Москва
Cтатья

Уроки китайского

В этом году впервые во всероссийскую олимпиаду школьников был включен такой предмет, как китайский язык. Мы побывали в школе №1948 г. Москвы, которая занимает первое место среди всех столичных школ по количеству детей, изучающих китайский язык. Поэтому особенно интересно было узнать не только о том, как здесь прошел школьный этап олимпиады, но и о том, как удается педагогам привить интерес к такому сложному и необычному предмету, как китайский язык.
Редакция сайта 10 ноября 2015
 Китайский язык

В этом году впервые во всероссийскую олимпиаду школьников был включен такой предмет, как китайский язык. С 23 по 27 октября в Москве проходил школьный этап. Одновременно с этим состоялась апробация ГИА-9 и ЕГЭ по китайскому языку. Эти события свидетельствуют о внимании властей к китайскому языку и о развитии отношений между нашими странами. По прогнозам специалистов, экономическое и политическое сотрудничество с КНР потребует подготовки кадров со знанием китайского языка, поэтому количество желающих изучать китайский язык в ближайшее время будет только увеличиваться.

Мы побывали в школе №1948 г. Москвы, которая занимает первое место среди всех столичных школ по количеству детей, изучающих китайский язык. Всего языком Конфуция в этом образовательном учреждении овладевают около 1000 учащихся со 2 по 11 классы. Поэтому особенно интересно было узнать не только о том, как здесь прошел школьный этап олимпиады, но и о том, как удается педагогам привить интерес к такому сложному и необычному предмету, как китайский язык.

Ключ с правом передачи

В продвижении идеи создания школы с массовым изучением китайского языка активное участие принимали Российская Академия Наук и Ассоциация китаеведов России и, прежде всего, такие видные ученые, как академики РАН Сергей Леонидович Тихвинский и Владимир Степанович Мясников. Благодаря, в том числе и их усилиям, Департаментом образования города Москвы в 1998 году была открыта школа №1948 с углубленным изучением китайского и английского языков. Ее возглавила Ольга Николаевна Семенова (в настоящее время старший методист), закончившая в свое время Институт стран Азии и Африки при МГУ и имевшая большой опыт преподавания китайского языка. Так как специалистов по китайскому языку в то время не хватало, около 20 учителей-предметников первоначально прошли многолетнее обучение в методическом объединении школы с последующей переподготовкой в МПГУ по специальности «преподаватель китайского языка». Большинство из них неоднократно выезжали в КНР на краткосрочные и длительные стажировки по китайскому языку. 

Одна из проблем школ, в которых изучается китайский язык, заключается в том, что для них пока не разработано единых программ и учебников. Для средних и старших классов в школе №1948 используется вузовский учебник А. Ф. Кондрашевского, который рекомендован Минобрнауки. Он многократно издавался и переиздавался, но педагоги считают, что его следует дополнить более современными материалами. В начальных классах учителя используют свои собственные методические разработки.

Китайский язык отличается от европейских своей письменностью (иероглифы вместо букв) и произношением (тональными ударениями, от которых зависит значение слова).

Поэтому основное внимание на уроках уделяется фонетическим упражнениям: по словам педагогов, дети «поют» китайские слова, и им это очень нравится. Кстати, английские исследователи доказали, что изучение китайского языка развивает музыкальный слух с «нуля» до абсолютного. За счет многолетней тренировки даже двоечники правильно усваивают мелодику китайской речи.

В китайском языке около 100 тыс. иероглифов, каждый из которых имеет несколько значений в зависимости от контекста. Запомнить все это невозможно. Даже те, кто учит китайский всю жизнь, все равно сталкиваются с незнакомыми словами. Поэтому один из главных методических приемов состоит в обучении так называемым «ключам» - простым иероглифам, помогающим определить смысловое значение более сложного, составного иероглифа. Педагоги учат детей правильному написанию и чтению «ключей». Если человек знает, как читаются «ключи», то любой сложный незнакомый иероглиф можно угадать.

