Москва
Cтатья

«Небо и земля»: организация финала всероса по английскому языку в этом году восхитила участников

Финал всероссийской олимпиады по английскому языку прошел с 21 по 27 апреля в Великом Новгороде. В отличие от прошлого года, на этот раз организация мероприятия стала предметом восхищения участников. Какого мнения остались участники соревнований о заданиях и зачем руководителей команд собрали на срочное совещание после показа работ, выяснял корреспондент сайта Olimpiada.ru.
Редакция сайта 28 апреля 2014
 Английский язык

Финал всероссийской олимпиады по английскому языку прошел с 21 по 27 апреля в Великом Новгороде. В отличие от прошлого года, на этот раз организация мероприятия стала предметом восхищения участников. Какого мнения они остались о заданиях и зачем руководителей команд собрали на срочное совещание после показа работ, выяснял корреспондент сайта Olimpiada.ru.

Всего в соревнованиях приняли участие 232 человека. Результаты были объявлены на торжественном закрытии в субботу 26 апреля. Победителями олимпиады стали 19 человек, призерами — 51. Больше всего победителей и призеров у команды Москвы - 24 человека. За ней следует Санкт-Петербург (7 человек) и Республика Татарстан с 4 четырьмя участниками, занявшими призовые места.

Организаторы торжественно достают списки призеров олимпиады

Соревнования с самого начала впечатлили участников четкостью организации и прекрасными бытовыми условиями. Восторженные отзывы школьников и их руководителей пришлось в дальнейшем тексте частично сократить — настолько единодушны оказались их похвалы организаторам.

Бытовые условия и организация ни у кого не вызвали нареканий

Легче и интереснее

Задания олимпиады частично изменились по сравнению с прошлым годом. Так, в задании на письмо прошлого года участникам нужно было написать рассказ по рисунку, а на этот раз от них требовалась рецензия на фильм в формате газетной статьи. Кроме того, стало проще одно из заданий на знание лексики — кроссворд.

Организаторы встречают участников олимпиады на вокзале

«Мы существенно изменили задание по письму - новый жанр, новые критерии. Мы изменили наполнение задания по Use of English, его стало возможным выполнить, и всем это понравилось», - пояснила председатель жюри Юлия Борисовна Курасовская.

Она рассказала, что жюри старалось в целом сделать задания более творческими и простыми, чем в прошлых годах.

«Мы составляем задания так, чтобы, если ты чего-то не знаешь, то можно было догадаться, использовать знания по другим предметам, общую эрудицию», - пояснила она.

Кроме того, жюри стремится к тому, чтобы уровень заданий олимпиады все меньше пересекался с ЕГЭ, если не по форме, то по содержанию.

Жюри на сцене и за работой

В устном туре участникам нужно было выступить в роли тележурналистов, прокомментировав видеоролик. В этом году видео было посвящено олимпийским играм.

Юлия Борисовна отметила, что уровень знаний участников с каждым годом растет. «С каждым годом мы замечаем, что уровень все выше и выше. Сейчас у нас дети имеют возможность выезжать за рубеж, общаться через интернет. Общение с носителями языка — не проблема, это хорошо. И, я думаю, что методика преподавания в школах тоже меняется. Участники стали более смелыми, раскрепощенными, что сказывается на выполнении заданий. Жизнь вообще меняется, а на языке все изменения отражаются», - пояснила она.

Большей части школьников и руководителей команд изменения в заданиях не показались очень уж значительными.

«Впечатления замечательные. Особое спасибо оргкомитету, потому что по сравнению с предыдущими годами - это просто небо и земля. В целом формат олимпиады уже устоявшийся. Может быть, даже имело бы смысл добавить что-то новое. В любом случае олимпиада интересная», - сказала Вера Марсова из Вологды.

«Что касается самой работы, то мне показалось, что она немножко легче в этом году, чем два года тому назад. Хотя устная часть, наверное, была сложнее» - считает Тинчурина Татьяна Валентиновна, руководитель команды республики Татарстан.

Участники после письменного тура и показ работ

«Шока у нас не было от заданий, мы себе их представляли, единственное - нас "срезал" Use of English, нам показалось, что задание - не сказать, что сложное, но требует не знания лингвистики, а точечных, специфических знаний. По сравнению с прошлым годом изменились не столько сами задания, сколько формат сдачи по времени. Школьники считают, что им было слишком много времени на Listening&Reading и не хватило на Use of English, если бы все задания сдавались вместе, то было бы 15-20 минут - у кого-то даже 25 - подумать над другим заданием. Это общее мнение команды», - отметила Наталья Александровна Покемолина руководитель команды Башкортостана.

«Задания не сверхсложные, интересные. В части Writing было неожиданно, что нужно было написать статью, но большой разницы нет, потому что в учебниках есть задание, например, написать статью в школьную газету, так что тут большой сложности не было, я думаю», - считает Юлия Ивановна Лаврентьева, руководитель команды Чувашской республики.

Для участников олимпиады организаторы приготовили несколько экскурсий

Руководителю команды Нижегородской области Людмиле Семеновне Шапкиной, наоборот, показалось неправильным, что рассказ был заменен на статью. «Может быть, не стоит говорить, что мы будем писать только рассказ или только статью, а предлагать для подготовки 3-4 жанра, чтобы все были одинаково готовы», - сказала она. Кроме того, она считает неправильным допускать к участию в соревновании билингвов, то есть тех, для кого английский является одним из родных языков.

Срочное совещание

В пятницу вечером, после показа работ и апелляций, руководители команд были вызваны на срочное совещание. Причиной стала претензия команды Московской области к жюри — как оказалось, текст, использованный в одном из заданий олимпиады, уже встречался в прошлом году на окружном этапе в Москве. Члены жюри проконсультировались с Министерством образования и науки России и выяснили, что предпринимать какие-либо действия, в том числе, пересматривать результаты соревнований, они могут лишь в ответ на претензию, поданную письменно, поэтому организаторы обратились к руководителям команд с предложением ее написать. Желающих, однако, не нашлось, и на этом вопрос был закрыт.

Нужно отметить, что, как пояснили организаторы соревнований, нормативы не требуют от жюри использования исключительно оригинальных заданий. Так что, получив претензию, жюри могло бы и отказаться пересматривать результаты.

Корреспондент Olimpiada.ru попросил прокомментировать инцидент Юлию Борисовну Курасовскую и руководителей нескольких команд.

«Мы можем брать задания из материалов, из которых могут брать их и другие. То есть какие-то задания оригинальные, а какие-то берутся из общедоступных источников. Мы просто не можем проверить все, что было. При том, что это еще не в этом году - потому что за этот год мы проверяли все - и при этом это еще было не на региональном и не на заключительном этапе. От таких ошибок никто не застрахован. Если бы было письменное заявление от кого-то с просьбой пересмотра результатов, то было бы соответствующее решение жюри, мы были готовы, мы ждали до восьми вечера. Но письменного заявления не поступило. Реагировать на устные заявления мы не можем», - пояснила Юлия Борисовна.

«Наверное, это просто досадная оплошность, не более того. Но дети справились все. Даже если у кого-то прошла предварительная репетиция по данному тексту, а у кого-то ее не было, уровень был практически одинаков», - считает Мария Алексеевна Бутримова, руководитель команды Санкт-Петербурга.

Руководителю другой команды, которая попросила не указывать ее имя, факт ошибки жюри также не показался критичным.

«Во-первых, конкурс есть конкурс. В конкурсе участвуют люди, которые по умолчанию бойцы, борцы — как угодно это назовите — дети, которые настроены на победу. В ходе подготовки можно брать любые материалы и - если доходить до абсурда - давайте мы вообще не будем аутентичные материалы брать, при том, что это единственный источник, на котором мы можем ребенка подготовить. Во-вторых, в любом конкурсе есть свои тонкости, свои детали и сложности, и ребенок, который через определенное количество всяких состязаний и олимпиад проходит, он понимает — возможны, допустимы где-то какие-то оплошности, недостатки экспертизы, но борьба есть борьба и в конечном итоге побеждает самый квалифицированный, или тот, у кого хватило бойцовского духа, тот, у кого больше знаний и он сумел собраться в нужный момент. Но я не вижу критичности в ошибке. Единственное, это надо учитывать на будущее, то есть экспертиза должна быть проведена более тщательно», - сказала она.

Руководителя команды Нижегородской области Людмилу Семеновну Шапкину более всего взволновала не значимость ошибки, а сам ее факт.

«Это большая честь, я считаю, работать с детьми. Когда мы воспитываем ребенка, мы создаем свое будущее. Сейчас задумаемся, если мы демонстрируем такой стиль поведения, такое несоблюдение правил игры — что мы воспитываем?» - сказала она.

Олимпиада за свой счет

Финал всероссийской олимпиады по английскому языку в Великом Новгороде проводили сотрудники «Новгородского института развития образования» на средства института и оргвзносы команд. Организаторы рассчитывают, что Министерство образования и науки компенсирует их затраты в конце мая, после подведения итогов конкурса на проведение заключительных этапов всероссийской олимпиады.

«Мы надеемся, что Министерство образования выполнит свои финансовые обязательства, в противном случае нам будет никак не выкарабкаться, потому что олимпиады очень дорогие», - сказала Елена Евгеньевна Смирнова, доцент кафедры управления института.

Екатерина Боровикова

Следите с нами за финалом всероссийской олимпиады школьников на специальной странице.