Москва
Cтатья

iGeo - дождь науке не помеха!

В России состоялся практический тур Международной географической олимпиады. Какие задания выполняли участники, и почему школьники любят географию - читайте в статье.
Анастасия Орлова 16 августа 2015
 География

Накануне тихие улочки маленького города Старица, что в Тверской области, заполонили школьники с компасами и картами в руках. Дело в том, что Тверь стала местом проведения 12 Международной географической олимпиады (iGEO). Организаторы не могли оставить без внимания красоту природы России и устроили ребятам практический тур на открытом воздухе. Погода радовала своим непостоянством - на ясное небо то и дело набегали тучи и щедро поливали участников дождём.

Задания Лунной долины

За место под ярким солнцем боролись 159 ребят из 37 стран мира. Задания участники выполняли на 4 точках. Каждая из них была связана с особенностями местности, где юные географы могли наблюдать, измерять, и делать определённые выводы. Подробнее о заданиях нам рассказал Алексей Наумов, член международного оргкомитета iGEO, организатор олимпиады:

«Одна точка была посвящена особенностям геоморфологии и геологии – в долине реки Старчонка. По левому берегу открывается обнажение известняка, старинного старицкого камня. Ребятам надо было построить профиль реки с одного берега на другой. Объяснить, что это за горная порода видна, почему она могла здесь оказаться, и каково её хозяйственное назначение.

Вторая точка - об особенностях использования земель. Ниже по течению реки Старчонка находится долина, которая называется крайне поэтично: «Лунная долина». Всё, что там находится, нужно было закартировать и, конечно, порассуждать на тему «Что здесь и как это используется».

Ещё одно задание было картографическим и историко-географическим. На развороте листа находится основа для составления современной карты, а рядом - две фотографии Прокудина-Горского, сделанные ещё в 1910 году (С. М. Прокудин-Горский - первый фотограф в России, сделавший цветные фотографии, - прим. ред.). С тех пор многое изменилось: нет некоторых церквей, появился настоящий мост (до 1963 года был низкий мост, - прим. ред.). Все современные изменения нужно нанести на карту.

Последняя точка – окраина города, где находятся дома разного типа: старинные, городские, деревенские. Нужно их охарактеризовать, описать, примерно оценить плотность населения в этом районе».

Российские участники Егор Шевчук и Александр Герасимов отметили, что задания были интересные и очень им понравились. «Мы не знали, куда мы едем, где и как всё будет организовано – всё до последнего держалось в секрете. Мы думали, что раз нас привезли на Волгу, то будет задание как-то с ней связанное. Оказалось, что гидрологических заданий не было». За время прохождения практического тура ребята не растеряли чувства юмора и, услышав вопрос «Что было самое сложное в заданиях?», ответили: «Нужно было делать карту под проливным дождём и сильным ветром – это было самое сложное».

Любовь к географии

Многие ребята приехали в Россию впервые, но задания были нацелены не на знание страны, а на умение использовать научный опыт в целом. Поэтому школьники не терялись в незнакомом месте и внимательно изучали окрестности. За время пребывания в Твери участники уже успели полюбоваться российскими просторами, и на практическом туре всецело посвятили себя науке.

«Ваша страна красивее, чем я могла себе представить, - восхищалась студентка из команды Китая Fang ting Chen, - здесь много разных и интересных вещей, которых нет у нас, и сейчас мы радуемся окружающей красоте».

Участники были настолько поглощены заданиями, что даже не обращали внимания на вспышки фотоаппаратов, толпы журналистов и любопытные глаза местных жителей. Ребята рассказали нам, почему они так любят географию:

«География для меня – как одно из увлечений», - поделился впечатлениями участник из Венгрии Armin Stein, - меня всегда интересовали карты и атласы, но по-настоящему я заинтересовался наукой, когда стал учиться в школе».

Егор Шевчук: «Я поступил на географический факультет МГУ! Мне нравилась география с детства, любил изучать карты. Мне подарили карту Петрозаводска, когда я был совсем маленький, и я изучал её. Карты России, других стран – мне это очень нравилось».

Александр Герасимов: «Я с дедушкой ещё до школы учил столицы разных стран и флаги, так и привилась любовь к географии».

Науку - в массы!

Международная олимпиада несёт определённый опыт для каждого из участников. Ренат Темиргалеев, организатор олимпиады, участник соревнований 2005 и 2006 годов поделился мыслями: «В мои школьные годы это был бесценный опыт общения с ребятами из разных стран, можно было подтянуть свой английский, географический английский. Ребята приезжают на такие мероприятия с целью не только хорошо выступить, но и пообщаться с себе подобными, с теми, кто разделяет их интересы. Считаю, что науку нужно нести в массы, она должна быть интересной для всех. Международная географическая олимпиада – популяризация науки в чистом виде».

Беседовала и восхищалась изобилием борщевика,

Анастасия Орлова


Смотрите фотоотчёт с практического тура в альбоме ВКонтакте!