Каждый иероглиф и их сочетание — это маленькая картинка из жизни. Например, сочетание иероглифов, символизирующих человека и дерево, обозначают глагол «отдыхать». Сочетание иероглифов, символизирующих ребенка и женщину, -   глагол «любить».

Парадоксально, но факт: многие ученики школы №1948 считают, что китайский язык гораздо легче английского. И это при том, что специального отбора учащихся в школе не проводится: зачисляют всех, кого приводят родители.

Путешествие в Поднебесную

Чтобы лучше понять китайский язык, необходимо знать историю, культуру, традиции китайского народа. Отдельного предмета на эту тему в расписании нет, но на уроках   истории и географии педагоги стараются дать детям как можно больше сведений о той стране, язык которой они изучают.

В школе отмечаются и национальные китайские праздники — например, Новый год по лунному календарю.

Ученики гимназии регулярно выезжают на стажировки в КНР, во время которых не только совершенствуют знание языка, но и знакомятся с достопримечательностями.

«Те, кто съездил хотя бы один раз на стажировку, страха перед языком уже не испытывают и легко преодолевают психологический барьер в общении», - говорит О. Н. Семенова.

Правда, тут же предупреждает своих воспитанников: если жители Поднебесной говорят вам, что вы хорошо знаете китайский язык, не надо расслабляться и принимать это за чистую монету, а следует отвечать: «не достоин этой похвалы».

Кстати, расходы на стажировки покрываются за счет грантов, предоставляемых китайской стороной, родители оплачивают только дорогу туда и обратно.

«Эта система грантов очень помогает. Не все школы могут расчитывать на такую поддержку, требуется время для того, чтобы себя зарекомендовать», - отмечает директор школы №1948 Виктор Иванович Семенов.

Знаком особого доверия к школе №1948 стало открытие на ее базе в 2010 г. кабинета Конфуция в рамках соглашения  с Государственной канцелярией КНР по международному распространению китайского языка (Ханьбань). Главная задача этой структуры — популяризация и содействие распространению китайского языка. Также школе доверено проводить экзамены: «детский» YCT, направленный на проверку владения языком в рамках школьной программы, и «взрослый» - НSK, 5-й уровень которого дает право на поступление в китайские вузы без подготовительных курсов.

Мост к карьере

Это очень важно для выпускников школы №1948, большинство которых связывают свою будущую карьеру с китайским языком, продолжая образование в МГИМО, РУДН, ИСАА, МГПУ, НИУ ВШЭ, МГЛУ. Многие не ограничиваются обучением в лингвистических вузах на профильных факультетах, предпочитая получить конкретную специальность (врач, дизайнер, менеджер, экономист, юрист) со знанием китайского языка.

Некоторым удается получить бесплатный курс обучения в китайских вузах благодаря победам в различных олимпиадах и конкурсах, которые организует китайское посольство.

Например, в октябре 2014 года проводился 7-й Всемирный конкурс китайского языка для школьников в городе Куньмин, провинции Юннань, КНР. Российскую команду на этом конкурсе представляли учащиеся школы №1948 - Тютюник Григорий из 10 «Б» и Алтунина Ольга из 11 «Б». Ребята заняли 2 и 3 места в личном зачете и получили гранты на полугодовое обучение в КНР.

В октябре 2015 года на 8-м Всемирном конкурсе «Мост китайского языка» среди школьников учащийся школы №1948 Александр Шитиков из 10 «В» занял 2 место в личном зачете и получил грант на годичное обучение в КНР.

