Наталья Иванова-Гладильщикова 26 мая 2016 |
Мы встретились с лауреатом Нобелевской премии по физике, Константином Новосёловым, в самом конце апреля, в Петербурге, куда он приехал на один день из Манчестера, чтобы прочитать лекцию финалистам Всероссийской олимпиады школьников по математике. На этом финале была роскошная научная программа (хочется, чтобы это стало фирменным стилем): помимо Новосёлова, лекции читали лауреат Филдсовской премии, математик Станислав Смирнов, академик Юрий Матиясевич, завершивший решение десятой проблемы Гильберта.
Нам удалось поговорить с Константином Новосёловым в автобусе, на час застрявшем в пробке, по дороге в Мариинский театр, где юные математики и их наставники должны были слушать оперу Прокофьева «Обручение в монастыре». Мы разговаривали накануне его выступления перед школьниками.
ХОББИ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО МАРКИ И БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
- Чему будет посвящена ваша лекция?
- У меня был выбор: либо говорить о нашей нынешней работе, либо о чем-то еще. И я решил, что расскажу о своем хобби. Кроме занятий наукой, какое-то время назад я начал увлекаться историей графита. И решил, что посвящу свою лекцию истории графита и графитоподобных материалов. А попутно, немножко – и физике.
- Вы ведь тоже побеждали в олимпиадах школьников. В какой школе Вы учились?
- Это была самая обычная школа в Нижнем Тагиле. Были хорошие учителя, которые меня заметили и стали подталкивать к участию в олимпиадах.
- И, как известно, уже в шестом классе, в 1986 году вы заняли первое место в областной олимпиаде по физике, а потом, на Всесоюзной олимпиаде школьников вошли в десятку сильнейших. А еще известно, что в 1988-1991-м годах вы параллельно обучались в Заочной физико-технической школе. И в 1990-1991-м годах участвовали во всесоюзных олимпиадах и по физике, и по математике.
- Да. В заочной школе при Физтехе я учился по физике и математике. А потом меня погнали поступать в Москву. И я поступил в Физтех.
- А иначе бы вы не поехали?
- В какой-то момент я понял, что это нужно сделать. Но это произошло далеко не сразу.
- Были ли рядом с Вами одаренные одноклассники?
- Я считаю, что все дети – способные. У большинства людей есть одаренность хоть в чем-то. А дальше – вопрос: помогли им реализоваться или нет. Ведь идея олимпиад – не научить математике (они потом этому научатся в институте), главное их не потерять – помочь определиться и увлечь.
- Получается, что обязательно необходим хороший учитель.
- Обязательно нужно, чтобы было с кем пообщаться.
- А среда одноклассников важна?
- Мои одноклассники занимались кому чем было интересно, а интересы были очень разные. В чем-то я от них старался не отставать, но плюс к этому пытался немножко учиться.
- А вы легко учились?
- На физике и математике мне было интересно, я учился легко, но и усилия прикладывал. А по остальным предметам был довольно средним учеником. Никакой медали у меня не было. Разумеется, все, что я не прочитал в школе, пришлось наверстывать. В принципе, это, может быть и хорошо.
- А кто ваши любимые писатели?
- Сложно сказать. Но я Достоевского очень люблю. Еще Лескова, когда хочу почувствовать русский язык.
- А из поэтов?
- Бродский, разумеется.
ЕГЭ В АНГЛИИ
- Существует расхожая мысль, что ЕГЭ разрушает российское образование. Вы с этим согласны?
- У меня нет такого ощущения. Такая форма экзамена дает возможность расширить географию выпускников. Разумеется, если бы все имели финансовую возможность ездить куда хотят, то было бы здорово вузам проводить и собеседования или приглашать абитуриентов на вступительные экзамены. Но это невыполнимо сегодня.
- В Великобритании есть что-то похожее на ЕГЭ?
- Там абсолютно то же самое. Вы сдаете a-level экзамены и по их результатам поступаете в вуз. Некоторые университеты проводят и вступительные экзамены, чаще всего, это собеседование. Но в основном, в вуз зачисляют по результатам выпускных экзаменов.
- Есть ли в Англии система олимпиад?
- Я с ней не сталкивался. Скорее всего, олимпиады существуют, но, думаю, они точно менее мощные, чем в России.
- Насколько высшее образование в Великобритании отличается от российского, и в чем его достоинства и недостатки?
- Оно настраивает студентов на большое количество самостоятельных занятий. Дается базовая основа, а потом – студенты должны развиваться сами.
- Это хорошо или плохо?
- Это не очень хорошо, но настраивает хороших студентов на учебу, а плохих – наоборот.
- Какие у вас впечатления от того, что происходит с физическим образованием в России?
- Все, что я могу сказать об этом, связано с впечатлениями от тех ребят, которые приезжают к нам учиться. Это первое поколение молодых ученых, кого мы стали брать в аспирантуру из России. Они очень хорошо образованы и с хорошей мотивацией. Отражает ли это общую ситуацию с физическим образованием, – этого я не знаю.
- Насколько я понимаю, в России очень трудно работать физикам-экспериментаторам, поэтому многие из них уезжают.
- Наверное. Не знаю, с чем это связано. Все-таки какие-то финансовые вливания пошли. Вопрос в том, как превратить их в конечный результат.
- Можно ли сказать, что физика имеет национальность? Я несколько лет назад разговаривала с талантливым молодым математиком Александром Буфетовым, который говорил, что «математические традиции в разных странах – разные. И русская математика имеет свои, особенные».
- Я считаю, что наука не имеет национальности.
- Но есть же разные школы?
- Думаю, что школы в основном связаны с отдельными людьми. И я всегда приветствую людей, которые берут самое лучшее из разных школ. Это многокультурные, космополитичные ученые.
«МАНЧЕСТЕР-ЮНАЙТЕД» И АНГЛИЙСКИЕ ПАБЫ
- А почему Вы остановились на Манчестере? В интервью, данном после присуждения Нобелевской премии, Вы сказали, что «организация работы в той же Англии намного проще и прозрачнее, чем в России или, скажем, в Германии».
- На самом деле, в какой-то момент я хотел уехать из Манчестера, но случился форс-мажор и это не получилось. У меня все циклично: каждые сколько-то лет появляются новые идеи, а потом они реализуются и надо заниматься чем-то новым. В какой-то момент у меня произошел спад, когда нужно было искать нечто новое, я хотел переехать в другое место (это всегда помогает). Но начать с нуля, по некоторым причинам, не получилось.
- А потом Вы получили Нобелевскую премию…
- Нет. Именно это и было причиной. Я до этого хотел поменять место работы. Мог бы уехать и после премии, но это было бы не совсем честно. Я остался, а потом появилась новая тема. Глупо уезжать посредине очередной интересной работы. Если честно, сейчас лучшего места (поскольку уже очень много сделано) сложно найти, чтобы заниматься тем, что я делаю.
- Вам нравится Англия?
- Англия мне нравится. Она со своими проблемами, к ней нужно привыкнуть. Но вот к Голландии привыкнуть у меня так и не получилось.
- В Голландии, например, кухня плохая.
- Кухня плохая и в Англии. Вкусно поесть можно в основном только в пабах. Дело не в этом.
- То есть, Вам важно, где жить? Не только там, где хорошо работать, но и просто жить?
- Да, важно. Основное, наверное, – это возможность общения на одной волне с людьми. Чувство юмора очень существенная вещь.
- Вы ходите на футбол? Следите за «Манчестер-Юнайтед»?
-Конечно, хожу. И даже сам играю в футбол (вот руку мне мои студенты сломали на прошлой неделе на футболе). Главное, оказавшись в одной ложе с болельщиками «Манчестр-Сити», бурно не проявлять своих чувств.
- А Вы часто бываете в России?
- Нет, крайне редко.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
- Изменилось ли отношение к Вам окружающих после получения Нобелевской премии?
- Оно, конечно, изменилось. Вопрос больше в том, как ты сам себя ощущаешь. Я стараюсь, чтобы моя жизнь менялась как можно меньше. И продолжаю работать как раньше. Разумеется, нагрузка получается значительно большей, просто из-за того, что другая степень ответственности. Но с этим ничего не поделаешь.
- Есть ли у Вас сейчас общие проекты с Андреем Геймом?
- Наверное, треть или четверть моих и его проектов мы ведем совместно.
ДОЧКИ-БЛИЗНЯШКИ И КИТАЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ
- У вас две маленькие дочки-близняшки. Вы хотели бы, чтобы они стали физиками?
- Я хотел бы, чтобы они сами выбрали, кем им стать. Любое дело, если этим заниматься ответственно, требует очень много физических и эмоциональных сил, и в этом смысле, кем бы вы ни стали, вы должны выкладываться. Если им будет нравиться физика, почему бы нет? Но, разумеется, люди должны понимать, что занятия наукой отнимают огромное количество сил.
- У Вас ведь и жена – ученый?
- Она занималась разной работой - была и техническим директором в фирме, но сейчас вернулась в науку. Она биолог.
- Есть ли у Вас еще хобби (кроме истории графита)?
- Я начал немножко рисовать. Провожу много времени в Китае, пытался учить китайский язык. С языком все плохо, а с рисованием – получше.
- Почему вдруг стали рисовать?
- Мне всегда хотелось этим заняться. А китайская живопись такова, что позволяет нарисовать картину за небольшое количество времени, а у меня его совсем немного. При этом мне нравится то, что получается.
- Это акварель?
- Это акварель. На самом деле, это чернила…
- Вы ездите отдыхать?
- А зачем это нужно, когда работа интересная? Вот приехал на один день сюда, это же переключение!
- А с детьми много времени проводите?
- Девочки весь день в школе, вечером делают уроки. И мы тоже целыми днями на работе. Мы, конечно, ездим гулять в окрестности Манчестера. Сам город – индустриальный, а вокруг есть очень красивые, любимые нами места.
P.S. А на следующий день состоялась лекция. Ее достаточно сложный смысл был доступен даже гуманитарию. Ведь просто сказать о сложном могут только гении. А сложно о простом – только бездари. А после нее дети задавали вопросы и получали, иногда парадоксальные, ответы.
Вопросы были о графене, о жизни, о науке. Например: изучение графена находится на стыке физики и химии. Какую науку тут знать важнее? На что последовал ответ: наука – одна. И то, что мы разделяем ее на физику, химию и т.д. – это искусственное деление. «Я понятия не имею, чем я сейчас занимаюсь – физикой или химией», – признался Нобелевский лауреат.
Беседовала Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА
СПРАВКА
Российский и британский физик Константин Новосёлов в 2010 году вместе со своим учителем Андреем Геймом был удостоен Нобелевской премии по физике за «передовые опыты с двумерным материалом — графеном». Новосёлов стал самым молодым нобелевским лауреатом по физике за последние 37 лет (с 1973 года, кстати, года его рождения) и единственным на 2010 год лауреатом во всех областях, родившимся позднее 1961 года .
С 2011 года Константин Новосёлов является членом Лондонского королевского общества, и в том же году было объявлено о присвоении ему, указом королевы Елизаветы II, звания рыцаря-бакалавра за заслуги перед наукой. С тех пор перед его именем стоит титул «сэр».
По состоянию на октябрь 2015 года ученый имеет более 92000 цитирований своих работ. Индекс Хирша – 80. По версии Thomson Reuters Новосёлов назван среди 17 самых актуальных («hottest») учёных мира.
Расширенный вариант интервью с Константином Новосёловым, опубликованного в gazeta.ru. http://www.gazeta.ru/science/2016/05/24_a_8261501.shtml