребята посетили Раифский монастырь – крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской православной церкви, основанный в 17 веке. Затем школьники осматривали Казанский Кремль, в котором сохранились постройки еще 12 века. Как рассказали экскурсоводы с 2000 года он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

И наконец пришло время самого интересного дня соревнований: сегодня состоялась защита исследовательских проектов. Всех участников разделили по секциям в зависимости от тематики работы: «Гидроэкология», «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», «Промышленная экология», «Особо охраняемые природные территории и охрана почв», «Урбоэкология». Каких только проектов здесь не было: исследование и оценка качества воды всевозможных рек, работа по организации памятника природы, изучение бытовых фильтров воды, анализ молока, определение зон электромагнитных полей в жилом помещении, проблема озеленения, влияние газировки на состояние зубов. Похоже, участники олимпиады исследовали все самые актуальные на сегодняшний день экологические проблемы.

 

По окончании тура ребята отправились в местный ТЮЗ. Музыкальный спектакль «Здравствуйте, я ваша тетя» в современной, видимо авторской, интерпретации произвел очень неоднозначное впечатление. Довольно странно было видеть на сцене героев известной истории в костюмах девушек из группы поддержки футбольной команды и их дядюшку-судью, который по замыслу режиссера, почему-то стал футбольным судьей. Представление затянулось и в гостиницу участники вернулись около десяти вечера. Здесь их ждал сюрприз: предварительные баллы за оба тура. До этого организаторы выдерживали интригу и не объявляли промежуточные результаты.

Максимальный балл по 9 классу набрал участник из Сахалинской области: 91 балл; в десятом классе лучшим стал представитель Татарстана, набравший 104 балла из 130 возможных, а среди одиннадцатиклассников сразу два участника из Удмуртской Республики и Москвы заработали по 118 баллов. Но, повторюсь, это еще не окончательные итоги. Впереди показ работ и апелляция, которая может многое изменить. Пожелаем ребятам удачи и мужества тем, кто все-таки решит оспаривать свои оценки.

Следите за ходом финала всероссийской олимпиады вместе с нами на специальной страничке.