Анна Титова 5 апреля 2014 |
С 4 по 10 апреля в Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по химии. Юные Менделеевы из 44 регионов России будут бороться за звание лучшего химика страны. Следите за ходом соревнования вместе с нами.
10 ареля. Самое страшное – это утечка человеческого капитала
9 апреля. Экскурсии в режиме нон-стоп
8 апреля. Противостояние: наука vs. чудо
7 апреля. Химия под контролем военных
6 апреля. Химия под звуки оркестра
5 апреля. Первый шаг на пути к победе
4 апреля. Казань встречает юных Менделеевых со всей России
10 ареля. Самое страшное – это утечка человеческого капитала
Вот и подошел к концу финал 50-й всероссийской олимпиады по химии. Целую неделю ребята решали задания, ходили на экскурсии и подсчитывали баллы, пытаясь предугадать свой результат. Ждать осталось недолго. На торжественную церемонию закрытия олимпиады в актовом зале Международного информационного центра собрались почти 250 школьников.
Вспышки фотокамер, вопросы репортеров – здесь всё по-взрослому. Да и задания школьники решали недетские. Позади два тура теории и экспериментальная работа в лаборатории. Темы самые разные: органическая и неорганическая химия, физическая и биохимия – во всём надо разбираться гораздо глубже, чем учат в школе. По словам одного из членов жюри, не каждый студент-третьекурсник химфака способен решить подобные задачи. А еще надо справиться с волнением, ведь для многих, диплом олимпиады – это путевка в вуз. Лучшие университеты страны принимают победителей и призеров на профильные факультеты без экзаменов.
Вся церемония объединена одной темой – на сцене выводят формулу победы. Основные компоненты: дружба, взаимовыручка и командный дух.
Ведущие приветствуют отдельно каждый регион: Алтайский край, Ростовская область, Якутия, Вологодская область и Санкт-Петербург – всего 44 региона. Но по-настоящему зал взрывается, когда объявляют Севастополь – участников приветствуют не только на олимпиаде, но и в составе России.
Кстати, Министерство образования и науки Республики Татарстан оплатило перелет, проживание и все организационные взносы не только школьникам, но и их руководителю.
Победителей и призеров поздравил министр образования и науки Республики Татарстан Э. Н. Фаттахов. Представитель Казанского федерального университета призвал участников работать на благо России. По его словам, самое страшное – это утечка человеческого капитала.
Официальные речи чередуются с выступлениями творческих коллективов. На сцене мюзикл сменяется балетом, а татарским народным напевам и пляскам противопоставлены современные танцы и эстрадные песни.
И вот объявляют имена лучших из лучших. Жюри вручило 71 диплом: 18 победителям и 53 призерам. В девятом классе награждали тех, кто набрал не менее 148 баллов, в десятом – 186 баллов, одиннадцатиклассникам надо было набрать 169, 5. Абсолютным победителем олимпиады стал участник из Вологодской области десятиклассник Иван Лентин. Его результат 229,5 баллов из 250.
Для кого-то соревнования остались позади, а вот победителям еще предстоит представлять Россию на международном уровне. Они отправятся на Менделеевскую и Международную олимпиады.
9 апреля. Экскурсии в режиме нон-стоп
Второй день экскурсий. В программе: обзор по городу с посещением Казанского Кремля.
Утром участников встречают экскурсоводы. Все рассаживаются по автобусам. Проезжаем по нескольким улицам города. На этом обзор заканчивается. Нас везут в Кремль. Следующие два часа бродим по Кремлю и его окрестностям, заходим в церкви и мечеть Кул Шариф. Всё очень интересно и красиво. Но от такого количества фресок, витражей, росписей, лепнины, мозаики кружится голова: слишком большой поток информации. Через три часа с трудом воспринимая реальность возвращаемся домой.
На вечер организаторы запланировали физкультурно-развлекательную программу, но по просьбе руководителей делегаций заменили её на посещение музея казанской химической школы.
Это именно то, чего ждали юные химики: лаборатория XIX века, Бутлеровская аудитория, библиотека, химические препараты и лабораторное оборудование XIX-XX веков, а также кабинет самого великого А. М. Бутлерова – настоящая сокровищница для школьников, увлеченных химией. Ребят буквально силой пришлось уводить из музея, так им понравилась экскурсия. Но своей очереди уже ждала следующая группа.
Вечерняя программа не баловала разнообразием, поэтому плановый просмотр кинофильма многие заменили партией в теннис и настольными играми.
8 апреля. Противостояние: наука vs. чудо
Пятый день олимпиады. Все соревнования уже позади. Пока жюри подсчитывает баллы, участники могут немного расслабиться и отдохнуть. Впереди два дня, посвященные осмотру местных достопримечательностей.
Утром у автобусов делегации встречают экскурсоводы. Нам предстоит поездка в Раифский Богородицкий мужской монастырь. По дороге ребятам рассказывают о том, как проходила казанская Универсиада.
Через сорок минут, среди высоких сосен и берез вырастают белоснежные постройки монастыря. Залитые солнечным светом в небе пылают золоченые купола.
Внутреннее убранство церквей поражает великолепием и роскошью: стены и потолки, расписанные фресками с библейскими сюжетами, блестящие оклады икон и огромный, упирающийся в своды потолка, иконостас.
У источника экскурсовод рассказывает о чудотворной силе святой воды. Но химики привыкли объяснять всё с научной точки зрения. После небольшого спора сходятся на том, что вопрос еще недостаточно изучен.
После обеда запланирована экскурсия в Музей Универсиады, где собраны сувениры разных лет и образцы спортивной формы. Затем, некоторые делегации отправляются гулять в город.
Вечером с московской командой работают психологи. К ним присоединяются участники из Пензы. Рассказывают о том, как проходит подготовка у них в городе. По сравнению с ними столичным школьникам повезло – возможностей у них гораздо больше. После занятия кто-то остается поиграть в теннис, но большинство ребят расходится по комнатам – все-таки за три дня соревнований все очень устали.
7 апреля. Химия под контролем военных
Сегодня подъем был раньше обычного. У ребят последний день соревнований и один из самых сложных туров – экспериментальный, который проводится в лабораториях КНИТУ (КХТИ). У руководителей команд своя программа: лекция, посвященная системе работы с одарёнными детьми.
Участников распределили по лабораториям и провели инструктаж по технике безопасности: реактивы не вдыхать, не допускать попадания в глаза и на кожу рук, работать можно только в специальных халатах.
Затем рассказали о том, какие их ждут задания. Например, одиннадцатиклассники работали в лаборатории органического синтеза с растворами соляной кислоты, соды, перманганата калия (марганец) и брома.
Каждый участник получает набор реактивов, с помощью которых необходимо определить какие вещества находятся в пронумерованных пробирках и изобразить их структурные формулы. Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, школьники отвечают на теоретические вопросы и составляют план работы.
Десятиклассники разгадывали «химический шифр»: с помощью имеющихся реактивов и оборудования надо было установить, раствор какого соединения находится в каждой из пробирок; затем, пользуясь таблицей для дешифровки, разгадать кодовое слово и из него составить анаграммы, представляющие собой химические термины.
В девятом классе предлагалось определить общую щелочность образца воды методом титрования.
Экспериментальный тур отличается от теоретического еще и тем, что баллы за него участнику выставляют сразу.
Чтобы студенты не ходили по коридорам и не отвлекали участников олимпиады (лаборатории находятся в учебных корпусах университета), в коридорах дежурили военные. Как потом выяснилось порядок обеспечивали студенты военной кафедры.
По окончании эксперимента школьникам подарили футболки университета и показали презентацию об известных ученых-химиках, которые учились и работали в стенах КНИТУ.
Выходя из лабораторий участники обсуждали задания и делились впечатлениями. Ребята из Липецка, очень приветливые и веселые, при виде диктофона немного оробели, но рассказали, что экспериментальный тур из всех трех был самым легким. Сложнее всего было на первом. Несмотря на все трудности ребята надеются на дипломы призеров. Пожелаем им удачи!
Десятиклассница Полина Боева из Ростовской области не испугалась журналистов и поделилась впечатлениями: «Мне понравился экспериментальный тур. Очень интересно. Нам сначала дали задания по теории, надо было определить вещества, назвать их цвет, написать уравнения реакций. Потом приступили к практике. Нам дали 6 реактивов и надо было определить, что это за вещества и разгадать шифр. Каждое вещество соответствовало букве, из них надо было составить слово. Это был шифр. Потом переставлением букв получалось еще одно слово. И еще был какой-то минерал доломита, но я это не смогла сделать. На все давалось пять часов, но почти все закончили всё за два часа. Времени очень много дали.
Первый тур был сложный, но одна задача была очень легкая. Я сразу ее решила.
К олимпиадам я готовлюсь в основном по книгам, еще хожу на кружок при институте и с учителем занимаюсь.
Надеюсь, что я буду не в конце, а где-то в середине, хорошее для себя место займу. Теперь все туры позади, и можно Казань посмотреть».
Участник из Татарстана, девятиклассник Руслан Котляров рассказал нам о своей примете: «Я все три дня пока шли туры не мылся. Чтобы не спугнуть удачу». Посмотрим насколько правдивы народные приметы.
После обеда все отправились на показ работ. Те, кто был не согласен с выставленными баллами, могли пообщаться с авторами задач и выяснить все спорные моменты. Некоторым удалось отвоевать более десяти баллов! А ведь счет идет на десятые.
Можно считать, что соревнование на этом завершилось. Остается только ждать окончательных результатов и наслаждаться красотами Казани. У ребят еще целых два дня экскурсий.
6 апреля. Химия под звуки оркестра
Второй день соревнований начался уже привычным ранним подъемом. Сразу после завтрака школьники отправились на второй теоретический тур олимпиады в К(П)ФУ.
Правила второго тура немного отличаются от правил первого, неизменной остаётся длительность тура – пять часов. Здесь участники должны сами выбирать задания. Всем классам надо решить по 4 задачи. Отличается только количество разделов.
Девятиклассники выбирают из двух разделов – «Неорганическая химия» и «Физическая химия» . В десятом классе добавляется «Органическая химия». Одиннадцатый класс решает по одной задаче из четырех разделов. Кроме вышеупомянутых добавляется «Химия и жизнь».
Сложность второго тура заключается в том, что школьник сам должен выбрать посильные ему задания.
Участники в сопровождении волонтеров отправляются в аудитории. Для руководителей в программе предусмотрена экскурсия по улице Баумана — это не просто пешеходная улица в историческом центре города, но еще и одна из самых старых улиц Казани. Обилием сувенирных лавок напоминает московский Арбат. Правда организаторы объявили, что они всех проводят, а гулять руководители команд будут без сопровождения. Повезло хотя бы, что погода, наконец-то, установилась солнечная и относительно теплая.
Руководитель липецкой делегации посетил музей Константина Васильева – художника, который широко известен своими работами на былинно-мифологические темы. По признанию липецкого гостя – К. Васильев его любимый художник.
Наставники московской команды отправились осматривать местные достопримечательности. Сначала прошли по улице Баумана, сфотографировались с памятником знаменитому Казанскому коту и бросили ему монетки, по поводу этой приметы выяснить ничего конкретного не удалось, но весь постамент усыпан мелкими монетами. Посетили рынок, ожидая увидеть колоритный восточный базар. Но торговые ряды не оправдал надежд – товар такой же, как и везде. Затем отправились кормить уток на канал Булак, дошли до Кремля, а потом прокатились на метро. Станции очень красивые, оформлены национальными орнаментами и мозаиками, но почему-то очень темные.
Проезд оплачивается смарт-жетонами. На вид обычный пластиковый кружок синего цвета, похожий на монету. На одной стороне теснение «1000 лет Казани», на обороте — логотип предприятия «Метроэлектротранс». На самом деле жетон содержит внутри специальный электронный чип.
Но вот второй тур заканчивается, в фойе университета спускаются участники. В целом ребята довольны выступлением. Считают, что второй тур решили лучше, и задания были интереснее.
После обеда руководители делегаций отправляются на очередное собрание. Третий тур будет проводиться в лабораториях КНИТУ в нескольких корпусах Организаторы рассказали о том, как распределят участников.
Вечером все были приглашены на гала-концерт VII Международного фестиваля «Классическая гитара» в ГБКЗ имени С. Сайдашева. В программе были выступления гитаристов из Китая, Дагестана, Тулы и Казани в сопровождении оркестра. Часть ребят настолько устали, что остались в Деревне Универсиады отдыхать и готовиться к следующему экспериментальному туру.
Звучит третий звонок, школьники занимают места и погружаются в удивительный мир звуков: переборы гитар, густой голос контрабаса, и нежные переливы скрипки.
Ребята остались очень довольны концертом. По дороге домой участник из Мордовии делится впечатлениями: «Мне очень понравилось. Сначала было как-то плоско, а потом разошлось. Особенно мне понравился музыкант, который одновременно успевал играть на гитаре и стучать по ней».
Концерт закончился довольно поздно и все быстро разошлись отдыхать. Впереди самый сложный экспериментальный тур.
5 апреля. Первый шаг на пути к победе
Раннее утро. В холле Международного информационного центра Универсиады в ожидании автобуса толпятся школьники. Как ни странно нет привычного для такого скопления детей оживления. Все сосредоточенны и собраны. Сегодня на олимпиаде первый соревновательный день. Только одна группа громко смеется – пытаются вспомнить сколько во Франции было Людовиков и каких королей было восемнадцать. Какая связь с химией? Да никакой, таким образом ребята пытаются расслабиться и отвлечься – впереди ответственный теоретический тур.
Первый тур проходит в аудитории К(П)ФУ для девятых классов и научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского для десятых и одиннадцатых. В холле школьников встречают волонтеры и провожают в аудитории.
Пять часов и пять задач. Главное не забыть воду и шоколад – мозгу потребуется дополнительное питание, ведь работа предстоит большая и сложная. Темы самые разные: от неорганической химии в 9 классе и органической в 10-м до физической химии в 11-м. А ведь эти задания находятся уже на стыке двух наук.
Кому-то может показаться, что час на решение каждого задания это много. На самом деле время пролетает неимоверно быстро. Мало кто сдает работу раньше.
В аудиториях и коридорах дежурят волонтеры, которые сопровождают ребят, если кому-то потребовалась передышка. Вообще, ни одно подобное мероприятие не обходится без помощи студентов-волонтеров. Они помогают сориентироваться, отвечают на вопросы, сопровождают команды в автобусах.
Мерзоянов Эльдар, волонтер: «Меня пригласили буквально за день до олимпиады. Я немножко подумал, поколебался, но все-таки решил поучаствовать. Вчера помогал во время открытия олимпиады, потом готовил аудитории и бланки заданий. Все работы привозят в запечатанных коробках. Наша задача всё распаковать, пересчитать, проверить, чтобы не было брака. Если обнаружится брак, то работу надо заменить. Для этого предусмотрены дополнительные комплекты. Каждому классу необходимо подготовить задания, черновики, справочные материалы. В аудиториях мы смотрели, чтобы под столами не было шпаргалок, чтобы у всех было нормальное рабочее место. Сейчас слежу за порядком. Всего на олимпиаде задействовано около 10 человек и есть еще несколько ребят в резерве. Раньше я сам был участником олимпиады и мне интересно было посмотреть всё изнутри».
Пока ребята размышляют в поисках ответов, руководители команд отправляются на встречу с председателем жюри, деканом химического факультета МГУ, академиком РАН, профессором, доктором химических наук Валерием Васильевичем Луниным.
По окончании тура школьники не торопятся расходиться по автобусам, делятся впечатлениями с коллегами и преподавателями. По поводу заданий мнения разделились: кому-то было слишком легко, а кто-то наоборот не ожидал таких сложных задач.
После ужина организаторы предложили участникам просмотр кинофильма, но большинство ребят разошлись по комнатам готовиться: им предстоит еще один теоретический тур с выбором задач. Но об этом расскажем завтра.
4 апреля. Казань встречает юных Менделеевых со всей России
Не успели еще стихнуть аплодисменты победителям олимпиады по экологии, а Казань снова принимает олимпиадников. На этот раз столица Татарстана собрала юных Менделеевых – победители региональных этапов всероссийской олимпиады съехались сюда со всех уголков страны. Кроме того, команда Севастополя в составе четырех школьников – победителей третьего этапа Всеукраинской химической олимпиады – по просьбе Управления образования и науки города, получила право принять участие в финале всероссийской олимпиады по химии. Таким образом, без малого 250 школьников, представляющих 44 региона в течение семи дней (с 4 по 10 апреля) будут бороться за победу в соревновании.
В программе не только решение задач и проведение экспериментов, но еще экскурсии и культурно-развлекательная программа.
В первый день состоялась церемония открытия олимпиады. Участников приветствовали официальные лица, с художественными номерами выступили местные творческие коллективы. Затем школьники вернулись в Деревню Универсиады, где их поселили на время олимпиады. Для руководителей делегаций провели организационное собрание. Школьники рано разошлись по своим номерам – завтра их ждет напряженный день – первый теоретический тур олимпиады. В отличие от других предметов, финал химической олимпиады проводится в три тура. Первые два теоретические, третий экспериментальный.
Пожелаем удачи всем участникам!
Следите за ходом финала всероссийской олимпиады вместе с нами на специальной страничке.