Наталья Иванова-Гладильщикова 15 сентября 2016 |
Только что в Москве закончилась Международная олимпиада мегаполисов, в которой приняли участие школьники из 22 столиц и крупнейших городов мира. Команда Москвы заняла абсолютное первое место, золотые медали получили ребята из Санкт-Петербурга и Белграда. А за победу в блиц-туре, на котором пришлось решать задачи не олимпиадные, а обычные – те, которые в этих странах выполняют на экзаменах в выпускном классе, были награждены пять команд - Москвы, Джакарты, Санкт-Петербурга, Софии и Будапешта. Этот тур не входил в командный зачет.
Нужны ли перемены в программе по математике для выпускных классов российских школ (какие мысли об этом навеял блиц-тур)? Какие факторы влияют на успехи разных стран в олимпиадах школьников? Об этом, и не только мы поговорили с Алексеем Пономаревым, координатором жюри по математике Олимпиады мегаполисов, преподавателем СУНЦ МГУ и методистом Центра педагогического мастерства.
За блиц-туром следили, как за футбольным матчем
- Как вы оцениваете блиц-тур, который стал составной частью только что завершившейся Олимпиады мегаполисов?
- Блиц-тур мне очень понравился. Такой формы проведения олимпиады я нигде не встречал, она вызвала живой интерес у зрителей и оказалась на удивление подходящей для телевизионной трансляции. Коллеги, знавшие об онлайн-вещании на московском образовательном канале, с большим интересом следили за происходящим. Можно было смотреть, кто как решает задачи; результаты динамично менялись — то одна команда впереди, то другая. Интересно было болеть за команду своего города или просто за понравившуюся. О победителях объявили в конце. Приятно было смотреть, как радовались ребята и руководители команды из Джакарты (Индонезия), когда узнали, что они – вторые.
- Вы участвовали в составлении заданий блиц-тура по математике. С какими проблемами пришлось столкнуться?
- Каждая команда присылала задания, характерные для выпускных экзаменов в их стране по четырем естественнонаучным предметам, задачи уровня ЕГЭ. И когда мы их получили, то увидели, что программы в разных странах немного отличаются. И начали думать: а, может быть, в такой ситуации выделить какое-то общее ядро, то есть, составить блиц-тур из того, что способны решить все школьники. Но потом поняли: в этом разнообразии есть свой интерес. И оставили все, как есть: в вариант вошли совершенно разные по сложности и тематике задачки.
- Ну, например?
- Скажем, коллеги из Германии прислали задания, где довольно содержательные и сложные интегралы, а их у нас проходят, скорее, в вузах (в школе – чуть-чуть затрагивают). Таким образом, российские школьники могли иметь проблемы с вычислением интегралов.
- И они не справились?
- Нет, всё решили (смеется). И наоборот: мы не могли заранее догадаться, будут ли доступны задачи из нашего ЕГЭ ребятам из других стран, например, из Индии. Мы ведь не знаем в точности их программы. Поэтому решили не гадать, а просто взять как можно больше задач, разных по характеру.
- И как иностранцы решали российские задачи?
- Не очень хорошо. Они были в основном комбинаторного характера: посчитать вероятность чего-то, количество вариантов.
- Это были задания ЕГЭ из самой трудной части «С»?
- Нет, - из так называемой части «Б». Той, где проверяются только ответы, а решения не требуются. Задачки сложными не были, но выяснилось: то, что не вызывает проблем для наших школьников, труднее дается иностранным участникам олимпиады мегаполисов. В частности, дело в том, что в курсе российской школы уже есть теория вероятностей, а в ряде других стран – этого нет.
В варианте было 20 задачек по математике. Команда Москвы решила больше всех – 19. С одной - не справились. Подозреваю, что ребята просто ошиблись в подсчетах в задачке, которая, кстати, вполне типична для нашей программы.
А еще интересно, что школьники, отправляя ответы, не получали информации о том, верно ли задача решена. Часто команды переправляли правильные ответы на неправильные.
И еще фишка: задания были по четырем предметам, а дети, получая их, не знали, что к чему относится. Восемь школьников из каждой команды (по два человека на каждую из четырех дисциплин), сначала пытались все рассортировать и раздать химию - химикам, математику – математикам и т.д. Но это не всегда было видно: задачки по математике и информатике спутать несложно. И думаю, что во многих командах была путаница (в хорошем смысле слова). И кто что решал – неизвестно.
Блиц-тур был очень полезен: ведь не все команды оказались одинаково сильными. Некоторым было трудно на основных турах, а тут они имели шанс оказаться вполне успешными. Такой вид соревнований давал возможность порешать интересные задачки всем.