В период с ноября 2014 по март 2015 года проходила межрегиональная Евразийская лингвистическая олимпиада школьников при МГЛУ, которая приказом Минобрнауки России внесена в перечень олимпиад школьников на 2014-2015 учебный год (ей присвоен второй уровень). Это значит, что победителям и призерам этой олимпиады могут быть предоставлены льготы при поступлении в высшие учебные заведения на специальности (направления подготовки) в соответствии с профилем олимпиады. Участие в этой олимпиаде в категории «Китайский язык» приняли 87 учащихся школы №1948, 4 человека стали победителями и призерами заключительного этапа. 

Предварительные итоги

Будет ли сопутствовать удача ученикам школы № 1948 на всероссийской олимпиаде школьников, покажет время. В данном случае важно не только то, что победители и призеры получат преимущества при поступлении в вузы, но и то, что ребята смогут проверить свои знания на новом уровне, а педагоги — провести работу над ошибками и понять, какие пробелы в изучении китайского языка им следует компенсировать.

А пока подведены итоги первого, школьного этапа.

Из 80 учащихся 5-6 классов, принимавших участие в олимпиаде, 72 стали призерами, получив 20 и больше баллов.

Из 102 учащихся 7-8 классов, изъявивших желание попробовать свои силы в интеллектуальном соревновании, 55 человек прошли на муниципальный этап, получив 25 и больше баллов. Из 77 учащихся 9-11 классов успешно прошли отбор 50 человек, набрав 30 и больше баллов.

Задания для всех возрастных групп охватывают лексику, грамматику, фонетику. Для 7-11 классов есть аудирование, для 9-11 классов - лингвострановедение.

Предварительный анализ показал, что в параллели 7-8 классов самым трудным оказалось лексико-грамматическое задание (по мнению педагогов, объем грамматического материала завышен даже для олимпиады).

Учащиеся старших классов испытывали трудности, выполняя задания по страноведению и аудированию.

На все эти вопросы будет обращено особое внимание на уроках китайского языка.

Вообще, как отмечают учителя, главной проблемой было то, что ВсОШ по китайскому языку в этом году проводится впервые, и если по всем другим дисциплинам можно было ознакомиться с материалами прошлых лет, то по китайскому языку ничего этого не было.

Но, как говорится, лиха беда начало. Главное то, что введение олимпиады и ЕГЭ по китайскому языку, по мнению специалистов, станет стимулом для развития интереса к изучению китайского языка. 

Большие перспективы

«Интерес к китайскому языку растет не только «снизу», но и со стороны властей — органов управления образованием и правительства, а это очень важно, - подчеркивает О. Семенова. - Это означает, что у наших детей большие перспективы. Раньше многие выпускники поступали в вузы, не связанные с китайским языком, забывали его. А теперь востребованность в специалистах со знанием китайского очень высока, и чем дальше, тем будет больше. И сейчас родители, отдавая своих детей в школу с китайским языком, не спрашивают, для чего нужно изучать этот предмет, и пригодится ли он в дальнейшей жизни».

После объединения школы №1948 с другими образовательными учреждениями (теперь в комплекс входят три школьных здания и 4 детских сада), количество желающих изучать китайский язык увеличилось.

«В наши детские сады родители отдают своих детей с целью дальнейшего изучения китайского языка в школе», - отмечает О. Семенова.

Кстати, аналогичные процессы происходят и в других столичных школах. Например, в гимназии №1517, в состав которой вошла школа-интернат №11 с углубленным изучением китайского языка (старейшее учебное заведение такого профиля, открытое еще в 1956 году), в этом году впервые набрали пять первых классов, в то время как раньше 1-2 первых класса были пределом возможного.

Конечно, введение государственной итоговой аттестации по китайскому языку и включение этого предмета во всероссийскую олимпиаду школьников потребует разработки единых программ и учебников и стандартов изучения китайского языка в школе. Специалистам еще предстоит проанализировать и обсудить наиболее оптимальный набор и формат заданий для ОГЭ, ЕГЭ и олимпиады по китайскому языку. Пока делаются только первые шаги на этом пути, но главное, что это шаги в правильном направлении.

Ольга Дашковская