Редакция сайта 4 сентября 2016 |
В Москве с 4 по 9 сентября проходит I Международная олимпиада мегаполисов. В столицу приехали 22 команды из 18 стран. Ежедневно мы следим за всем, что происходит на олимпиаде.
4 сентября | 5 сентября | 6 сентября | 7 сентября | 8 сентября | 9 сентября |
9 сентября. Вы все - будущее нашей науки
Характер сегодняшнего дня мог показаться участникам олимпиады достаточно неоднозначным. С одной стороны, гостей нашей столицы впервые за все время никто не будил ни свет ни заря, более того, в первой половине дня значилось только свободное время. Затем их ждало самое важное мероприятие, ради которого были потрачены умственные и не очень силы – торжественная церемония награждения победителей и призеров I Международной олимпиады мегаполисов.
Поздравить команды приехал даже мэр города Москвы Сергей Семёнович Собянин. Он поблагодарил гостей олимпиады за то, что они приехали на первую Международную олимпиаду мегаполисов: «Надеюсь, что на соревновании вы провели время не только с пользой, но и получили удовольствие от экскурсий по городу, в музее, выставочные центры, в путешествии по Москве, в общении друг с другом. Вы познакомились с новыми людьми, приобрели новых друзей. Ну и, конечно, это время, в любом случае, бескомпромиссное соревнование, в котором есть свои победители».
Сергей Семёнович поздравил победителей в командном зачете. Абсолютным лидером по количеству завоеванных баллов стала делегация из Москвы. Кубки за первое место в командном зачете также получили команды Санкт-Петербурга и Белграда. На втором месте - команды городов Минска, Джакарты, Софии, Будапешта и Еревана. Третье место поделили школьники из Таллина, Астаны, Лейпцига, Риги, Алматы, Пекина и Бишкека.
Абсолютным победителем в личном зачете по химии стала москвичка Елена Голубева, по физике - Тавет Калда из Таллина, по информатике - москвичи Григорий Резников и Владислав Макеев, по математике - Павел Губкин из Санкт-Петербурга.
Опубликованы результаты олимпиады.
Медали в личном зачете счастливым победителям вручали почетные члены международного жюри. Среди них – специальный гость олимпиады, старший преподаватель математики в университете Бата, председатель оргкомитета Международной математической олимпиады, кавалер ордена Британской империи Джеф Смит. Духван Ли, доктор наук, профессор химии и научных связей университета Соганг, Сеул, Республика Корея приободрил ребят: "Вы все - будущее нашей науки. Продолжайте работать так же упорно, это очень интересно и здорово - стать настоящим ученым".
Надежды науки сменяли друг друга на сцене, выходя за дипломами и кубками. Некоторым повезло чувствовать приятную тяжесть на шее от медали, означающей только одно - их знания и старания оценили по-достоинству.
Но и это еще не конец, после закрытия всех ждал сюрприз. Наверно, каждый гражданин нашей страны (находящийся в расцвете сил) с трепетом вспоминает один момент с закрытия Олимпийских игр 1980 в Москве – ласковый Миша, символ соревнований, поднимается в небо. Вот и участники интеллектуальной олимпиады все вместе запустили огромный воздушный шар – символ того, что I Международная олимпиада мегаполисов завершена.
8 сентября. Москва олимпиадная
На олимпиаде мегаполисов настал тот день, когда развлекательные мероприятия, наконец-то, преобладают над интеллектуальными. С утра делегации прибыли в центр к дому-музею А. Н. Островского и Музею Москвы, откуда стартовала игра-экскурсия. Говоря современным языком – квест.
Сначала всем школьникам выдали брошюры с заданиями и подробным описанием всех 22 пунктов маршрута. Каждая такая точка символизировала какой-то момент в истории России или рассказывала о творчестве выдающихся людей, культурном наследии и традициях. Участники получили задания на официальных языках олимпиады, английском и русском, и на родном языке команды.
Конечно, задания носили ознакомительный характер, главная цель которых – лучше познакомить иностранных гостей со столицей, дать им возможность оценить красоту не только главных достопримечательностей, но и обычных улиц, домов, людей. Поэтому единственное запрещающее правило было следующее: «Перемещаться по городу можно только пешком, запрещено использовать любые транспортные средства».
