Москва
Интервью

Олег Давыдов: «Кто-то всё равно побеждает, и это значит только то, что остальные до его уровня сейчас не дотянули»

Олег Давыдов — системный администратор сайта «ВКонтакте», в прошлом — трижды призёр всероссийской олимпиады по информатике, дважды медалист чемпионата мира по программированию ACM-ICPC. Корреспондент Olimpiada.ru поговорил с Олегом о школьных и студенческих соревнованиях, олимпиадном мышлении и о том, как важно напряженно думать.
Егор Беликов 26 марта 2015
 Математика Информатикаи еще 19 предметов

Олег Давыдов — системный администратор сайта «ВКонтакте», в прошлом — трижды призёр всероссийской олимпиады по информатике, дважды медалист чемпионата мира по программированию ACM-ICPC. Корреспондент Olimpiada.ru поговорил с Олегом о школьных и студенческих соревнованиях, олимпиадном мышлении и о том, как важно напряженно думать.

С чего ты начинал своё участие в олимпиадах? В 9 классе ты первый раз взял диплом на заключительном этапе всероссийской олимпиады. А что было до этого, может быть, математика?

Олег Давыдов: По математике до заключительного этапа не доходил, так, что-то пытался писать — математику чуть хуже, физику чуть лучше, но всё равно не слишком успешно. В девятом классе меня почти случайно взяли на питерские сборы (отбор на всероссийскую олимпиаду), там научили чему-то дельному так, что я в финал всероссийской прошёл и почти с нуля взял диплом второй степени. Тогда не было формальных критериев, и меня на те сборы взяли, хотя у меня даже не было диплома на городской олимпиаде.

В 11-м классе была на втором туре милая задача на технику. Я её сдал на полный балл, единственный на олимпиаде, но потратил на это четыре часа — на другие задачи не хватило ни времени, ни сил.

А с ACM у тебя как сложилось? Ты на первом курсе начал этим заниматься?

О. Д.: Ну да. ACM-ICPC — логичное продолжение школьных олимпиад. К тому же я тогда уже не раз бывал на студенческих сборах (в Петрозаводске). И с Андреем Лопатиным (тренером команд в СПбГУ, — Olimpiada.ru) был знаком как раз с 2005 года.

После четырёх лет олимпиадных тренировок мозг работает получше.

В 10 классе ты выступал со своей командой на ВКОШП против команды Юрия Петрова и Сергея Копелиовича, твоих будущих однокомандников, с которыми ты добился успеха на ACM-ICPC. Как это было?

О. Д.: Ну так случайно получилось. Кстати, я не очень понимаю, что значит «против». Мы решали те же задачи, ну а кто тогда занял второе место, а кто третье — уже не так важно.

Но это же все-таки соревнования, есть победители и проигравшие. Или ты олимпиады не так рассматриваешь?

О. Д.: Рассматриваю, конечно. Но в этом смысле сильно отрезвил мой ВКОШП 11 класса, когда мы заняли первое место — и что? Оставалось ещё две задачи, которые можно было сдать, да и конкурент не обошёл нас по чистой случайности (и собственным кривым рукам). Первое место заняли, но особо крутым я себя тогда от этого не почувствовал. Кто-то же в любом случае побеждает, и это означает только то, что остальные до его уровня сейчас не дотянули.

Какие тебе олимпиады больше нравятся, личные или командные?

О. Д.: Командные чуть интереснее: там кроме решения задач и кода есть ещё взаимодействия внутри команды, стратегии многообразнее…

Ты сейчас учишь школьников в Питере? Почему тебе это интересно?

О. Д.: Раньше учил, сейчас только в ЛКШ. По сравнению с работой это отличный отдых, смена деятельности.

Тебе помогает олимпиадное мышление в жизни? Вот сам подход к анализу жизненных ситуаций как задач.

О. Д.: Да, и очень сильно. Вплоть до самого простого: надо съездить туда, сюда, купить то, другое — как это быстрее сделать. А если называть «олимпиадным мышлением» то, что после четырёх лет олимпиадных тренировок мозг работает получше, то и вопроса такого не стоит. Конечно, помогает.

Командные олимпиады чуть интереснее: там кроме решения задач и кода есть ещё взаимодействия внутри команды, стратегии многообразнее…

Как ты считаешь, в правильную ли сторону развивается олимпиадное движение по информатике? Может, чего-то не хватает для все большего охвата школьников программированием?

О. Д.: Вот это сложный вопрос, надо смотреть, исследовать. Может быть, можно как-то больше школьников в нашу «ерунду» вовлекать. Точно надо развивать какие-то сетевые ресурсы: онлайн-архивы задач вроде acm.timus.ru и codeforces.ru, сборники статей вроде e-maxx.ru.

Что вообще посоветуешь сегодняшним школьникам? Как им себя развивать?

О. Д.: Я когда-то читал книжку под названием «Как пасти котов». Её автор, Дж. Ханк Рейнвотер, рассказывает о том, что бывает в коллективе программистов и что с этим можно делать. Сама книжка может быть интересна скорее уже взрослым программистам, которые собираются или начинают работать, однако мне нравится одна цитата оттуда. Собственно, эта цитата и есть универсальный совет на тему «как себя развивать» для школьников и не только.

Стоя в душе — думайте. Катаясь на велосипеде, прогуливаясь по парку, выделывая невообразимые трюки на роликах — думайте. Сталкиваясь с дилеммами, которые обусловлены принятыми проектными решениями, — думайте. Думать значительно полезнее, чем смотреть телевизор или бесцельно бродить по Сети, — пусть даже там 500 каналов, но на самом деле на них ничего не происходит, и то, что они как будто избавляют человека от необходимости мыслить, совершенно не здорово. Думайте напряженно, до изнеможения, а когда не останется сил — начинайте заново. Результат вас удивит.

Беседовал Егор Беликов