Москва
Интервью

Первый кубок Olimpiada.ru по игре в шляпу: «шляпочное» знакомство

Регистрация на Первый кубок Olimpiada.ru по игре в шляпу для школьников 8-11 классов в самом разгаре. О том, кто и как отбирает слова для турнира, как выглядит типичный игрок в шляпу и где взять столько шляп, нам рассказал главный организатор открытых кубков Москвы по игре в шляпу, преподаватель МФТИ – Алексей Чернов.
Анна Титова 16 января 2015
 Русский язык Лингвистика

Уже через неделю, 25 января, пройдет Первый кубок Olimpiada.ru по игре в шляпу для школьников 8-11 классов. Регистрация участников в самом разгаре. О том, кто и как отбирает слова для турнира, как выглядит типичный игрок в шляпу и где взять столько шляп, нам рассказал главный организатор открытых кубков Москвы по игре в шляпу, преподаватель МФТИ – Алексей Чернов.

Первый вопрос: для кого проводится Кубок?

Алексей Чернов: Участвовать можно всем школьникам с 8 по 11 классы. Если будут желающие не из Москвы, то мы только рады. Например, сейчас уже зарегистрировались несколько участников из Ярославской области. Правда, соревнование очное, так что приехать в столицу всё равно придётся.

Расскажите непосвященным как играть в шляпу?

А. Ч.: Основная идея игры – за ограниченное время объяснить партнёру как можно больше слов. При этом нельзя использовать однокоренные и созвучные слова, а также жесты.

Кубок Olimpiada.ru по игре в шляпу - личное соревнование. Каждый школьник будет объяснять слова не своему партнеру, а по кругу разным участникам. Весь турнир будет состоять из отдельных игр. В каждой игре за стол садятся примерно 7-8 человек. Такая игра – неплохая практика общения с совершенно незнакомыми людьми.

РЕГИСТРАЦИЯ

Сколько времени длится каждая игра?

А. Ч.: Игра очень динамичная. Один тур – это 20 секунд каждому участнику на объяснение слов. Когда время вышло, у отгадывающего есть еще три секунды, чтобы он собрался с мыслями и назвал последнюю версию. Иногда это очень помогает. Итого: 56 объяснений занимают примерно 30-35 минут.

Потом небольшой перерыв и вторая игра, но уже с другими игроками. Таким образом, каждый успевает пообщаться с 12-14 участниками.

Как вы считаете очки?

А. Ч.: Очень просто. За каждое угаданное слово оба игрока получают по одному очку: и объясняющий, и отгадывающий. Это позволяет определить финалистов достаточно объективно.

А что делать участнику, если он вытащил совсем неизвестное ему слово?

А. Ч.: Даже незнакомые слова получается быстро объяснять, пользуясь созвучиями. Например, слово «астролябия». Можно сказать, что начинается как наука о звёздах, а в конце «разверзлись они небесные». То есть, у нас есть «астро» и «хлябь». Если участник попытается их склеить, то получится что-то близкое к «астролябии». Так получается объяснять довольно быстро.

Нужны какие-то специальные навыки для игры?

А. Ч.: Никаких специальных навыков не нужно. Часто бывает, что люди, которые играют первый раз, добиваются хороших результатов. Конечно, как и во всем, помогает практика.

Как появилась идея проводить кубки по шляпе?

А. Ч.: Мы проводим их уже три года. Лет пять назад нам с друзьями стало ясно, что в шляпу можно играть где угодно и практически в любых компаниях. Она подходит и для школьников, и для взрослых. Захотелось устроить что-то большее, чем просто дружеские игры. Нам пришла идея большого турнира по такой игре. Мы опробовали её на мероприятии в 57 школе. В апреле 2011 года устроили первый кубок. В нём участвовали 75 человек. Это был очень интересный опыт, пришли самые разные люди, в том числе профессиональные лингвисты. После этого мы каждые полгода стали проводить кубки на 150-200 человек.

Откуда берёте слова для игры?

А. Ч.: В целом, у нас уже отработана система. Слова предлагают сами участники при регистрации. Основная работа – это обработка слов. Можно было бы и готовые взять, но нам нравится идея, чтобы игра была максимально похожа на обычные «кухонные посиделки», когда участники пишут слова на бумажках. Зато на больших турнирах можно собрать слова, сгруппировать их по сложности. Для этого мы выставляем оценки словам. Это занимает довольно много времени.

Кто оценивает слова и по каким критериям?

А. Ч.: Мы стараемся, чтобы не было совсем простых слов вроде «стол», «стул» и совсем сложных; чтобы слова были такие, которые знают все или почти все. Интересно, что мы сами узнаём много нового в процессе подготовки. Например, слово «кювет». Оказывается есть взрослые люди, которые не знают значения этого слова. Главные критерии  – это не слишком простые слова и известные действительно большинству.

Сколько нужно организаторов и где вы их находите?

А. Ч.: На 200 участников нужно человек 30 организаторов. К счастью, у нас образовалась некоторая группа энтузиастов, которые сами любят играть в шляпу. Им нравится проводить такое непростое в организации мероприятие. Это требует слаженности, в конце надо суметь быстро определить лучших из лучших. Получается интересная организационная задача.

Кто обычно играет в шляпу?

А. Ч.: Мы не записываем род занятий участников. Есть большая группа филологов-лингвистов – им это ближе. Плюс есть группа математиков, потому что мы организаторы и из этой «тусовки» зовем больше людей. Но вообще участники самые разные.

А шляпы участники с собой приносят?

А. Ч.: Вообще, для игры у нас есть специальные яркие шапки. Обычные широкополые шляпы очень красивые, но проблема в том, что в них сразу видно какие лежат слова. А по правилам участник может смотреть только слово, которое вытащил. Остальные  должны остаться загадкой. Так что участнику свою шляпу приносить не нужно.

Почему школьнику стоит прийти на Кубок Olimpiada.ru по игре в шляпу?

А. Ч.: Это очень весело. Всегда за время игры возникает огромное количество смешных ситуаций, появляются совершенно удивительные объяснения. Например:

– Такой цветок... Ну, который промахивается!

или

– Животное с панцирем вроде черепахи... С него ещё Ленин выступал!

Кроме того, во время игры узнаешь новые слова или их новые значения. Это очень познавательно. Ну и всегда интересно проверить, насколько получается понимать самых разных людей.

Беседовала Анна Титова


РЕГИСТРАЦИЯ