Москва
Cтатья

Простор для творчества: финал всероса по литературе прошел с новыми заданиями

Финал всероссийской олимпиады по литературе, который прошел с 12 по 18 апреля, преподнес участникам большой сюрприз - по сравнению с прошлыми годами на соревнованиях существенно поменялись задания. Какими они стали и зачем организаторам олимпиады понадобились эти изменения, выясняли корреспонденты сайта Olimpiada.ru.
Редакция сайта 19 апреля 2014
 Литература

Финал всероссийской олимпиады по литературе, который прошел с 12 по 18 апреля, преподнес участникам большой сюрприз - по сравнению с прошлыми годами на соревнованиях существенно поменялись задания. Какими они стали и зачем организаторам олимпиады понадобились эти изменения, выясняли корреспонденты сайта Olimpiada.ru.

В этом году на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе приехало 249 участников из 56 регионов. Наиболее многочисленная команда - у Москвы, в ней 37 человек. На втором месте по численности Санкт-Петербург - 15 человек, по 10 и более человек приехали из Вологодской, Калужской, Московской областей и Чувашской республики. Победителями стали 19 школьников, а призерами - 53. Соревнования проходили в подмосковном пансионате «Вороново», их организацией занималась «Высшая школа экономики».

Флажками на карте отмечены регионы, из которых приехали участники олимпиады Писать туры, смотреть работы и общаться с жюри участники ездили из пансионата в учебный центр "Вышки" неподалеку

Как и прежде, соревнования проходили в три тура. Последние несколько лет характер заданий не менялся: первый тур - анализ прозы, второй - анализ поэзии, третий - разнообразные творческие задания. В этом году анализ текста остался лишь в первом туре, причем школьник мог по своему выбору анализировать либо прозу, либо поэзию. Во втором туре были творческие задания: школьникам нужно было написать заявку на научную конференцию и составить поэтический сборник. В третьем туре школьники устно выступали перед жюри по выбранной теме.

Сложнее, но интереснее

В целом опрошенные корреспондентами школьники отмечали, что в этом году задания стали интереснее. «В этом году (задания) интереснее. Сложнее, но интереснее», - сказала Мария Новгородова из Оренбурга.

Более критично отнесся к новшествам «старожил» - трехкратный победитель олимпиады Михаил Кипнис из Москвы. «Первое задание творческого тура (составление заявки на научную конференцию - прим. ред.) мне не понравилось. Мне кажется, это не то задание, над которым стоило думать год. По-моему, на вузовских олимпиадах миллион уже таких заданий было. Это было знакомо. Мне больше понравились творческие задания прошлого года, потому что писать диалог между героями разных произведений - это очень хорошее задание на стилизацию, на знание произведений, на умение создать собственный текст - это лучшее за три года, что я писал. Поэтический сборник - это тоже очень здорово, но мне показалось, что в этом задании было много - ребята подсказали хороший термин - дизайнерского. Требовалось не только знание теории, но подбор оформления, оценка оригинальности, креативности, подбор шрифта или обложки - это уже некоторый уход в сторону от литературы. А когда дается 5 стихотворений и нужно еще 7 добавить и объяснить во вступлении, как они между собой связаны - это хорошее задание», - сказал он.

На олимпиадах, которые организует ВШЭ, традиционные гости - "Полоркестра" Медали победителей и призеров

Некоторых школьников беспокоило, что при разборе художественного текста их интерпретация - как показал последующий разбор работ - отличалась от трактовки литературного произведения членами жюри.

Евгения Семеновна Абелюк, учитель литературы лицея № 1525 «Воробьевы горы», член жюри и предметно-методической комиссии, заверила корреспондентов, что при рассмотрении работ «судьи» оценивали в первую очередь способность школьников логично, последовательно и аргументированно изложить свое виденье художественного текста.

«Мне попались не одна, не две, а может быть, десяток работ, с авторами которых я совершенно не была согласна. Причем некоторые из них получали очень высокие баллы. Тут была важна не позиция, а то насколько она была адекватно выражена, как она доказывалась, насколько убедительно и глубоко прочитан литературный материал», - объяснила она.

Лучший тур - устный

Руководители команд также в основном приветствуют изменение формата заданий. Они считают, что задачи туров стали не только сложнее и интереснее, но и позволяют более широко оценить разнообразные навыки, умения и качества школьников. Особенно они отмечали в своих ответах устный тур.

«Детям было интересно решать эти задания, с каждого тура они приходили с хорошими отзывами. Особенно понравился устный тур, они были в восторге от того, прежде всего, что их выслушали заинтересованные слушатели и только маленькая нотка сожаления от того, что никто с ними в дискуссию не вступал, а они были готовы к этой дискуссии», -  рассказала Татьяна Сергеевна Александрова, руководитель команды Тульской области.

«Задания интересные, неоднозначные. Ну, это литература, а о литературе однозначно ничего говорить нельзя. Поэтому задания в первую очередь нацелены на развитие речи - и письменной, (и устной). Третий тур мне очень понравился, потому что на уроке все равно учителя больше тянут одеяло на себя - «Вот дети не могут сказать, а мы сейчас им все расскажем». А на самом деле наши дети очень много знают, просто - бывает такое - молчат», - поделилась впечатлениями Рыбакова Елена Николаевна, руководитель команды Калужской области, преподаватель гимназии №24 в Калуге.

«Я исключительно положительно (оцениваю изменения формата олимпиады), потому что (новые задания) проверяют все аспекты личности. И эрудицию, и контекст, и умение ассоциативно мыслить, и в целом личную организованность и умение себя презентовать», - сказала Наталья Юрьевна Манышева, руководитель команды Алтайского края.

Спектакль на церемонии награждения На олимпиаде проходил конкурс чтецов

Татьяна Федоровна Панченко, руководитель команды Приморского края отметила, что смена команды организаторов олимпиады, произошедшая два года назад пошла мероприятию на пользу, а также что задания финального этапа стали гораздо интереснее, но гораздо сложнее.

«Я лично разговаривала с Игорем Николаевичем Сухих (член жюри олимпиады - прим. ред.). Я доцент, кандидат наук, преподаю в Дальневосточном федеральном университете, я бы за пять часов с заданием, которое дали детям во втором туре, не справилась. Мы с Игорем Николаевичем пришли к единому мнению, что дети не знают, что это сложно, и поэтому их это не страшит», - сказала она.

Кроме того, Татьяна Федоровна отметила некоторые неудачные формулировки в заданиях: «Например, нарисуйте обложку сборника. Дети напрямую поняли задание и стали рисовать. Они не перевели его в метафорическую область и потратили время на рисование». Тем не менее в целом перемены и эксперименты с заданиями педагог приветствует.

Зачем все это понадобилось?

Почему центральная предметно-методическая комиссия изменила задания, корреспондентам рассказал ее председатель Сергей Владимирович Волков. Он объяснил, что в школе устный ответ ученика ушел из практики преподавания и экзаменов, в то время как в современном мире умение выражать и аргументировать свою позицию является одним из самых необходимых. Отсюда следует необходимость устного тура на олимпиаде. Творческий тур необходим для подготовки школьников к решению нестандартных практических задач в дальнейшей профессиональной жизни.

Награждение абсолютных победителей олимпиады Тотчас после церемонии награждения победители стали "добычей" корреспондентов

«Филологам нужно обязательно решать задачи в неопределенных, нешаблонных условиях. Дело в том, что анализ текста давно превратился в определенный шаблон. Но в реальной жизни и в профессиональной жизни человек очень часто попадает в ситуации, в которых нужно действовать нестандартно. Это во-первых, а во-вторых, у филологов в жизни есть очень много применений, кроме чисто теоретического анализирования текста. Филологи нужны и как редакторы, и как издатели, и как журналисты. Филологу нужно писать в разных жанрах и мы будем предлагать детям задания такого типа, чтобы они могли выступить в разных прикладных филологических ролях и решали задачи, которые им неизвестны, но которые требуют их багажа (знаний)», - сказал он.

Жирный плюс за культурную программу

Поменялись в этом году не только задания. Так, вместо традиционной для московских олимпиад экскурсии по Кремлю участники посетили Пушкинский музей.

«Жирный плюс я бы поставил организаторам за культурную программу. Последние два года она была гораздо хуже - в частности, спектакли были гораздо ниже по уровню. Очень хорошо, что не было экскурсий по Кремлю. Меня это очень радует, потому что каждый год ездить в Кремль порядком надоело, а (в этом году) было что-то новое», - отозвался о культурной программе Михаил Кипнис.

На сцене - команда организаторов соревнований

Кроме того, многие школьники и руководители отмечали отличные бытовые условия, прекрасную организацию мероприятия и слаженную работу волонтеров.

«Очень понравилось, как четко в организационном плане было все сделано, нигде никаких накладок не было, был занят каждый день и занят какими-то интересными делами», - отметила Татьяна Сергеевна Александрова.

Екатерина Боровикова
Мария Трегубова