Разобравшись со всеми организационными нюансами группы школьников вместе с сопровождающими выдвинулись по маршруту навстречу друг другу, то есть те, кто стартовал у музея А. Н. Островского, должны были финишировать у здания Музея Москвы и наоборот. Но путешествие продолжалось недолго, в игру вмешались погодные условия, которые разве что делегации из нашей Северной столицы могли дать минимальное преимущество. Команды были вынуждены срочно искать укрытие от разбушевавшейся стихии. Однако, как неожиданно начался дождь, также и закончился, и уже ничего не могло помешать насладиться Церковью Николая в Пыжах, Третьяковской галереей, Памятником И. Репину, Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Особняком Кекушевой, Доходным домом Исакова и многим другим.
Участники внимательно осматривали металлические козырьки, входы, стены, окна и фасады зданий, чтобы найти правильный ответ. На квест отводилось 2 часа. За это время участники смогли не только поиграть и еще больше сплотить команду, но и устроили себе познавательную экскурсию. Все 22 точки прошли команды из Абу-Даби, Джакарты, Минска, Бишкека, Белграда, Астаны, Таллина, Риги и Алматы. А вы так сможете? Попробуйте, задания квеста опубликованы.
Насладившись красотой, ребята вновь сели в автобусы и отправились на показ работ и апелляцию – последнюю возможность изменить итоговый расклад. Официальная процедура апелляции, когда участник оспаривает выставленную оценку жюри, проходила только по информатике. На физике, химии и математике была немного другая система – за лишние баллы боролись руководители команд. Мы спросили члена жюри по математике, Антона Сергеевича Гусева, в чем отличие координации от апелляции и как проходит это мероприятие: «На международных олимпиадах принято проводить именно координацию. Считается, что цель – не выставить баллы, а найти истину. Нельзя сказать, что это соревнование между руководителем и жюри, это совместная командная работа. Они вместе координируют работу участника, вместе помогают друг другу оценить ее правильно».
Руководители команд после каждого тура получали работы и предварительные результаты своих подопечных, могли обсудить их вместе и построить стратегию. Затем лидерам команд нужно было согласовать выставленные оценки. Обсуждение проходило на двух языках – русском и английском. Исходя из опыта члена жюри, процедура может длиться вплоть до 2 часов. На олимпиаде мегаполисов на обсуждение одной работы уходило максимум 40 минут.
Время за показом работ летит незаметно, и настал момент для обещанного сюрприза - речной прогулки на комфортабельном теплоходе. Наконец, школьники и руководители могли передохнуть и пообщаться друг с другом.
Завтра пройдет торжественная церемония награждения победителей Международной олимпиады мегаполисов, и мы узнаем имена счастливых обладателей кубков и дипломов. Ждите новостей!
7 сентября. Завершился последний соревновательный день
Место встречи с турами изменить нельзя. Сегодня утром уже привычным маршрутом школьники отправились на второй, заключительный, тур I Международной олимпиады мегаполисов.
У математиков все не так прозаично, никаких склянок и колб, специальному электрическому оборудованию здесь тоже места не нашлось. Однако искусство и красота заключается в другом - непосредственно в продвижении в решении. Распечатки с заданиями также не выглядят угрожающе – всего-то один листочек, но такое первичное впечатление, конечно, обманчивое. Как и днём ранее участникам были предложены 3 задачи, а на все про все давалось 4,5 часа - уже по временному интервалу можно догадаться, что над решениями придется изрядно покорпеть.
Представитель команды города Бишкека, первый справившийся со всеми заданиями, вышел только за 15 минут до официального окончания тура. Однако подавляющее большинство участников до последнего пытались добавить к своей работе еще какие-то баллы. По горячим следам ребята отмечали сложность задач второго тура, но как это не парадоксально, по поводу результатов прослеживался скорее сдержанный оптимизм.
После соревновательной части настало время расслабиться – прямо в холле между аудиториями были организованы игротеки "Мастерская науки" и "Математические этюды". Между столами со всевозможным конструктором, мозаиками и другими объектами было сложно протиснуться. Запредельный интерес мероприятие вызвало не только у школьников, пораскинуть мозгами и проверить свою смекалку захотели волонтеры, организаторы и даже члены жюри. Описать действо можно видоизмененной фразой из культового советского фильма: «Играют все!». Наибольшей популярностью пользовались головоломки а-ля «Да Винчи», где нужно высвободить одну или все составляющие сцепленной конструкции. Вот такой импровизированной математической вечеринкой завершился второй тур олимпиады в гимназии № 1514.
У физиков состоялся теоретический тур. Следуя формату международных олимпиад, участники могли задавать уточняющие вопросы жюри. За все 5 часов олимпиады всего несколько школьников не постеснялись обратиться за помощью, несмотря на трудные задания. Мы попросили члена жюри, автора задач теоретического тура по физике Константина Владимировича Парфенова рассказать о соревновании подробнее.
- Как составляются задания международных олимпиад и в чем их отличие от других соревнований, например, всероссийской олимпиады?
Программа международной олимпиады более обширная. Есть разделы физики и некоторые законы, которые не используются при составлении олимпиадных заданий всероссийской олимпиады, но могут быть использованы при составлении заданий олимпиады международного уровня. Например, в одном из заданий используют закон Стефана-Больцмана (интегральный закон излучения абсолютно черного тела, - прим. ред.), который не входит в стандартную российскую школьную программу. Кроме того, требуются более серьезные навыки: в двух задачах из трех нужно решить дифференциальные уравнения, что характерно для подготовленного школьника, который много лет участвует в различных олимпиадах.
- Расскажите подробнее о заданиях сегодняшнего тура.
Я старался сделать так, чтобы в задачах была небольшая изюминка, неожиданное решение. Первая задача про блоки, нити и грузы. Грузы подвешивают, вращающийся блок массивный, на поверхностях есть трения. У одного участника возник вопрос: «Есть ли проскальзывание веревки по вращающемуся блоку?». Этого в условии не было, и я ему ответил «No comments» («без комментариев», - прим. ред.) по той причине, что это как раз и есть одна из основных загадок. Данные заданы так, что в некоторых ситуациях проскальзывание есть, в некоторых нет, и школьнику нужно понять самому, как это произойдет.
Следующая задача, внешне стандартная, по электродинамике. Неожиданно обнаруживается интересный эффект, что в этой системе за очень маленькое, бесконечно малое по условию, время токи в катушках меняются на конечные величины. Происходят такие большие скачки, и понять, как это происходит и почему достаточно нетривиально для школьника. Если он догадается, то, по идее, должен все остальное в этой задаче найти, что требуется.
Третья задача стоит особняком, это даже не обычная задача, а какой-то фантастический рассказ об искусственной планете, которая названа в условии задачи «Кронос». Нужно изучить, как ведет себя атмосфера этой планеты, при этом условия достаточно необычные, в которых она существует. Фактически, это задача о том, как составить модель более-менее реалистичного физического явления, при этом учитывая сведения самых разных областей физики, тот же самый закон Стефана-Больцмана. Хорошо надо знать термодинамику паров и жидкостей, закон радиоактивного распада, механику. Задача сразу охватывает чуть ли не весь курс физики, разве что электродинамики там нет. Эта задача – мини-исследование.
II тур, информатика |
II тур, физика |
Информатикам тоже достались творческие задачи. По условиям, ребята должны были помочь организаторам олимпиады мегаполисов добраться до места проведения тура на метро без лишних затрат, организовать концерты юного поп-певца Евгения, смоделировать очереди в кассы магазина, и расположить рекламный стенд компании бизнесмена Бубль Гума так, чтобы его увидел ценный клиент. Один участник из московской команды управился со всеми задачами за два часа, ну а некоторым потребовались на это все 5.
На выполнение заданий по химии отводилось 4,5 часа. Одна задача заставила ребят задуматься об охране окружающей среды и экологической проблеме мегаполисов. Технически – задание из раздела общей химии про фотосинтез, о зеленой Москве, растениях в ней и миллионах дымящих машин. Живой круговорот CO2 в действии.
Член жюри и автор заданий Вадим Владимирович Еремин признался: «Мы хотели сделать разнообразные задания», так что в следующих задачах ребята вспоминали химию сахаров, разбирались в окислении иодида калия озоном, выводили классическую органическую цепочку превращений и составляли кинетические уравнения.
Без культурной программы к радости всех гостей не обходится ни один день на олимпиаде мегаполисов. Вот и сегодня вечером все делегации, которые не сделали это в первый день олимпиады, - некоторые особо впечатленные команды по второму разу - отправились в Музей космонавтики и исторический парк «Россия – моя история» на выставку «Рюриковичи». Организаторы могут быть уверены по крайне мере в одном – отличные впечатления и памятные фотографии нашей столицы в своих телефонах школьники уже точно увезут домой.
Туры окончены и финиш близок, но ребятам не дадут забыть о прошедшем испытании – завтра будут известны предварительные результаты, и борцы за баллы отправятся на апелляцию. Но перед этим гости олимпиады окунутся в атмосферу главного мегаполиса России и пройдут квест по культурным местам Москвы. Вечером команд ждет сюрприз, но об этом мы расскажем в следующем выпуске наших дневников, не пропустите!
Сегодня участники выполняли задания первого, основного тура олимпиады мегаполисов. Команды разделили по предметам и развезли в разные места столицы: физики отправились в школу № 2030, химики приехали в школу № 1329, математикам досталась гимназия № 1514, а информатики направились решать задания в уже знакомый лицей № 1560, где днем ранее у них прошел пробный тур.
Юные химики приехали на место проведения практического тура к 10:00 утра. Самое большое представительство оказалось у Германии – от них заявились 3 команды, еще по 2 от Казахстана и России, остальные 15 стран ограничились только 1 коллективом.
Организаторы решили разделить соревнование на два этапа по 2,15 часов. Если на первом этаже школьники решали аналитическую часть, то в это время этажом выше конкурсанты пытались совладать с органикой. После небольшого перерыва группы поменялись местами.
На всех международных олимпиадах рабочий язык - английский, он же (чаще всего) и единственный. На I Международной олимпиаде мегаполисов для некоторых команд задания переводят родной язык и обязательно проходят проверку на лингвистическую актуальность руководителями команд.
Михаил Константинович Беклемишев, один из главных составителей заданий практического тура по химии, рассказал подробнее о их специфике и тематике. «При разработке задач упор делался на то, чтобы школьники показали общелабораторные навыки, а также понимание «химизма», ведь без этого они ничего не смогут сосчитать. Хотя, конечно, больше оценивается работа руками, то есть если участник выполнит все по методике (указанной в задании), то получит большую часть баллов».
Химия наука не только сложная, но и в какой-то степени опасная. Поэтому первые страницы заданий каждой части уделены общим правилам и технике безопасности. Ещё одна страничка описывает используемое оборудование, в том числе, внешний вид - кто же знает, что используют химики в других странах.
Аналитическая часть включала в себя 7 вопросов, при этом, первые 2 (на практику) давали в сумме 40 баллов из итоговых 50, остальные задачи на расчеты и вычисление оценивались скромнее – в сумме только 10 баллов. Похожая разбалловка была и за органическую часть: за первые 2 задания можно было получить 62 балла (максимально 80), за каждое из оставшихся 3 - только по шесть.
К приезду юных физиков все было готово к началу кропотливой практической работы: каждого ждала своя маленькая лаборатория. Здесь ребят встретили старый знакомый осциллограф, генератор, ультразвуковой приемник, усилитель и люксметр.
Член жюри Юрий Александрович Черников, один из авторов задач, рассказал, над чем ребятам предстояло трудиться 5 часов: «Задания разделены на две части: одна механическая, другая оптическая. Они связаны одной общей идеей – исследование детьми анизотропии (зависимость свойств среды в зависимости от направления). В первой части исследуется анизотропия скорости звука в дереве, во второй части исследуется оптическая анизотропия на разных пленках». Задания, как признался сам член жюри, непростые.
После соревнования ребят ждал сюрприз - интерактивная доска «Виртуальное граффити». Участники могли сфотографироваться, а затем добавить на фотографию различные фотоэффекты, например, поставить вместо своей головы лицо Эйнштейна. Некоторые ограничивались просто фотографией «на память».
Математики тоже не скучали после сложного тура и с удовольствием тренировали мозг и руки, собирая замысловатые головоломки.
После утомительной соревновательной части настало время расслабиться и насладиться красотой столицы России. Все делегации на автобусах были доставлены на экскурсию в Храм Христа спасителя и посетили выставку «Художественные Сокровища России. Лучшее из российских собраний».
Завтра ребят ждут не менее насыщенный день и трудные задачи второго тура. Но не будем забывать, что команды именно для этого проделали такой долгий путь, поэтому пожелаем ребятам интересных и нестандартных заданий!
5 сентября. Блиц-тур объединяет
Утром участники олимпиады мегаполисов прибыли на место проведения блиц-тура в лицей № 1560. Команды ждала двухчасовая своеобразная интеллектуальная разминка перед основными соревнованиями. Ребята одновременно решали задачи по математике, информатике, химии и физике.
Интересно, что ещё до приезда в Москву представители городов присылали задачи по каждому из четырех предметов, из которых затем был составлен вариант блиц-тура. При этом сложность заданий должна соответствовать уровню школьного выпускного экзамена.
Кабинеты заполнены, правила зачитаны и участники принялись активно обсуждать задачи. Всего нужно было ответить на 80 вопросов, по 20 на каждый предмет. Ответы вбивались в специальную программу и проверялись автоматически.
В это время руководители команд не скучали – преподаватели и сопровождающие переживали за своих школьников в отдельной аудитории. В режиме-онлайн можно было увидеть, правильно ли участники решили задания. Некоторые команды не торопились с ответом и тщательно заполняли каждую клеточку. В моменты, когда клетки заливались зеленым цветом, зал руководителей наполнялся одобрительным гулом. Одна команда отличилась, вбив наугад сразу 80 ответов, выделив красным цветом свою турнирную строку.
Кстати, порешать задания наравне с олимпиадниками смогли и учащиеся 289 московских школ. По математике и физике лучший результат показали учащиеся школы № 179, по информатике — школы № 1329, по химии — школы № 1534. Молодцы, ребята!
В последние 10 минут тура в зале руководителей царил ажиотаж. По уровню шума, происходящее напоминало боксерский матч, только на ринге были результаты юных участников из 18 стран. Директор Центра педагогического мастерства Иван Валериевич Ященко комментировал происходящее на экране и поздравлял лидеров. Школьникам оставалось совсем немного времени, чтобы внести правильные ответы в систему. Команда Москвы давно вырвалась вперед, но индонезийские школьники не отставали, чему искренне радовались сопровождающие из Джакарты.
Кто хорошо справился с заданиями, а кому они оказались не по силам, судите сами: опубликованы итоги блиц-тура.
Эриксу и Максимусу из Риги соревнование понравилось. «Там были и правда очень интересные задания, это был хороший опыт», поделился Эрикс. Максимус оценил, что можно было порешать и задачи из других областей: «Было интересно, мне понравилось логически мыслить. Работать в команде очень здорово!».
Камилла из Милана: «Я нашла некоторые задания очень трудными, некоторые вопросы я вообще не смогла понять».
Дэвид из Будапешта тоже оценил сегодняшний день: «Мне понравилось, что предметы были доступны для всех, командное соревнование – хорошая идея».
Команда Берлина |
Команда Таллина |
Затем ребят ждал вечер лекций. В лицее № 1560 прозвучали «Математические этюды» Николая Николаевича Андреева. Немного позднее, в офисе компании Яндекс А. Райгородский и А. Панин поделились с присутствующими своими знаниями.
Уже завтра, в 4 школах Москвы, стартует первый тур. На этот раз команды разделятся по интересам и отправятся покорять задания международного уровня. Желаем успехов всем участникам!
4 сентября. «Москва – город открытий!» - стартовала I Международная олимпиада мегаполисов
«Москва – город открытый, Москва – город открытий!» - эти слова стали девизом грядущей недели для 173 школьников из 18 стран мира. Все эти ребята собрались в конференц-зале гостиницы «Измайлово», чтобы поприветствовать друг друга на торжественном открытии новой, первой Московской олимпиады мегаполисов.
Команды юных знатоков математики, информатики, химии и физики приехали в российскую столицу из 22 крупнейших городов и столиц земного шара: Абу-Даби, Алматы, Астаны, Белграда, Берлина, Бишкека, Будапешта, Джакарты, Дюссельдорфа, Еревана, Лейпцига, Милана, Минска, Нью-Дели, Пекина, Риги, Санкт-Петербурга, Софии, Таллина, Тель-Авива, Хельсинки и Москвы, хозяйки мероприятия. Мы спросили ребят, чего они ждут от соревновательной недели:
Чен Фангчен, или Артур, как нам представился участник из команды Пекина, в Москве первый раз. Юный математик уверен, что проведет здесь время очень хорошо. «Я люблю математику, считаю ее очень красивой. Мне нравятся остальные предметы, но математика – основная, она заставляет мозг работать. На этой олимпиаде я хочу найти новых друзей, посмотреть на другую культуру».
Белорус Василевский Алексей тоже представляет математическую часть команды Минска. «Увлекаюсь ей лет с 6, люблю геометрию – ты ищешь некоторые, похожие факты, которые ты уже знал, и составляешь из них свое решение. Мне нравится. Раньше я участвовал в олимпиадах своей страны, а также в Санкт-Петербургской математической олимпиаде. Чего я жду от этого соревнования? Медаль было бы неплохо взять».
Математик Омар Халифа Мохамед Ахмед Абдулкарим из Абу-Даби на олимпиаде первый раз и тоже рассчитывает на победу. «Математика – для меня особенный предмет, мне нравится его изучать. В Москве я первый раз, здесь всё очень хорошо – погода, виды, люди, мне нравится. Сегодня будет церемония открытия, завтра у нас будет тест по всем предметам. Потом мы будем соревноваться по физике, математике, химии и информатике. Надеюсь, мы выиграем».
Джерджели Патрик из Будапешта рассказал о своем предмете: «Я считал, что информатика – необходима для нашего будущего, поэтому я начал её изучать. Раньше я занимался математикой. Считаю, что задания могут быть тяжеловаты, немного нервничаю».
Команда Абу-Даби |
Команда Пекина |
Ребята уже знают, какие соревнования им предстоят: теоретический и практический туры по физике и химии, а также решение задач по математике и информатике. Сегодня гости церемонии открытия могли расслабиться и посмотреть программу, которую подготовили для них организаторы олимпиады.
Школьников приветствовали представители оргкомитета олимпиады и председатели предметных жюри: Д. В. Трещёв, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук; Духван Ли, доктор наук, профессор химии и научных связей университета Соганг в Южной Корее; В. А. Макаров, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ; Б. Т. Маткаримов, доктор технических наук, руководитель лаборатории биосенсоров и биоинструментов National laboratory Astana; И. В. Ященко, представитель оргкомитета олимпиады, директор московского Центра педагогического мастерства.
После напутственных пожеланий, пришло время познакомиться с Москвой. Правда, пока только на экране. Гостям церемонии показали видеоролик о российской столице, рассказав о процветании города, его гостеприимности и научно-образовательном движении.
Наконец пришло время для официального открытия олимпиады мегаполисов. Для этой почетной миссии на сцену пригласили заместителя Мэра Москвы Леонида Михайловича Печатникова. «Мы не можем забыть, что 2016 год – год олимпийский. Сейчас, когда мы выяснили, у кого самые сильные руки и ноги, вероятно, настал момент выяснить, у кого самые умные головы. Я очень рад, что 18 стран мира прислали своих самых лучших представителей для того, чтобы это, наконец, выяснить».
Торжественная церемония открытия олимпиады подошла к концу, но праздничный день только начинался. Ребятам устроили культурную программу и команды смогли посетить исторический парк «Россия – моя история» и знаменитый Музей космонавтики.
Завтра ребят ждет интеллектуальная разминка - блиц-тур, на котором все команды будут одновременно решать задачи. Кстати, задания в режиме онлайн выполнят и московские школьники. Остальные могут следить за блиц-туром в прямой трансляции.
Желаем школьникам хорошенько отдохнуть и разогреться перед основными турами!
Фотография с мероприятия смотрите в альбоме ВКонтакте.