Чем отличаются программы разных стран
- Навел ли вас блиц-тур на мысли о том, чем можно было бы обогатить нашу программу по математике (на основе анализа программ других стран)?
- На основании одного только блиц-тура рассуждать о том, как можно изменить нашу программу, нельзя. В разных странах они немножко отличаются друг от друга. Но это не повод для того, чтобы менять свою. Все нужно рассматривать во взаимосвязи с другими программами: как школьными, так и вузовскими.
- А можно сказать: для Венгрии больше характерно одно, для Германии – другое, а для нас – третье?
- Такой анализ провести интересно, но пока его не сделали. Впрочем, кое-что бросается в глаза: например, для немецкой программы характерен математический анализ, они умеют считать производные, интегралы (судя по присланным материалам); тяготеют к техническим задачкам. А россияне больше склонны к комбинаторным, например, вероятностным.
- А китайцы?
- Команда Пекина, которую прислали на Олимпиаду мегаполисов, была хорошей, но не такой сильной. А мы привыкли к высочайшим результатам китайцев на международной олимпиаде по математике.
- Я больше сейчас про задачки, присланные Китаем.
- Китайцы очень любят «поработать руками». В их задачах много технических вычислений, преобразований; они склонны исписать несколько страниц, и только после этого будет что-то видно. А русским школьникам интересней, когда задачу можно сделать быстро, сообразить какую-то одну, центральную, пусть и сложную идею.
- А успех Джакарты, занявшей второе место в блиц-туре был предсказуем? И кто еще хорошо себя показал?
- Мы этого ожидали. Ребята из Индонезии неплохо выступают на международных олимпиадах.
А еще, сразу было видно, что к этой олимпиаде серьезно подошли команды из Балканских стран – Болгарии, Сербии, Венгрии, Румынии.
«Простой» секрет Южной Кореи
- От чего зависят успехи той или иной страны в олимпиадах?
- После окончания туров Олимпиады мегаполисов прошел «круглый стол» по математике, на котором, в частности, выступил член жюри по математике, Джефф Смит, который одновременно является президентом Международной математической олимпиады. Так вот, он как раз рассказывал, откуда эта разница могла взяться. Многое зависит от поддержки государства. В Англии, например, олимпиады не являются делом правительства, это прерогатива общественных организаций, которые выискивают возможности финансирования в каких-то фондах или собирают оргвзносы от школьников. И на эти деньги проводят олимпиады, готовят детей. А для России, стран Восточной Европы характерна мощная господдержка. У нас олимпиадное образование более централизовано.
- Есть страны, которые делают ставку на высшие достижения (победы в олимпиадах), а есть те, которые больше озабочены средним уровнем школьного образования. Например, Финляндия. Можно ли совмещать и то, и другое?
- Одно другому не противоречит. Может и то и то быть хорошо, а может – что-то одно. Действительно, Финляндия лучше других выступает в признанных международных тестах (PISA, TIMMS), но при этом не демонстрирует успехов в международных олимпиадах.
- Меня всегда интересовало, почему так происходит?
- Такова их госполитика в образовании: делать акцент на средний уровень, и не уделять столько внимания верхним результатам.
Примером того, что возможно и то, и другое, является Южная Корея. Она в лидерах и в тестах PISA, TIMSS (иногда на первом, иногда на втором месте), и на международных олимпиадах. В последнее время южнокорейские школьники занимают первые, вторые, третьи места по многим предметам. Видно, что государственная поддержка у них есть и в ту, и в другую сторону, и они способны конкурировать с кем угодно, даже с Китаем - и в олимпиадах высоких достижений, и в тестах. Образование у них находится под мощным государственным патронажем, учитель – уважаемая, высокооплачиваемая профессия, с большим количеством социальных льгот. При этом школы – бесплатные. Но есть нюанс: в Корее очень принята система внешкольного образования. После занятий ребенок ходит на огромное количество факультативов, кружков, в образовательные центры. Так вот, вся эта дополнительная активность – платная.
- Но и без дополнительных занятий школа достаточно хорошая?
- Да. И с точки зрения оснащения, и с точки зрения подхода к образованию. В какой-то момент я поразился, когда на примере более тысячи корейских школьников, понял, что они знают практически ВСЁ, что написано в учебнике. Там существует образовательная мода: всем надо много учиться, много знать. У них ходит легенда, что по тому, как ты учился в школе, а потом в вузе, ты можешь очень точно предсказать свою зарплату, по крайней мере, лет на пять вперед.
Сравнение между странами: и с точки зрения программ, и с точки зрения успехов школьников, и с точки зрения подходов государства к образованию – очень полезно для того, чтобы улучшить что-то в своей стране. В этом смысле Олимпиада мегаполисов — отличная площадка для общения школьников, их учителей и работников сферы образования из разных стран.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова