Москва
Cтатья

«Самое бесценное умение – сохранять чужие жизни» - завершился финал всероссийской олимпиады по ОБЖ

Финал всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности прошел в Кисловодске с 21 по 26 апреля. Несмотря на свою недолгую историю эта олимпиада уже имеет свои традиции и совершено не похожа на остальные ни по формату проведения, ни по содержанию заданий, ни по атмосфере. Чтобы лучше разобраться в специфике соревнования, корреспондент «Olimpiada.ru» отправился в Кисловодск вместе с участниками.
Анна Титова 29 апреля 2014
 ОБЖ

Финал всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности прошел в Кисловодске с 21 по 26 апреля. За победу боролись 170 школьников из 30 регионов страны.

Из всех предметов соревнование по ОБЖ одно из самых молодых – в этом году оно проводилось в шестой раз. Несмотря на свою недолгую историю, эта олимпиада уже имеет свои традиции и совершено не похожа на остальные ни по формату проведения, ни по содержанию заданий, ни по атмосфере. Чтобы лучше разобраться в специфике соревнования, корреспондент «Olimpiada.ru» отправился в Кисловодск вместе с участниками.

Ломая стереотипы

К сожалению, еще со школьной скамьи многие привыкли считать ОБЖ не важным, а зачастую и бесполезным предметом. В голове накрепко засел образ военного отставника в роли учителя – грубоватого и прямолинейного. Укоренившийся с детства стереотип рухнул еще до начала официальной церемонии открытия олимпиады. При виде приветливых и обходительных руководителей команд невольно вспомнились русские офицеры из книжек – настоящие герои, благородные и бескорыстно преданные Родине. Как потом стало ясно, такие же качества они воспитывают у своих подопечных – участников олимпиады.

Само соревнование тоже оказалось необычным и захватывающим. Финал состоял из двух туров: теоретического и практического. Особенность теоретических заданий, да и самого предмета в целом, заключается в том, что вопросы относятся к разным областям знаний. Чтобы успешно пройти первый тур, необходимо разбираться в таких науках, как химия, физика, биология, экология, история и право. Вопросы распределены на две возрастные группы: среднюю (9-е классы) и старшую (10-11-е классы). На решение отводится 180 минут.

Средней возрастной группе предлагались задания по основам здорового образа жизни, пожарной безопасности, безопасности в условиях криминогенных ситуаций, экологической безопасности, а также проверялись знания международного гуманитарного права. Старшим участникам, вдобавок ко всему вышеперечисленному, необходимо было еще и разбираться в семейном законодательстве РФ, уметь правильно вести себя в условиях захвата и удержания заложников, знать основы обороны государства и военной службы.

Задания ребятам показались довольно непростыми: «Было очень сложно. На некоторые вопросы можно было неоднозначно ответить. По семейному праву задания были сложные: надо было по картинкам назвать принципы семейного права. Картинки были подобраны так, что по ним неясно, что имелось в виду. Даже прекрасно зная семейный кодекс, можно было ошибиться при выборе картинки».

Евгений Дубынин, Красноярск: «Неожиданно было видеть в модуле автономного существования таблицу растений, у которых надо было указать какая их часть пригодна для пищи. Совсем не понравился модуль «Основы военной службы и обороны государства». Там были только история и право, а вопросов по обороне я не увидел.  Было, конечно, два задания из устава внутренней службы и соотнесение типов воинских частей и их полномочий. Это было интересно. Также неожиданным для меня был вопрос про высказывание В.А. Корнилова – он проверял знания конкретных фактов».

От теории к практике

Теоретические знания, конечно, важны, но лучше когда они подкреплены практическими навыками. На их проверку и был направлен второй тур олимпиады. Участники проходили полосу препятствий. Задания еще более разнообразны, чем в первом туре: определить азимут, завязать узлы, совершить подъем по склону и спуск, собрать автомат, преодолеть зону заражения, потушить пожар, переправиться через условную реку и оказать помощь пострадавшим. В их роли специальные роботы-тренажеры: «Глаша» с обширным ожогом, «Гоша» в коме, еще один «Гоша» в состоянии клинической смерти и робот-младенец «Гаврюша» с инородным телом в дыхательных путях.

Участники должны провести реанимационные мероприятия и вызывать «скорую». Роботы оснащены специальными датчиками, которые реагируют на все манипуляции и показывают правильность выполнения заданий.

На этом этапе важно было собраться психологически, так как роботы плакали и кричали от боли, это отвлекало и могло помешать четкому проведению всех необходимых действий. Кроме того, время прохождения полосы препятствий было ограничено: мальчикам давалось16 минут, девочкам – 18.

Евгений Дубынин, Красноярск: «В этом году практика для меня оказалась сложнее чем в прошлом, добавились такие элементы, к которым я не был готов. У нас была небольшая подготовка по туризму, но мы только переправу отрабатывали, а подъема и спуска не было».

Безопасность во время тура обеспечивали спасатели, дежурившие на старте и финише, и полицейские с собаками, которые патрулировали трассу.

Типичный участник нетипичной олимпиады

Понятно, что в таком необычном соревновании и участники должны быть особенные. По мере проведения олимпиады стирались привычные штампы и клише. На смену шаблонному образу олимпиадника, этакого вундеркинда, интересующегося только «своим» предметом, пришел образ разностороннего, энергичного, общительного, раскрепощенного, но при этом хорошо воспитанного и по-военному дисциплинированного школьника.

И хотя формально все участники соперничали друг с другом, а руководители делегаций поддерживали командный дух, повсюду царила атмосфера дружбы.

Например, участник из Красноярска, десятиклассник Евгений Дубынин уже два года дружит с москвичами: «Мы с прошлого года поддерживаем контакт и на протяжении всей олимпиады держались вместе. У нас сложились очень хорошие дружеские отношения. Они (москвичи) мне помогали к практике готовиться, объясняли всё. Я для них уже своим стал». Москвичи даже подарили красноярскому товарищу свою командную толстовку.

Доброжелательную и теплую атмосферу поддерживали вожатые и волонтеры, которые целыми днями находились с ребятами, болели за них на соревнованиях и развлекали в свободное время.

Стоит отметить, что хотя формально диплом олимпиады по ОБЖ дает льготы при поступлении в профильные вузы, по факту в вузах практически нет специальностей, на которые можно поступить с этой льготой. Но несмотря на это, школьники все равно участвуют в олимпиаде, потому что им это интересно и пригодится в жизни.

Пора домой

В хорошей компании время пролетело незаметно. На торжественной церемонии закрытия олимпиады были названы имена победителей и призеров. Дипломы получили более 50 школьников из 19 регионов России. По результатам соревнования абсолютным победителем в 9 классе стала москвичка Кристина Болобонкина, а в старшей группе её коллега из Ставропольского края Анастасия Квасова.

Победителей и призеров поздравила ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская: «Северо-Кавказский университет вызвался ежегодно принимать олимпиаду по ОБЖ, потому что мы на самом деле считаем, что из всех предметных олимпиад эта – самая важная. В нашей жизни сегодня надо быть готовым в экстремальной ситуации оказать необходимую помощь, спасти жизнь и здоровье человека. Для этого нужны прочные знания, нужны навыки и умения, которые вы блестяще демонстрировали».

Анна Титова

Следите с нами за финалом всероссийской олимпиады школьников на специальной странице.