Наталья Иванова-Гладильщикова 7 апреля 2016 |
Репетитор теперь не поможет
С тех пор, как пять лет назад отвечать за Всероссийскую олимпиаду по литературе стала новая команда, она стала больше похожа на конкурс в творческий вуз, чем на старые-«добрые» испытания. Теперь к финалу нельзя подготовиться с помощью репетитора. Новый тип заданий помогает увидеть, способен ли человек высказать собственное мнение, может ли он почувствовать литературу как искусство, или выучен действовать лишь по шаблону.
Как было
Раньше на финале Всероссийской олимпиады по литературе было три тура: первый – это комплексный анализ прозаического произведения, второй – разбор поэтического текста и третий - творческий, в котором было всего одно, условно творческое задание. Все участники обязаны были продемонстрировать знание литературоведческой терминологии, и вообще теории. Ко всему этому вполне можно было заранее подготовиться: например, сравнить между собой дома 150 стихотворений, а потом, на олимпиаде, по определенной схеме их проанализировать.
Объяснить, что такое «комплексный анализ» непросто. В основном, это было перечисление тем, идей, композиции, сюжета, средств выразительности. Такой способ проведения олимпиады больше напоминал ЕГЭ, а точнее – кондовый экзамен, и извращал саму сущность олимпиады, потому что не позволял обнаружить творческие способности ребенка. Да и задания основывались в основном на школьной программе. Так, девятиклассникам полагались вопросы из первой половины 19 века, десятиклассникам – из второй, и т.д.
Как стало
Сейчас все изменилось. Теперь первый тур – это анализ прозы или поэзии (причем, нужно выбрать что-то одно). Второй тур – творческий, с непредсказуемыми заданиями, на которые невозможно натаскать. А третий – устный, и он все время совершенствуется. Отныне, те, кто слушает ребенка, могут задавать ему вопросы, и все превращается в диалог. Очень важно, что после каждого тура проходит показ работ детям. Они их обсуждают и могут подойти к любому члену жюри и поговорить с ним отдельно. Благодаря таким показам сократилось число апелляций.
Еще: использование сложной, профессиональной терминологии теперь не требуется. Термины должны быть только в тех случаях, когда это действительно необходимо.
О чем могли поговорить Штольц с Базаровым
Изменился и сам тип заданий. Их выполнение требует не столько знаний и эрудиции, сколько творчества, умения мыслить. И еще – совсем необязательно, чтобы вопросы, например, для десятиклассника строились на материале школьной программы. Они могут выходить за ее рамки. Появилось больше современных, не столь известных авторов. Тексты даются с примечаниями, чтобы было понятно, что это за писатель. Есть и комментарии к малоизвестным словам. И еще: задания творческого тура сразу же публикуются в Интернете.
В 2013-м году ребята должны были ответить на такие вопросы: о чем и как могли бы поговорить между собой Чичиков с Молчалиным, или горьковский Лука с Платоном Каратаевым. Или Штольц – с Базаровым. Нужно было сочинить диалог двух героев из разных литературных произведений. Дети тогда развернулись вовсю: тут была и стилизация, и неожиданные идеи и ходы. Учитель литературы 57-й школы и председатель комиссии по составлению олимпиадных заданий по литературе Сергей Волков тогда сказал мне: «Я подозреваю: получилось все потому, что на это задание невозможно натаскать. К нему нельзя заранее подготовиться. Ведь там, где есть тренировка, всегда присутствует некий шаблон».
Задания все время трансформируются. В этом году девятиклассникам предлагали посмотреть мультипликационный фильм Марии Муат «Он и Она» по мотивам гоголевских «Старосветских помещиков». А потом – написать эссе об особенностях «перевода» гоголевского текста на язык анимационного кино. Обратить внимание на то, какие эпизоды выбраны из повести для сюжета мультфильма, в чём своеобразие изображения на экране, какие детали портрета, речи, интерьера, пейзажа намеренно выделены в мультфильме. Какими средствами передаются черты «буколической жизни» гоголевских персонажей? И объяснить, как они поняли смысл экранизации.
А второе задание творческого тура для девятых-одиннадцатых классов было и вовсе удивительным. Оно называлось «Я на твоём пишу черновике…». Вот одно из таких: «Представьте, что перед вами повреждённый поэтический черновик, набросок лирического стихотворения. Какому русскому поэту он мог бы принадлежать»? В «черновике» есть отдельные слова, чаще с пометкой «неразборчиво», зачеркнутые фрагменты, многочисленные отточия (пропуски). И на основании всего этого нужно догадаться о содержании стихотворения, воспроизвести его возможный лирический сюжет, восстановить одну-две строки стихотворения ( или даже одно из четверостиший). Записать восстановленные строки. А потом - сочинить статью / эссе /очерк о своеобразии художественного мира и поэтической индивидуальности предполагаемого автора (стилевой портрет поэта). Вот так!
Школа для учителя
Понятно, что для детей, способных на такое, нужен и талантливый учитель. И в рамках финального этапа олимпиады появилась образовательная программа для учителей. Для них проводятся лекции, мастер-классы, занятия. Об этом еще в 2013-м году говорил мне Сергей Волков: «Нужно обязательно думать над системой подготовки учителей. Сегодня в том, как пишут дети, очень виден разброс нацеленности учителей: некоторые, например, ищут обязательно воспитательную составляющую. Ищут темы, идеи, проблемы, которые воспитывают. И любой юмористический рассказ у них неминуемо превращается в какой-то учебник истины. А то, что истина может быть выражена косвенно или существовать в виде вопроса – никак. Поэтому наша олимпиада – это еще и возможность работы с педагогами».
Зачем стране столько филологов
С этого года регион, в котором нет ребят, добравшихся до проходного балла, может прислать одного школьника, набравшего на региональном этапе максимальный результат. Этим правом воспользовались многие, увеличив общероссийское представительство на заключительном этапе. Больше всего школьников приехало из Москвы, Вологодской, Кировской, Новосибирской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областей, из Краснодарского края. Это не конкурс столичных школьников. В последние годы лидировали Москва, Пермь, Челябинск, Казань, Новосибирск, Калуга…
Можно спросить: а зачем стране нужно столько филологов? На самом деле, это сильные дети, которые смогут потом решать самые нестандартные и сложные задачи. Или просто быть хорошими читателями, популяризаторами литературы. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Сухих рассматривает олимпиаду как путь к самовыражению, как состязание творческих людей.
Для тех, кто думает, стоит ли заниматься филологией, приведем слова Сергея Волкова: «Филология - это когда без подготовки и Гугла в кармане – серьезный разговор о важном, здесь и сейчас – но с опорой на мощные культурные слои, с цитатами и отсылками, не заготовленными, но живущими в тебе. Это лекция, семинар, диалог на любой ступеньке случайной лестницы, в коридоре, спонтанно, глубоко, по делу. Это нужное людям, а не только ученым».
Наталья Иванова-Гладильщикова