Наталья Иванова-Гладильщикова 2 мая 2017 |
Не всем известно, что в Москве вот уже год существует Ассоциация победителей олимпиад школьников. Ее цель – помочь детям обнаружить, в какой области у них есть способности, и начать их развивать. Преподаватели АПО – это студенты, аспиранты и 11-классники – победители и призеры всероссийской олимпиады школьников. Ассоциация была образована в мае 2016-го года, и буквально сразу началась подготовка к разнообразным проектам.
Кружок от чемпионов
Самый мощный проект, который идет по всей Москве, называется «Кружок от чемпионов». К нему уже подключилось 145 школ столицы. Ребята могут начинать заниматься с 6-го класса. Школьники имеют возможность выбрать любые предметы, по которым проводится всероссийская олимпиада, будь то китайский язык, физика, математика или литература. В «Кружке от чемпионов» есть и подготовка к профессии – победители и призеры чемпионата Worldskills ведут свои занятия на базе колледжей. Это и инженерное дело, и работа с автомобилями, и шитье – весь комплекс профессий, входящих в этот чемпионат.
Все ли победители и призеры всеросса могут заниматься со школьниками? Оказывается, что нет, даже если ты гений. Была история, когда трехкратный победитель олимпиады по физике не осилил занятия с детьми. Поэтому студенты, которые решили работать в «кружках от чемпионов», обязательно проходят отбор. И только после этого участвуют в специальных тренингах и приступают к работе.
В проект вовлечено около десяти тысяч человек, включая самих детей. Это взаимовыгодное дело. Многие студенты-преподаватели говорят, что такая деятельность помогает им в личностном росте, что они сами больше раскрываются. Например, вырабатывают ораторские способности.
Но важно отметить, что АПО работает не ЗА школу, а ВМЕСТЕ со школой. В тандеме с преподавателями студенты распределяют темы, находят слабые стороны у ребят. И так вместе стараются помочь им добиться определенных высот.
Занятия по 20 предметам
Одним из первых партнеров проекта стала московская школа №1354 в Южном Бутово. По словам заместителя директора этого учебного заведения, Оксаны Дмитриевой, подготовка у них проходит по более чем двадцати предметам всероссийской олимпиады школьников. «Нам не хотелось, чтобы дети добирались на занятия через всю Москву, из Южного Бутова в Центр педагогического мастерства в Хамовниках. Гораздо удобней, когда студенты приезжают к нам», – рассказала Оксана Дмитриева. Отбор на эти занятия проходил так: в школу приехали восемь студентов-преподавателей «Кружка чемпионов». 400 детей из 8-11-х классов, заинтересовавшихся возможностью позаниматься с победителями и призерами всероссийской олимпиады, разошлись по четырем лабораториям, представляющим естественно-научное, техническое, гуманитарное и языковое направления. В каждой из лабораторий прошла своя мини-олимпиада: ребята в течение 15 минут решали тестовые задания и общались с олимпиадниками, задавали им вопросы. Потом школьники переходили в другой кабинет, и там происходило то же самое, но уже по другим предметам. Все задания были творческими (по типу самых интересных олимпиадных).
На наш вопрос, какова цель таких занятий, Оксана Дмитриева ответила: «Цель – заинтересовать ребят, увлечь наукой, они же не всегда знают свои возможности, не знают, чего им хочется, помочь найти себя».
И, конечно, в проекте есть еще одно преимущество: благодаря занятиям со студентами дети узнают о формате олимпиадных заданий и о специфике подготовки. По словам заместителя директора школы, «самое ценное – учиться всему у победителей».
А у студентов, которые ведут занятия, свои цели. Как сказал нам руководитель проекта «Кружок от чемпионов» Александр Кирилов, «важен не столько результат (получить победителей и призеров), а сделать так, чтобы олимпиада стала модным явлением. Мы хотим привлечь интерес к науке, показать, что олимпиада – это круто и интересно».
