Москва
Интервью

Александр Белов: «Как я заболел олимпиадами»

В каких химических олимпиадах участвовать, как готовиться и что за зверь Туймаада, корреспонденту Olimpiada.ru рассказал Александр Сергеевич Белов – старший научный сотрудник химического факультета МГУ, тренер команды Москвы, победитель всероссийских и международных химических олимпиад.
Анна Титова 25 марта 2015
 Математика Информатикаи еще 19 предметов

В каких химических олимпиадах участвовать, как готовиться и что за зверь Туймаада, корреспонденту Olimpiada.ru рассказал Александр Сергеевич Белов – старший научный сотрудник химического факультета МГУ, тренер команды Москвы, победитель всероссийских и международных химических олимпиад.

В 2003 году ты победил во всероссийской и международной олимпиадах по химии. Можешь об этом подробнее рассказать?

Александр Белов: Этому предшествовал долгий период подготовки. С 9 класса я «заболел» олимпиадами и очень много времени потратил на то, чтобы стать первым.

Что стало причиной «болезни» олимпиадами? И почему ты заинтересовался именно химией?

А. Б.: Один из важных элементов олимпиады – это соревнование. И мне хотелось просто победить. К тому же химия интересный предмет. В 7 классе мне попалась книжка «Опыты без взрывов». Я прочитал её, мне стал интересен предмет. Постепенно интерес рос.

Как ты попал на свою первую олимпиаду? Сам пошёл или кто-то посоветовал?

А. Б.: Я учился в английской школе в Екатеринбурге. В 9 классе победил на районной, городской и областной олимпиадах. Неожиданно для всех попал на зональный этап, потом на всероссийскую олимпиаду. Но тогда я ничего не занял, было 29 место.

После этого меня пригласили в другую школу – там был физико-химический класс. Я активнее занялся подготовкой, потому что там был хороший химический кабинет, хорошая библиотека.

Соревнование – это не самое главное, это один из компонентов. Гораздо важнее завести друзей.

Как на международную олимпиаду готовился? Сейчас это централизованно происходит. А как тогда было?

А. Б.: Централизованно только в Москве готовят. А в регионах, что тогда, что сейчас, были просто учителя, которые занимались подготовкой детей. У меня был учитель Сергей Анатольевич Москвин, который очень много сделал для того, чтобы я победил на международной олимпиаде и на всех других тоже.

Чем международная олимпиада по химии отличается от всероссийской помимо того, что участники из разных стран?

А. Б.: На международной олимпиаде легче задания, потому что страны бывают разные и даже очень-очень слабые. Задания составляют так, чтобы даже самые слабые страны хотя бы какой-то результат показали, чтобы никому не было обидно. Соревнование – это ведь не самое главное, это один из компонентов. Гораздо важнее завести друзей. Я до сих пор общаюсь с людьми, с которыми на олимпиадах познакомился.

Пройти отбор в России гораздо сложнее, чем получить медаль на международной олимпиаде. Конкуренция большая и требования жёстче, потому что в России очень высокий уровень образования.

А школьники тоже так считают? Разве для них не важнее соревноваться или поступить в вуз по олимпиаде?

А. Б.: Поступить в вуз можно многими способами и всероссийская олимпиада далеко не самый лёгкий и удобный. Большинство ребят приезжают просто «потусоваться». Получил диплом или нет – неважно.

Победа в какой олимпиаде стала самой значимой для тебя?

А. Б.: Самым значимым событием для меня стал отбор на международную олимпиаду. Пройти отбор в России гораздо сложнее, чем получить медаль на международной олимпиаде, потому что конкуренция большая и требования жёстче.

А зачем такие требования в России, если на международной олимпиаде легче? И неужели всероссийская олимпиада школьников самая сложная?

А. Б.: Потому что в России очень высокий уровень образования. Есть Менделеевская олимпиада – самая сложная химическая олимпиада в мире. Я участвовал в ней два раза. В 10 классе у меня была серебряная медаль, в 11 классе – золотая.

В каких олимпиадах по химии ты бы посоветовал участвовать школьникам, чтобы получить полезный опыт, потренироваться?

А. Б.: Могу выделить Московскую городскую олимпиаду по химии, Санкт-Петербургскую городскую, Всесибирскую, олимпиада по нанотехнологиям, в Якутии проводится «Туймаада» со статусом международной (проводит университет в Якутске), я сам в ней участвовал.

Как изменились олимпиады с тех пор как ты в них участвовал?

А. Б.: Во многом остались такими же. Может потому, что те же люди ими занимаются до сих пор. Состав жюри, председатель, люди, которые готовят детей – те, что и были 10 лет назад. Какие-то мелкие детали появляются.

А не хочется что-то новое внести? Наука ведь со временем развивается.

А. Б.: Задания, конечно, учитывают это. А сам формат остается неизменным. Сейчас есть возможность делать другие олимпиады, поэтому можно пробовать новые форматы, а всероссийскую оставлять неизменной.

В чём заключается твой успех в качестве олимпиадника? Что детям надо делать, чтобы побеждать на олимпиадах, как ты на Менделеевской или международной?

А. Б.: Всё сводится к чтению книг по химии. Сейчас всё можно найти в Интернете. Это главное отличие от прошлых лет.

Интересно, что на олимпиадах бывают такие самородки из отдалённых мест, где и Интернета-то нет. Причём даже на олимпиадах высокого уровня. Как они туда проходят – для меня загадка. Думаю, что находят источники информации, например, в библиотеке.

Ты сейчас тренируешь школьников, преподаёшь в университете. Почему тебе это интересно и что тебе больше нравится: работать с детьми или студентами?

А. Б.: Мне нравится общаться с умными, заинтересованными детьми. С ними можно и работать, и общаться. Со школьниками интересно, но они ещё дети. А студенты – это люди, которые могут быть даже не заинтересованы в предмете, но с другой стороны с них можно больше спрашивать.

Отличаются ли дети, которые имеют олимпиадный опыт от тех, которые не участвовали в олимпиадах?

А. Б.: Отличаются. Особенно те, кто достиг высоких результатов. Они умеют ставить перед собой цели и достигать их.

Этому можно научиться без олимпиад?

А. Б.: Можно. Человек должен для себя определить, чего он хочет.

Участие в олимпиадах помогает в жизни?

А. Б.:  Это помогает на нескольких курсах в университете (если это химический факультет). Помогает в плане большей собранности и ответственности. Но победы в олимпиадах прививают чувство собственного превосходства во многом другом. На самом деле после поступления в вуз эти победы значения не имеют, никакого успеха в дальнейшем это не гарантирует.

Что бы ты пожелал школьникам, которые сейчас участвуют или собираются участвовать в олимпиадах?

А. Б.: Успехов, удачи, а также не забывать, что только к олимпиадам жизнь не сводится. В жизни есть много всего интересного.

Беседовала Анна Титова