Москва
Cтатья

Как сделать каждую школу самой лучшей

Как создать на базе обычной школы, математические классы, которые приближены к уровню лучших математических школ «города и мира»? Ответ ищите в материале.
Наталья Иванова-Гладильщикова 16 февраля 2017
 Математика

Что делать, если в вашем и соседнем районах нет ни одной математической школы или, хотя бы, маткласса? А родителям пяти- и шестиклассников очень хочется, чтобы их дети получили хорошее математическое образование? Есть три выхода. Первый – пытаться поступить в специализированную школу, в которую, правда, придется ездить на метро или на двух автобусах, что для 11-летнего ребенка не всегда хорошо. Второй – забыть о своих мечтах. И третий – поступить в созданные на базе своей школы, математические классы, которые приближены к уровню лучших математических школ «города и мира». Ответ прост: вариант №3. Только нужно, чтобы такие классы возникли.

Выход №3

Выход №3 предложила школа №554, расположенная на Юго-Западе столицы. По словам ее директора Майи Майсурадзе, о необходимости математических классов сначала заговорили родители, не нашедшие ничего подобного поблизости. К тому же, математика является основой самых востребованных в школе профильных направлений – технологического и естественно-научного.  И руководство этой большой школы, в составе которой три здания, четыре детских сада и центр дополнительного образования, обратились в Лицей «Вторая школа», который находится в том же Юго-Западном округе Москвы и является одним из самых сильных в стране. Возникла идея попробовать перенять механизмы, благодаря которым «Второй школе» так успешно удается работать с юными математиками. Представители 554-й попросили помощи у легендарного директора лицея Владимира Овчинникова и у его заместителя Александра Ковальджи. И всё задвигалось.

В конце прошлого учебного года некоторые учителя 554-й посетили лицей. Александр Ковальджи пригласил их на обсуждение методик и программ, по которым работает «Вторая школа». И тогда же было принято решение с 1-го сентября 2016-го года открыть два математических класса в 554-й школе. Учебный план, рабочие программы, учебники, по которым работают классы, идентичны используемым в лицее. Учителя, преподающие в созданных классах, провели не один день во «Второй школе», чтобы лучше понять специфику работы в математическом классе.

Конечно, туда сразу же потянулись те, кто не добрал одного-двух баллов для поступления во «Вторую школу». Эти дети получили право автоматического зачисления в 6-й лицейский математический класс. А в 5-й набирали на основе заданий, разработанных Александром Ковальджи совместно с учителями 554-й школы. И в зависимости от результатов им предлагали туда переходить.

Как родители четвероклассников узнавали о такой возможности? В апреле 2016-го на базе 554-й школы был проведен математический праздник, информацию о котором разместили в соцсетях, на сайтах «Второй» и 554-й школ. А еще, 554-я школа входит в университетский кластер «Высшей школы экономики», и информация распространялась среди коллег. «К нам приехало 180 семей четвероклассников, - рассказала Майя Майсурадзе, - которые, поучаствовав в празднике, посчитали возможным попробовать свои силы для поступления в 5-й маткласс. И те, кто успешно прошел тестирование, поступили к нам». В созданных классах обучаются как ученики 554-й школы (их порядка 40 процентов), так и ребята из других учебных заведений столицы.  

Как в этой обычной школе решается проблема нехватки часов на математику? Очень просто: здесь основное образование находит свое логическое продолжение во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Ребята, помимо обычных уроков, три раза в неделю занимаются в школе и во вторую половину дня. Это тоже занятия, но в другой форме: практикумы по математике, физике, информатике. А плюс к этому - секции шахмат и спортивные кружки. Это удобно и родителям, и детям. В 4 часа они уже свободны. Так бывает три дня в неделю.

Как живет большая школа после слияния

В 554-й занимаются 2 тысячи детей, из них 600 детсадовцев и 1400 школьников. По мнению директора, у крупной школы больше ресурсов, поэтому она способна сделать качественное образование доступным для каждого школьника.

В параллели 5-х классов, кроме математических, работают прокадетские классы (в 7-м их ученики станут кадетами), с 8-го – пять предпрофильных направлений, с 10-го класса реализуются четыре профиля: технологический, естественно-научный, гуманитарный и социально-экономический. Школа стремится проектировать образовательный маршрут для каждого ученика.

По мнению Майи Майсурадзе, очень важно научить ребенка выбрать то, чем ему действительно хочется заниматься, и в конечном итоге –профессию. «Например, девятиклассники в конце года защищают проектное эссе «Моя будущая профессия». Их задача – соотнести для себя выбор профиля дальнейшего обучения и будущую профессию. В этом ребятам помогают и учителя-предметники, и классные руководители, и педагоги-психологи». И всю старшую школу детям дают возможность попробовать свои силы в разных направлениях деятельности. Ведь профили можно менять (даже посреди учебного года). «Такой подход позволяет снизить риски и подойти более осознанно к выбору вуза и будущей специальности», - сказала Майя Майсурадзе.

Почему «Вторая школа»

В Лицей «Вторая школа» обратились еще и потому, что в нем существует ресурсный центр, который поддерживает Центр педагогического мастерства. Школьники, учителя и родители из других школ могут обращаться туда с содержательными и методическими вопросами. Им отвечают и письменно, и устно, и индивидуально, и коллективно. Александр Ковальджи проводит много лекций, семинаров по математике (они выложены в интернете). Выступает и в МГУ на «малом мехмате», где есть преподаватели, которые занимаются нестандартными задачами, и на педфаке МГУ (туда приходят учителя из разных школ). «Вторая школа» сотрудничает с Киноколледжем (идея была хоть как-то заинтересовать математикой явных гуманитариев). В итоге, некоторые из них даже захотели поступать в прославленный лицей. А еще тут работает вечерняя многопредметная школа (ВМШ), которая 52 года была бесплатной. Цель проста: дети должны понимать, что математика – это не только то, что написано в учебнике, в ней есть много интересного и полезного.

Это можно сделать в любой школе

Мы спросили у Александра Ковальджи, насколько реально создавать специализированные классы, подобные тем, которые появились в 554-й, в любой районной школе. «Вполне реально, - ответил Александр Кириллович, - стоит только захотеть. А директор всегда может найти учителей: или своих, или новых, которые способны этим заниматься. Тут важно поддерживать правильную атмосферу: чтобы не было зависти, деления на «белую и черную кость». Может быть, поэтому в 554-й школе все классы специализированные.

Создание таких классов - один из способов поднятия математического образования в Москве. При этом появляется и много сильных учителей. Ведь тот, кто берется вести в них занятия, должен освоить программу математических кружков. Разобраться в особом типе задач. Мы служим лишь катализатором: запускаем процесс, а дальше он должен развиваться сам. А мы немножко поддерживаем».

Александр Ковальджи предложил еще одну форму работы с детьми: «Мы проводим домашнюю олимпиаду для своей вечерней школы. Но могли бы это делать гораздо шире. Рассылая задания своим, мы публиковали бы их в Интернете, чтобы все желающие могли проверить себя. По электронной почте дети бы присылали свои решения, мы бы их проверяли и отсылали обратно. То есть, у ребят даже из самых далеких уголков страны была бы возможность решать интересные задачи. Кстати, Центр непрерывного математического образования это делает, но у них довольно сложные задачи. А для начинающих такого нет. Так мы могли бы многих увлечь математикой».

P.S.: Важно, чтобы все школы, не только математические могли бы последовать примеру 554-й. Учителей, которые достигли высокого уровня, надо стимулировать, чтобы они вели работу с другими учителями, школами, детьми. Тогда качественное математическое образование станет ближе и доступней.

Наталья Иванова-Гладильщикова