Редакция сайта 19 апреля 2014 |
Финал всероссийской олимпиады по литературе, который прошел с 12 по 18 апреля, преподнес участникам большой сюрприз - по сравнению с прошлыми годами на соревнованиях существенно поменялись задания. Какими они стали и зачем организаторам олимпиады понадобились эти изменения, выясняли корреспонденты сайта Olimpiada.ru.
В этом году на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе приехало 249 участников из 56 регионов. Наиболее многочисленная команда - у Москвы, в ней 37 человек. На втором месте по численности Санкт-Петербург - 15 человек, по 10 и более человек приехали из Вологодской, Калужской, Московской областей и Чувашской республики. Победителями стали 19 школьников, а призерами - 53. Соревнования проходили в подмосковном пансионате «Вороново», их организацией занималась «Высшая школа экономики».
Флажками на карте отмечены регионы, из которых приехали участники олимпиады | Писать туры, смотреть работы и общаться с жюри участники ездили из пансионата в учебный центр "Вышки" неподалеку |
Как и прежде, соревнования проходили в три тура. Последние несколько лет характер заданий не менялся: первый тур - анализ прозы, второй - анализ поэзии, третий - разнообразные творческие задания. В этом году анализ текста остался лишь в первом туре, причем школьник мог по своему выбору анализировать либо прозу, либо поэзию. Во втором туре были творческие задания: школьникам нужно было написать заявку на научную конференцию и составить поэтический сборник. В третьем туре школьники устно выступали перед жюри по выбранной теме.
Сложнее, но интереснее
В целом опрошенные корреспондентами школьники отмечали, что в этом году задания стали интереснее. «В этом году (задания) интереснее. Сложнее, но интереснее», - сказала Мария Новгородова из Оренбурга.
Более критично отнесся к новшествам «старожил» - трехкратный победитель олимпиады Михаил Кипнис из Москвы. «Первое задание творческого тура (составление заявки на научную конференцию - прим. ред.) мне не понравилось. Мне кажется, это не то задание, над которым стоило думать год. По-моему, на вузовских олимпиадах миллион уже таких заданий было. Это было знакомо. Мне больше понравились творческие задания прошлого года, потому что писать диалог между героями разных произведений - это очень хорошее задание на стилизацию, на знание произведений, на умение создать собственный текст - это лучшее за три года, что я писал. Поэтический сборник - это тоже очень здорово, но мне показалось, что в этом задании было много - ребята подсказали хороший термин - дизайнерского. Требовалось не только знание теории, но подбор оформления, оценка оригинальности, креативности, подбор шрифта или обложки - это уже некоторый уход в сторону от литературы. А когда дается 5 стихотворений и нужно еще 7 добавить и объяснить во вступлении, как они между собой связаны - это хорошее задание», - сказал он.
На олимпиадах, которые организует ВШЭ, традиционные гости - "Полоркестра" | Медали победителей и призеров |
Некоторых школьников беспокоило, что при разборе художественного текста их интерпретация - как показал последующий разбор работ - отличалась от трактовки литературного произведения членами жюри.
Евгения Семеновна Абелюк, учитель литературы лицея № 1525 «Воробьевы горы», член жюри и предметно-методической комиссии, заверила корреспондентов, что при рассмотрении работ «судьи» оценивали в первую очередь способность школьников логично, последовательно и аргументированно изложить свое виденье художественного текста.
«Мне попались не одна, не две, а может быть, десяток работ, с авторами которых я совершенно не была согласна. Причем некоторые из них получали очень высокие баллы. Тут была важна не позиция, а то насколько она была адекватно выражена, как она доказывалась, насколько убедительно и глубоко прочитан литературный материал», - объяснила она.
Лучший тур - устный
Руководители команд также в основном приветствуют изменение формата заданий. Они считают, что задачи туров стали не только сложнее и интереснее, но и позволяют более широко оценить разнообразные навыки, умения и качества школьников. Особенно они отмечали в своих ответах устный тур.
«Детям было интересно решать эти задания, с каждого тура они приходили с хорошими отзывами. Особенно понравился устный тур, они были в восторге от того, прежде всего, что их выслушали заинтересованные слушатели и только маленькая нотка сожаления от того, что никто с ними в дискуссию не вступал, а они были готовы к этой дискуссии», - рассказала Татьяна Сергеевна Александрова, руководитель команды Тульской области.
«Задания интересные, неоднозначные. Ну, это литература, а о литературе однозначно ничего говорить нельзя. Поэтому задания в первую очередь нацелены на развитие речи - и письменной, (и устной). Третий тур мне очень понравился, потому что на уроке все равно учителя больше тянут одеяло на себя - «Вот дети не могут сказать, а мы сейчас им все расскажем». А на самом деле наши дети очень много знают, просто - бывает такое - молчат», - поделилась впечатлениями Рыбакова Елена Николаевна, руководитель команды Калужской области, преподаватель гимназии №24 в Калуге.
«Я исключительно положительно (оцениваю изменения формата олимпиады), потому что (новые задания) проверяют все аспекты личности. И эрудицию, и контекст, и умение ассоциативно мыслить, и в целом личную организованность и умение себя презентовать», - сказала Наталья Юрьевна Манышева, руководитель команды Алтайского края.
Спектакль на церемонии награждения | На олимпиаде проходил конкурс чтецов |
Татьяна Федоровна Панченко, руководитель команды Приморского края отметила, что смена команды организаторов олимпиады, произошедшая два года назад пошла мероприятию на пользу, а также что задания финального этапа стали гораздо интереснее, но гораздо сложнее.
«Я лично разговаривала с Игорем Николаевичем Сухих (член жюри олимпиады - прим. ред.). Я доцент, кандидат наук, преподаю в Дальневосточном федеральном университете, я бы за пять часов с заданием, которое дали детям во втором туре, не справилась. Мы с Игорем Николаевичем пришли к единому мнению, что дети не знают, что это сложно, и поэтому их это не страшит», - сказала она.
Кроме того, Татьяна Федоровна отметила некоторые неудачные формулировки в заданиях: «Например, нарисуйте обложку сборника. Дети напрямую поняли задание и стали рисовать. Они не перевели его в метафорическую область и потратили время на рисование». Тем не менее в целом перемены и эксперименты с заданиями педагог приветствует.
Зачем все это понадобилось?
Почему центральная предметно-методическая комиссия изменила задания, корреспондентам рассказал ее председатель Сергей Владимирович Волков. Он объяснил, что в школе устный ответ ученика ушел из практики преподавания и экзаменов, в то время как в современном мире умение выражать и аргументировать свою позицию является одним из самых необходимых. Отсюда следует необходимость устного тура на олимпиаде. Творческий тур необходим для подготовки школьников к решению нестандартных практических задач в дальнейшей профессиональной жизни.
Награждение абсолютных победителей олимпиады | Тотчас после церемонии награждения победители стали "добычей" корреспондентов |
«Филологам нужно обязательно решать задачи в неопределенных, нешаблонных условиях. Дело в том, что анализ текста давно превратился в определенный шаблон. Но в реальной жизни и в профессиональной жизни человек очень часто попадает в ситуации, в которых нужно действовать нестандартно. Это во-первых, а во-вторых, у филологов в жизни есть очень много применений, кроме чисто теоретического анализирования текста. Филологи нужны и как редакторы, и как издатели, и как журналисты. Филологу нужно писать в разных жанрах и мы будем предлагать детям задания такого типа, чтобы они могли выступить в разных прикладных филологических ролях и решали задачи, которые им неизвестны, но которые требуют их багажа (знаний)», - сказал он.
Жирный плюс за культурную программу
Поменялись в этом году не только задания. Так, вместо традиционной для московских олимпиад экскурсии по Кремлю участники посетили Пушкинский музей.
«Жирный плюс я бы поставил организаторам за культурную программу. Последние два года она была гораздо хуже - в частности, спектакли были гораздо ниже по уровню. Очень хорошо, что не было экскурсий по Кремлю. Меня это очень радует, потому что каждый год ездить в Кремль порядком надоело, а (в этом году) было что-то новое», - отозвался о культурной программе Михаил Кипнис.
На сцене - команда организаторов соревнований |
Кроме того, многие школьники и руководители отмечали отличные бытовые условия, прекрасную организацию мероприятия и слаженную работу волонтеров.
«Очень понравилось, как четко в организационном плане было все сделано, нигде никаких накладок не было, был занят каждый день и занят какими-то интересными делами», - отметила Татьяна Сергеевна Александрова.
Екатерина Боровикова
Мария Трегубова