Почему важнее работать не в самой сильной школе
Одна из важных целей «Кружка от чемпионов» – поднять уровень образования в учебных заведениях, которые не являются топовыми и титулованными. Как нам рассказал один из создателей Ассоциации победителей олимпиад, третьекурсник МГИМО Артем Шишов, самой первой школой, которая включилась в проект, была гимназия №625, в которой только начинало развиваться олимпиадное движение. Выбор на нее пал именно поэтому. «Мне стало интересно сделать так, чтобы эта школа и в рейтинге поднялась и включилась в олимпиадное движение. В итоге, количество победителей и призеров в муниципальном этапе всероссийской олимпиады выросло в два раза, а число призеров регионального этапа увеличилось от нуля до пятнадцати. Сейчас прошел заключительный этап всероссийской олимпиады, и у нас – один победитель и один призер. И еще четверо поедут на финал всеросса».
По мнению Артема, «в каждой школе есть ребята, способные участвовать в олимпиадах и достигать высоких результатов. В любой школе есть ребенок, который способен поехать на заключительный этап всеросса и завоевать там призовое место. Главная цель – сотрудничать со школами, чьи рейтинги находятся в промежутке 400+, которые пока не имеют успехов в олимпиадах, потому что у тех, кто входит в число трехсот лучших школ Москвы и так все хорошо. Учителям мы пытаемся объяснить, что с детьми нужно заниматься с раннего возраста: в 6-7-м классе они уже должны понимать, какой предмет им интересней. Для этого мы разработали курс профориентации. Это тест, который состоит из 150 вопросов, позволяющий ребятам определиться с их интересами».
С «Кружком от чемпионов» пересекается и другой проект – «Мечтай смелее». Только занятия проходят в детских домах, в Центрах содействия семейному воспитанию и в Детском онкологическом центре имени Дмитрия Рогачёва. Тут уже подготовка призеров олимпиад – не главное. В основном с ребятами просто занимаются дополнительно, подтягивая их по учебе; готовят их к ОГЭ и ЕГЭ, к внутренним вступительным испытаниям вузов. В проекте участвует 45 молодых преподавателей, среди которых студенты ведущих университетов столицы.
Важно, что со студентами такие дети и общаются по-другому. Они воспринимают их не только как кураторов и учителей, но и как друзей. Могут посоветоваться: как дальше жить, чем заняться в будущем; рассказать про личные проблемы. Тут важнее всего моральная поддержка.
«Своя игра», «Что? Где? Когда?» и Летние школы
На сайте Ассоциации победителей олимпиад moscowinners.ru выложены и дистанционные уроки, и лекции, и статьи по разным темам, которые будут помогать ребятам не только при подготовке к олимпиадам, но и просто в интеллектуальном развитии. Почти каждую неделю ведутся вебинарные занятия. Еще есть множество дополнительных проектов. Это олимпиадный праздник, когда ребята из Ассоциации приходят в школу и знакомят детей с системой олимпиад, демонстрируют им игровые задачи по разным предметам. Допустим, по биологии нужно распределить покемонов. То есть решить, к какому классу животных они относятся. Это делается для того, чтобы ребята поняли, что участвовать в олимпиадах круто и здорово.
Также члены Ассоциации ведут кружки по интеллектуальным играм. Это и «Своя игра», и «Что? Где? Когда?», и шахматы, шашки, робототехника. Например, 8-9 апреля при поддержке Департамента образования Москвы на базе дома отдыха «Покровское» Одинцовского района АПО провела Фестиваль интеллектуальных игр «Моzgow City». Туда приехали более 20 команд из Москвы, Московской, Ленинградской и Владимирской областей, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия). Ведущей фестиваля стала знаток элитарного клуба "Что? Где? Когда?" и, что немаловажно, двукратный победитель всероссийской олимпиады школьников Алёна Блинова.
Кроме того, новый проект, который длится всего месяц – это практические занятия в школьных или вузовских лабораториях, ведь школьникам не хватает практических занятий по естественно-научным предметам.
Работа не прекратится и летом. Состоится Московская смена, где на площадках школ будут устроены летние лагеря: там пройдут занятия, игры и квесты. Плюс, летом будут проводиться выездные школы для ребят из 7-8-х классов, которые только планируют участвовать в олимпиадах или начали готовиться к ним совсем недавно.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова