Москва
Cтатья

«Я пришел, потому что хочу стать биологом или врачом»

Почему летают птицы, что страшнее зомби или ГМО, как выделить ДНК банана практически в "домашних условиях" - об этом наш корреспондент узнал, побывав на биомедицинском празднике.
Наталья Иванова-Гладильщикова 13 апреля 2017
 Биология

9 апреля в Москве впервые прошел Биомедицинский праздник для семиклассников

Почему летают птицы

Первое, что бросилось в глаза, когда я вошла в здание Центра педагогического мастерства, где проходил праздник, это девочка с рукой в гипсе. Вот, подумала я, как дети хотят в воскресный день написать биомедицинскую олимпиаду, послушать лекции, поучаствовать в мастер-классах, что даже сломанная рука им не преграда. Но, поднявшись на другой этаж, можно было увидеть уже толпы загипсованных детей. Оказалось, что, после того, как они написали олимпиаду, многие отправились на мастер-класс по оказанию первой помощи. Там их и учили ее оказывать.

Почему школьники пришли на этот праздник, и что им больше понравилось в олимпиадных вопросах? Семиклассник Михаил Сидоренков сказал: «Я пришел, потому что хочу стать биологом или врачом. На олимпиаде смог ответить на многие вопросы. Мне больше понравилась вторая часть, где нужно было дать развернутый ответ. Например, был такой вопрос: «В древнем Китае гриб Cordyceps считался своего рода панацеей от всех болезней, и действительно, установлено, что он оказывает общее благотворное влияние на организм. Предположите, что могло послужить основанием для такого мнения?». Ну, я и написал: мне кажется, на основе того, что он замедлял гниение продуктов».

Девочки, которые сидели в коридоре и размышляли, на какой мастер-класс пойти, на мой вопрос, как они узнали о Биомедицинском празднике, ответили: «Мы участвовали в олимпиадах по биологии и экологии, стали призерами и нас пригласили на этот праздник. Некоторые темы мы еще не проходили (у нас обычный, не специализированный, класс), но старались на все ответить. Были сложные вопросы, например, про китайский гриб, а были более простые - как птицы приспособились к полету или зачем они поедают мелкие камешки».

Что страшнее: зомби или ГМО

Ну, а после олимпиады, школьников «развлекали» (так мне сказала организатор праздника Анна Бобровская). Впрочем, такие «развлечения» - не для бездельников. Например, Денис Ребриков, доктор биологических наук, проректор по научной работе Второго Меда (РНИМУ имени Н.И.Пирогова), прочел лекцию про биотехнологии, про клонирование живых существ, изменении программы развития живых систем и многом другом. А Александр Корабельский, кандидат биологических наук, руководитель департамента перспективных исследований BIOCAD рассказал о том, можно ли излечить неизлечимое, сделать лекарственный препарат из воздуха; а еще – что страшнее – зомби или ГМО. Александр Панчин, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологии» объяснял школьникам, что общего между проблемной игровой зависимостью, боязнью переработанной воды и ГМО, неприятием свитера, который носил Гитлер, и гомеопатией; почему люди верят в паранормальные явления, и что такое законы магии и как они властвуют над нашим мышлением. Шквал все новых и новых вопросов от заинтересованных слушателей не утихал целых сорок минут после окончания лекции!

Биология, которую можно «потрогать руками»

На всех шести мастер-классах было полно народу. Еще бы! Например, на лабораторной работе по молекулярной биологии, которую проводила студентка биофака МГУ, Валерия, ребята выделяли ДНК из шкурки банана. «Мы учим этому, используя подручные средства, - рассказала Валерия.- Это сода, соль, вода, 96-процентный спирт и краска (чтобы было видно ДНК). У детей это занимает минут 30». На вопрос о том, какова цель такого занятия, ведущая мастер-класса ответила: «Цель – приобщить ребят к науке, к лабораторным исследованиям. Такие уроки проводятся не во всех школах. Их должен заказывать директор. Одно занятие стоит тысяч 5». И правда, когда я спрашивала ребят, устраивают ли у них в школе такие опыты, они отвечали отрицательно.

А еще был мастер-класс по гидробиологии. Вадим Марьинский, научный сотрудник кафедры гидробиологии биофака МГУ, старший преподаватель факультета биомедицинской физики МФТИ, преподаватель биологии школы «Интеллектуал» рассказывал ребятам об основных группах жителей подмосковных водоемов, напоминал об их жизненных циклах и дальше – показывал их. «Времени было мало, но хотелось и теоретическую базу дать, и всё продемонстрировать, - сказал Вадим Марьинский. - Это та биология, которую можно «потрогать руками». Просто взять сачок, пойти на ближайший пруд, наловить беспозвоночных и дальше за ними наблюдать. Если говорить о прикладном применении, то все эти существа активно используются в оценке состояния окружающей среды. Надо, скажем, оценить воздействие на реку бумагоперерабатывающего комбината, находящегося неподалеку. Я приезжаю на место, и по тому, кто живет в этой реке, могу выяснить, насколько сильно этот водоем испытывает какие-то негативные воздействия. И это более точные измерители, чем химический анализ воды, произведенный после сброса вредных веществ. Такие методы сегодня активно используются. Биомедицинский праздник – хороший способ показать, что помимо молекулярной биологии, генетики, биохимии, биоинженерии, которые у всех на слуху, в биологии есть интересные и не до конца изученные, но практически применимые сферы».

А еще был мастер-класс по микробиологии, где сотрудники кафедры микробиологии биофака МГУ рассказывали про бактерии и даже давали ими порисовать, и мастер-класс по физиологии растений, на котором сотрудник кафедры физиологии растений МГУ Екатерина Быкова объясняла, зачем растениям пигменты и показывала опыты.

В качестве развлечения была устроена и викторина «Что? Где? Когда?», на которой детям нужно было ответить на вопросы. В основном, на сообразительность и общую эрудицию (биологическую и не только). Например: из какого растения сделана ткань, которую носили египетские фараоны, а еще делали паруса и в которую заворачивали мумии? Ответ – лён. Нужно уложиться в полминуты. Или: где грибы бывают выше окружающих деревьев? Время пошло.10 секунд, 5 секунд. Сдаем. Правильный ответ – тундра.

Валерия Сошнина, младший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, проводившая «Что? Где? Когда?» просит в перерыве между викторинами задавать ей вопросы. И дети спрашивают: бывают ли умные и глупые рыбы, сколько у них хромосом, могут ли рыбы привязываться к людям. И узнают много интересного: что умные рыбы – это акулы, что они умеют испытывать эмоции, и близки по интеллекту к дельфинам, что рыбы умеют разговаривать. И т.д. и т.п.

Зачем всё это нужно

Зачем нужен такой праздник? Ведь есть биологические олимпиады для старшеклассников. По словам кандидата биологических наук, Дениса Решетова, идея биомедицинского праздника пришла по аналогии с математическим праздником, который существует уже много лет. «Цель – привлечь к науке. Специализация в школе начинается с 8-го класса, а сориентироваться лучше в 7-м». Сам Денис учился на факультете Биоинженерии и биоинформатики МГУ (сегодня тенденция к интеграции биологии, физики, химии, медицины). У него есть проекты в области генетики, фармацевтики. А еще он занимается подготовкой детей к олимпиадам. «С детьми интересней всего – у них глаза горящие», говорит Денис Решетов. Он и сам в свое время выиграл всероссийскую олимпиаду, а потом – международную.

По словам одного из организаторов праздника, Анны Бобровской, его идея в том, чтобы люди с детства понимали, что такое биология, медицина, наука: это живые, развивающиеся области, которые ждут новых увлеченных людей, готовых совершать открытия и внедрять их в нашу жизнь.

«Почему праздник устраивают для 7-го класса? Просто дети в этом возрасте особенно открыты к восприятию информации, они более увлеченные. Плюс, мы хотим, перед выбором специализации, заинтересовать школьников биологией и медициной, дать им понять, что это такое, чтобы они могли сделать осознанный выбор».

Наталья Иванова-Гладильщикова