Москва
Интервью

Виктор Васильев: «На математическом празднике дети решают задачки, демонстрирующие, что математика это интересно и увлекательно»

В XXVIII Математическом празднике приняло участие рекордное количество школьников. Как проходит Матпраздник, насколько важно развивать математические способности в раннем возрасте и каким должен быть честный учитель - читайте в материале.
Наталья Иванова-Гладильщикова 27 февраля 2017
 Математика

Более девяти тысяч школьников приняли участие в XXVIII Математическом празднике, который прошел в Москве 19 февраля. Это рекордное количество за всю историю проведения олимпиады, которая впервые состоялась в 1990-м. Дипломы завоевали 284 школьника. Похвальные грамоты получили более 400 ребят из Москвы, Петербурга, Тамбова, Чебоксар, Троицка и других городов страны. Помимо того, что дети здесь решают задачи, придуманные специально для Матпраздника, они участвуют в математических играх, слушают лекции, смотрят мультики. Математический праздник, организованный Московским государственным университетом и Центром педагогического мастерства, проходил в семи корпусах МГУ и на 11 площадках школ столицы. Мы спросили Виктора Васильева, академика РАН, президента Московского математического общества и члена экспертной комиссии Российского Совета олимпиад школьников по математике, что он думает об этом празднике, и насколько важно раннее выявление математических способностей.

- Виктор Анатольевич, Математический праздник отличается от других олимпиад. Хотя бы тем, что он проводится для школьников «средних» классов, которые далеко не всегда еще определились со своими интересами и склонностями. Насколько важно устраивать такие мероприятия?

- Математический праздник это хорошая вещь. На нем царит атмосфера радости. Ведь у многих детей в школе возникает представление о том, что математика – это что-то страшное и занудное. Что-то сугубо формализованное. А на Матпразднике они решают задачки, демонстрирующие, что математика это интересно и увлекательно.

- А могут ли дети решить такие задачки без какой-либо предварительной подготовки? Даже если они не посещают математический кружок или учитель у них в школе средний? Ведь эти задания отличаются от тех, которые им приходится решать в школе. Не нужен ли для их выполнения определенный бэкграунд? Или это просто задачки на сообразительность?

- Это сложный вопрос. Если у детей в школе не отбили здравый смысл, то какую-то часть таких задач, они вполне могут решить. Но, конечно, подспудным образом некий бэкграунд в этом участвует. Успеху способствует кружковая деятельность. Конечно, идеально было бы, чтобы задачи были понятны практически каждому ребенку. Но чтобы при этом там была какая-то идейно-математическая составляющая, которая давала бы возможность «ломоносову» из любой деревни как-то продвинуться. И составители задач к этому стремятся.

- Но главная цель – заинтересовать детей математикой?

- Да. Заинтересовать и создать какую-то радостную атмосферу.

- Насколько важно развивать математические способности в раннем возрасте? Вот матпраздник - для 6-7-х классов. Влияет ли раннее выявление математических способностей на успехи в будущем?

- Ну, да, конечно, влияет. Развивать способности надо сразу после рождения ребенка.

- А в каком возрасте вы начали заниматься математикой?

- Ну, у меня родители – математики. Поэтому у меня все было по-другому.

- Вы учились в математической школе?

- Нет. В математической школе я никогда не учился. Но на кружки ходил с 7-го класса (7-й был как сейчас – 8-й).

- Есть ли у вас соображения по поводу современного школьного математического образования? Сейчас появилось такое явление: в школы, находящиеся в спальных районах Москвы, приезжают студенты-победители и призеры олимпиад и ведут там математические кружки. Идея такая: поскольку сильных математических школ не так много, нужно пытаться распространять качественное математическое образование таким образом.

- Это замечательно. В Москве есть инициативные люди, которые рекрутируют таких специалистов. Раньше такого, кажется, не было.

- Насколько важен хороший учитель для развития математических способностей. Для вас, видимо, это было не так актуально. Вашими главными учителями были родители.

- Да. В школе я как-то заранее знал обо всем, что нам учителя рассказывали.

- И все-таки: насколько реально, чтобы, без участия хорошего учителя, какой-то ребенок самостоятельно прорвался и стал хорошим математиком?

- Я бы сказал так: плохой учитель может очень сильно напортить. Может отбить любое желание и создать впечатление, что математика - это какая-то гадость. Нужен просто хороший честный учитель, который, в рамках своей компетенции все расскажет, а, если увидит, что ребенку нужно что-то большее, пошлет его в кружок, расскажет ему об он-лайн курсе…

- Честный учитель – это тот, кто не приписывает себе успехи ребенка, а понимает, что человека нужно развивать дальше. В этом честность?

- Да, и в этом тоже.

- Вы работаете на факультете математики Вышки. С 2008 года — профессор и заведующий кафедрой геометрии и топологии факультета математики ГУ-ВШЭ. Много ли у вас учится победителей и призеров математических олимпиад и подтверждают ли они свои победы?

- Таких ребят много. И они действительно сильные. Победителей международных и всесоюзных олимпиад, конечно, меньшинство, но через какие-то олимпиады прошло большинство студентов.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова