Редакция сайта 28 апреля 2014 |
Финал всероссийской олимпиады по английскому языку прошел с 21 по 27 апреля в Великом Новгороде. В отличие от прошлого года, на этот раз организация мероприятия стала предметом восхищения участников. Какого мнения они остались о заданиях и зачем руководителей команд собрали на срочное совещание после показа работ, выяснял корреспондент сайта Olimpiada.ru.
Всего в соревнованиях приняли участие 232 человека. Результаты были объявлены на торжественном закрытии в субботу 26 апреля. Победителями олимпиады стали 19 человек, призерами — 51. Больше всего победителей и призеров у команды Москвы - 24 человека. За ней следует Санкт-Петербург (7 человек) и Республика Татарстан с 4 четырьмя участниками, занявшими призовые места.
Организаторы торжественно достают списки призеров олимпиады |
Соревнования с самого начала впечатлили участников четкостью организации и прекрасными бытовыми условиями. Восторженные отзывы школьников и их руководителей пришлось в дальнейшем тексте частично сократить — настолько единодушны оказались их похвалы организаторам.
Бытовые условия и организация ни у кого не вызвали нареканий |
Легче и интереснее
Задания олимпиады частично изменились по сравнению с прошлым годом. Так, в задании на письмо прошлого года участникам нужно было написать рассказ по рисунку, а на этот раз от них требовалась рецензия на фильм в формате газетной статьи. Кроме того, стало проще одно из заданий на знание лексики — кроссворд.
Организаторы встречают участников олимпиады на вокзале |
«Мы существенно изменили задание по письму - новый жанр, новые критерии. Мы изменили наполнение задания по Use of English, его стало возможным выполнить, и всем это понравилось», - пояснила председатель жюри Юлия Борисовна Курасовская.
Она рассказала, что жюри старалось в целом сделать задания более творческими и простыми, чем в прошлых годах.
«Мы составляем задания так, чтобы, если ты чего-то не знаешь, то можно было догадаться, использовать знания по другим предметам, общую эрудицию», - пояснила она.
Кроме того, жюри стремится к тому, чтобы уровень заданий олимпиады все меньше пересекался с ЕГЭ, если не по форме, то по содержанию.
Жюри на сцене и за работой |
В устном туре участникам нужно было выступить в роли тележурналистов, прокомментировав видеоролик. В этом году видео было посвящено олимпийским играм.
Юлия Борисовна отметила, что уровень знаний участников с каждым годом растет. «С каждым годом мы замечаем, что уровень все выше и выше. Сейчас у нас дети имеют возможность выезжать за рубеж, общаться через интернет. Общение с носителями языка — не проблема, это хорошо. И, я думаю, что методика преподавания в школах тоже меняется. Участники стали более смелыми, раскрепощенными, что сказывается на выполнении заданий. Жизнь вообще меняется, а на языке все изменения отражаются», - пояснила она.
Большей части школьников и руководителей команд изменения в заданиях не показались очень уж значительными.
«Впечатления замечательные. Особое спасибо оргкомитету, потому что по сравнению с предыдущими годами - это просто небо и земля. В целом формат олимпиады уже устоявшийся. Может быть, даже имело бы смысл добавить что-то новое. В любом случае олимпиада интересная», - сказала Вера Марсова из Вологды.
«Что касается самой работы, то мне показалось, что она немножко легче в этом году, чем два года тому назад. Хотя устная часть, наверное, была сложнее» - считает Тинчурина Татьяна Валентиновна, руководитель команды республики Татарстан.
Участники после письменного тура и показ работ |
«Шока у нас не было от заданий, мы себе их представляли, единственное - нас "срезал" Use of English, нам показалось, что задание - не сказать, что сложное, но требует не знания лингвистики, а точечных, специфических знаний. По сравнению с прошлым годом изменились не столько сами задания, сколько формат сдачи по времени. Школьники считают, что им было слишком много времени на Listening&Reading и не хватило на Use of English, если бы все задания сдавались вместе, то было бы 15-20 минут - у кого-то даже 25 - подумать над другим заданием. Это общее мнение команды», - отметила Наталья Александровна Покемолина руководитель команды Башкортостана.
«Задания не сверхсложные, интересные. В части Writing было неожиданно, что нужно было написать статью, но большой разницы нет, потому что в учебниках есть задание, например, написать статью в школьную газету, так что тут большой сложности не было, я думаю», - считает Юлия Ивановна Лаврентьева, руководитель команды Чувашской республики.
Для участников олимпиады организаторы приготовили несколько экскурсий |
Руководителю команды Нижегородской области Людмиле Семеновне Шапкиной, наоборот, показалось неправильным, что рассказ был заменен на статью. «Может быть, не стоит говорить, что мы будем писать только рассказ или только статью, а предлагать для подготовки 3-4 жанра, чтобы все были одинаково готовы», - сказала она. Кроме того, она считает неправильным допускать к участию в соревновании билингвов, то есть тех, для кого английский является одним из родных языков.
Срочное совещание
В пятницу вечером, после показа работ и апелляций, руководители команд были вызваны на срочное совещание. Причиной стала претензия команды Московской области к жюри — как оказалось, текст, использованный в одном из заданий олимпиады, уже встречался в прошлом году на окружном этапе в Москве. Члены жюри проконсультировались с Министерством образования и науки России и выяснили, что предпринимать какие-либо действия, в том числе, пересматривать результаты соревнований, они могут лишь в ответ на претензию, поданную письменно, поэтому организаторы обратились к руководителям команд с предложением ее написать. Желающих, однако, не нашлось, и на этом вопрос был закрыт.
Нужно отметить, что, как пояснили организаторы соревнований, нормативы не требуют от жюри использования исключительно оригинальных заданий. Так что, получив претензию, жюри могло бы и отказаться пересматривать результаты.
Корреспондент Olimpiada.ru попросил прокомментировать инцидент Юлию Борисовну Курасовскую и руководителей нескольких команд.
«Мы можем брать задания из материалов, из которых могут брать их и другие. То есть какие-то задания оригинальные, а какие-то берутся из общедоступных источников. Мы просто не можем проверить все, что было. При том, что это еще не в этом году - потому что за этот год мы проверяли все - и при этом это еще было не на региональном и не на заключительном этапе. От таких ошибок никто не застрахован. Если бы было письменное заявление от кого-то с просьбой пересмотра результатов, то было бы соответствующее решение жюри, мы были готовы, мы ждали до восьми вечера. Но письменного заявления не поступило. Реагировать на устные заявления мы не можем», - пояснила Юлия Борисовна.
«Наверное, это просто досадная оплошность, не более того. Но дети справились все. Даже если у кого-то прошла предварительная репетиция по данному тексту, а у кого-то ее не было, уровень был практически одинаков», - считает Мария Алексеевна Бутримова, руководитель команды Санкт-Петербурга.
Руководителю другой команды, которая попросила не указывать ее имя, факт ошибки жюри также не показался критичным.
«Во-первых, конкурс есть конкурс. В конкурсе участвуют люди, которые по умолчанию бойцы, борцы — как угодно это назовите — дети, которые настроены на победу. В ходе подготовки можно брать любые материалы и - если доходить до абсурда - давайте мы вообще не будем аутентичные материалы брать, при том, что это единственный источник, на котором мы можем ребенка подготовить. Во-вторых, в любом конкурсе есть свои тонкости, свои детали и сложности, и ребенок, который через определенное количество всяких состязаний и олимпиад проходит, он понимает — возможны, допустимы где-то какие-то оплошности, недостатки экспертизы, но борьба есть борьба и в конечном итоге побеждает самый квалифицированный, или тот, у кого хватило бойцовского духа, тот, у кого больше знаний и он сумел собраться в нужный момент. Но я не вижу критичности в ошибке. Единственное, это надо учитывать на будущее, то есть экспертиза должна быть проведена более тщательно», - сказала она.
Руководителя команды Нижегородской области Людмилу Семеновну Шапкину более всего взволновала не значимость ошибки, а сам ее факт.
«Это большая честь, я считаю, работать с детьми. Когда мы воспитываем ребенка, мы создаем свое будущее. Сейчас задумаемся, если мы демонстрируем такой стиль поведения, такое несоблюдение правил игры — что мы воспитываем?» - сказала она.
Олимпиада за свой счет
Финал всероссийской олимпиады по английскому языку в Великом Новгороде проводили сотрудники «Новгородского института развития образования» на средства института и оргвзносы команд. Организаторы рассчитывают, что Министерство образования и науки компенсирует их затраты в конце мая, после подведения итогов конкурса на проведение заключительных этапов всероссийской олимпиады.
«Мы надеемся, что Министерство образования выполнит свои финансовые обязательства, в противном случае нам будет никак не выкарабкаться, потому что олимпиады очень дорогие», - сказала Елена Евгеньевна Смирнова, доцент кафедры управления института.
Екатерина Боровикова
Следите с нами за финалом всероссийской олимпиады школьников на специальной странице.