Наталья Иванова-Гладильщикова 19 января 2017 |
Едва ли для кого-то секрет, что у нас существуют проблемы с яркими, талантливыми учителями. В том числе – с учителями математики, способными обнаружить и поддержать одаренного, мотивированного школьника. На решение этих проблем направлен совместный проект Высшей школы экономики (ВШЭ) и Центра педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы. Состоит он из трех частей. В сентябре 2017 г. открываются бакалаврская и магистерская программы подготовки высококвалифицированных учителей математики, а в октябре 2016 г. была открыта программа профессиональной переподготовки.
Инициатором проекта выступил директор ЦПМ Иван Ященко, идея была поддержана деканом факультета математики Владленом Тимориным, директором Института образования Исааком Фруминым, ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым, а работа над проектом началась после соответствующего решения Ученого Совета ВШЭ в мае 2016 г.
О том, в чем особенность этих программ и чем обучение в Вышке будет отличаться от подготовки математиков в педвузах, мы спросили руководителя проекта «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ» Наталью ПОХОДНЯ.
Как в Вышке будут готовить учителей математики
- Чем ваш бакалавриат будет отличаться от подготовки учителя в педагогических вузах?
- Часто мы слышим слова, что упал уровень физико-математического образования в стране. В том числе потому, что многие нынешние учителя недостаточно хорошо знают свой предмет. Например, не могут готовить к профильному ЕГЭ, потому что не способны решать сложные задачи. По моему мнению и по мнению других создателей программы главная цель нашего бакалавриата – за четыре года дать ребятам по-настоящему качественное фундаментальное математическое образование. Они должны хорошо знать математику, в том числе, и современную, они должны знать, чем дышит сегодня наука и какие задачи решают современные математика и физика. Я не хочу, чтобы в школу приходили учителя, которые знакомы только с древнегреческой математикой Евклида и Пифагора…
- Новая программа будет открыта на матфаке Вышки. Чем она отличается от обычного математического бакалавриата, который существует на этом факультете?
- Ну, сразу скажу, что выпускники нашей программы получат точно такой же диплом, как бакалавры матфака по уже действующей программе. И я бы не называла их программу «обычным математическим бакалавриатом». По мнению Международного экспертного Совета эта программа признана одной из лучших в мире. И наши бакалавры будут иметь возможность посещать многие семинары и спецкурсы матфака и Независимого Университета – это политика ВШЭ в организации учебного процесса. В учебном плане, начиная со второго курса, предлагается выбор из всех дисциплин матфака. Поэтому, наш бакалавриат – это, прежде всего, глубокое изучение математики в течение всех четырех лет. Но есть и отличия, например, практика будет другая. Если студент-математик будет заниматься задачами, которые ему дал научный руководитель, посещать дополнительный спецкурс по математике, то студент нашей программы станет практиковаться в школе: ассистентом учителя, руководителем кружка. Уже со второго полугодия первого курса студенты начнут стажироваться в школе, будут посещать занятия ведущих учителей известных физматшкол. И потом, обсуждая темы уроков на семинарах, они будут понимать, о чем они говорят.
Разница еще вот в чем: у «чистых» математиков на каждом курсе существует курсовая работа, где они выполняют научно-исследовательский проект. А у наших бакалавров их курсовая будет основана на тех задачах, которые возникают при работе ассистентами педагогов в школе и во время проведения многочисленных математических мероприятий: это недели математики, фестивали, летние школы, олимпиады.
Да, и мы добавляем в программу «Общую физику» плюс обучение демонстрационному физическому эксперименту. Это ведь отдельный особый навык - уметь придумать, создать и продемонстрировать физическое явление, и сделать это красиво, грамотно и увлекательно.
Ассоциация чемпионов
- А будут ли ваших студентов привлекать к программе «Кружок чемпионов» при Ассоциации победителей олимпиад, созданной Центром педагогического мастерства? Она заключается в том, что победители и призеры Всероссийской олимпиады (а ныне – студенты) приезжают в школы (находящиеся часто в отдаленных районах столицы) и во второй половине дня бесплатно занимаются с ребятами, готовя их к разным олимпиадам?
- Конечно! Это одно из направлений, где они будут практиковаться. Вышка ведь уже в этом году открыла, совместно с ЦПМ, пять кружков в Москве. Там работают студенты, которые сейчас у нас учатся. Когда этим займутся и ребята из нашего СовБака, количество таких кружков сильно увеличится.
Но еще раз повторю: наша главная цель – дать студенту бакалавриата высококлассное математическое образование. За четыре года научить его математике, систематизировать знания, показать, что такое современная наука. А если ему понравится объяснять школьникам эту математику, я буду считать свою задачу выполненной. И тогда он пойдет специализироваться в магистратуру: изучать науку и искусство преподавать математику.
К окончанию нашей программы выпускник должен четко для себя понять: хочет ли он стать учителем, может ли им быть. Это очень важно понимать: хочу и могу. Только тогда можно решать, идти в эту профессию или нет. Так что я бы так сформулировала вторую главную цель нашей программы – профессиональная ориентация будущего педагога.
Математик, физик и информатик – в одном флаконе
- Вы говорили о том, что хотите готовить учителя нового поколения, который свободно ориентируется не только в математике, но и в физике, информатике. Насколько возможно такое совмещение?
- Учитель высокой квалификации, это – математик, физик, информатик в одном лице. Да и вообще, любой сильный выпускник мехмата, ВМК, физтеха и программировать умеет, и хорошо знает математику, физику. И может математические методы применять в физике, а свои знания физики переносить в математику и решать прикладные задачи.
- Но учителя физики все-таки не преподают в школе математику. А тут вы хотите готовить универсалов?
- Хотим. Подход этот не совсем новый: когда появился новый закон «Об образовании» и стали говорить про предметные области в школе, то в предметную область «математика» информатика уже была включена. И проблема современного учителя в том, что он должен осваивать электронную доску не полгода (как это часто случается), а куда быстрее. Иначе, он не завоюет авторитета у ученика. Современный учитель должен быть с компьютером и с современными гаджетами «на ты» и решать прикладные задачи с помощью компьютера, уметь программировать. Другое дело, владеет ли он методикой преподавания информатики. Но тут – захотел, заинтересовался и освоил. Сегодняшняя подготовка олимпиадника-информатика без математики невозможна. И я знаю случаи, когда информатики, не умеющие решать математические задачи, не побеждают в олимпиадах. Так что, эта идея давно витает в воздухе.
- Какой конкурс вы ожидаете в новый бакалавриат? Мне кажется, что те, кто поступают на матфак Вышки мечтают не о работе в школе?
- Я ожидаю хороший конкурс и приглашаю в наш бакалавриат бывших олимпиадников. Уверена, что многие из них ориентируются на преподавательскую работу. Сейчас нет проблемы найти студента, который бы хотел вести кружок для детей, увлеченных математикой. И, если речь идет о кружках в центре Москвы, то тут даже существует очередь. Но нам интересны и другие абитуриенты. Например, те, кто боялся матфака ВШЭ из-за кажущейся сложности их программы. Новая программа тоже сложная, но она во многих аспектах более приближена к той математике, которая знакома любым хорошим школьникам, увлеченным точными науками.
- Вы хотите, чтобы ваши выпускники работали лишь в московских школах?
- Нет, конечно. В идеале хочется, чтобы они вернулись в свои регионы. Потому что, там, где появляется умный энтузиаст олимпиадного движения, в школе начинают развиваться математика, физика и информатика. А мы – Вышка – их всегда поддержим. Наша цель, чтобы через 15 лет в каждом регионе России были выпускники, закончившие нашу программу на матфаке Вышки. И, с их помощью, мы бы продолжали искать одаренных, мотивированных детей по всей России и даже за рубежом. Создавать там систему кружков, систему дополнительной подготовки по математике.
Многое зависит от губернатора
- Но ведь зарплаты московских учителей в разы больше провинциальных? Чем, кроме энтузиазма, можно завлечь ваших выпускников?
- Уверена, каждый губернатор задумывается о развитии образования в своем регионе. И, надеюсь, они в первую очередь послушают авторитетных людей из Вышки, которые способны подготовить для них первоклассного учителя. Это лучше, чем искать вслепую. И примеры таких регионов есть.
- Мордовия, например…
- Конечно. А еще Кировская область, Камчатка, Якутия, Адыгея, Краснодарский край и другие. Конечно, все зависит от губернатора. Но когда ему захочется найти сильных учителей, у нас будет что ему предложить.
- Расскажите про вашу магистратуру.
-Это опять же магистратура по специальности «математика». Но там студенты будут уже конкретно изучать методики преподавания математики, общаться с авторами учебников. Разрабатывать свои варианты ведения занятий, более углубленно изучать предмет. Мы пригласим и людей, которые уже работают в школе. Магистранты получат диплом магистра и квалификацию учителя математики. Кроме этого, у нас уже открыта и одногодичная программа переподготовки учителей математики «Математическое образование». Там преподают дисциплины математического цикла для систематизации знаний, полученных когда-то, дисциплины методического цикла плюс блок олимпиадных задач.
Бесплатно ли это
- Бакалавриат и магистратура бесплатные?
- В совместном бакалавриате — 30 бесплатных мест (обучение пока финансируется за счет ВШЭ), можно учиться и на платной основе. Традиционно для ВШЭ — внеконкурсный прием победителей олимпиад из списка Минобрнауки России по математике и физике (причем, за 11 или 10 класс). В магистратуре – 20 бесплатных мест (наряду с платными). Организатором ее будет не только факультет математики, но и Институт образования ВШЭ, где уже есть аналогичные магистерские программы для историков, обществоведов и словесников. Наряду с дипломом магистра по направлению «Математика», выпускники также получат диплом о прохождении программы профессиональной переподготовки «Математическое образование», который подтверждает наличие компетенций, необходимых для работы учителем.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова