Михаил Кипнис 29 сентября 2017 |
Турнир Ломоносова – уникальная в своем роде олимпиада. Она проводится одновременно по девяти предметам, что создает неповторимую атмосферу многоборья. Давно ставший традиционным интеллектуальный праздник отличает практически не знающий аналогов масштаб проведения: в прошлом году в нем участвовали 76 тысяч школьников. В преддверии юбилейного сорокового Турлома мы пообщались с координатором олимпиады Дмитрием Зарубиным.
Масштаб растет, на самом деле, очень неровно, то есть если в предыдущие два года количество участников почти не увеличилось, а количество площадок проведения даже сократилось, то сейчас происходит очередной прирост, уже более чем на 20%, это около 530 площадок. Что ожидать по числу участников пока непонятно, но рост будет, а большой ли – неизвестно.
В этом году заметно выросло количество площадок в Краснодарском крае – с 13 до 78! Там их будет не сильно меньше, чем в Москве. Это обусловлено инициативой на местах. Несколько лет назад очень активно включилась в турнир Якутия. Она и сейчас остается в четверке регионов по числу точек проведения, кроме Москвы и Краснодарского края ее опережает только Московская область. В этих четырёх регионах расположено более половины всех площадок. По числу участников выделяется Самарская область: например, в университете Тольятти олимпиаду пишет больше человек, чем в МГУ. Вообще, каждое образовательное учреждение может открыть у себя точку. Бывает и так, что приходят заявки от двух школ, находящихся по соседству или даже в одном здании. Тогда мы, конечно, предлагаем их объединить.
Да, их довольно много, и по очень разным причинам. В Ярославле точка появилась только в этом году, до этого ребята ездили в Москву. Люди приезжают писать из Минска, из Киева. В конце концов, можно случайно оказаться в «турломовские» выходные в гостях в другом городе и принять участие там. Есть те, кто к турниру приурочивают посещение столицы. А кто-то специально едет в МГУ ради турнира, это больше относится к жителям Москвы и Подмосковья, конечно. МГУ в какой-то степени «точка-тезка» имени Ломоносова, так что возникает невольная ассоциация с турниром. К сожалению, иногда вплоть до путаницы между Турниром Ломоносова и олимпиадой «Ломоносов». В общем, конечно, точку в МГУ можно назвать знаковой.
В отличие от других олимпиад, Турлом проводится одновременно по множеству предметов. Есть система, которую мы просим по возможности соблюдать: одна аудитория – один предмет (кроме 11 класса, разумеется). По разным причинам, не все школы могут себе это позволить: если на площадке участвует порядка двадцати человек, то открывать девять кабинетов бессмысленно. В некоторых сельских школах девяти кабинетов банально нет. Часто точка проведения забивается настолько, что может попросту не хватить места для всех. Если 8-9 класс в состоянии просидеть на одном месте несколько часов, не прогуливаясь по кабинетам, то 5-7 классам это тяжело. Конечно, мы не навязываем школам свою точку зрения по нормам проведения, наша главная цель – это популяризация интереса к наукам.
Для меня важнее всего, чтобы дети «влились» в олимпиадное движение, почувствовали его и выбрали то, что им интереснее, если не в олимпиадах, то в науке и образовании. Кроме в какой-то степени классических истории, литературы, математики, есть лингвистика, которую школьный курс практически не охватывает, по крайней мере, в младших классах, есть астрономия и науки о Земле. Многие спрашивают: «А это география?». Самое значимое – это то, чтобы школьник после написания продолжил интересоваться наукой и узнавать что-то новое.
В один год был эксперимент по добавлению экономики, но как-то не прижилось...
Нет, я бы не стал говорить здесь про «классику». Во-первых, некоторые предметы не являются классическими. Во-вторых, на первом турнире в 1978 году было всего два предмета, математика и физика, и их количество со временем менялось и развивалось. Потом, некоторое время у нас был заочный конкурс, сейчас его нет. Вообще, говоря о турнире, нельзя не сказать о Николае Николаевиче Константинове, который придумал его форму, без него Турлома не было бы совсем. За идею турнира Николай Николаевич в 2008 году получил премию правительства.
Сейчас у нас есть точки в 63 регионах России, и это не предел. Регистрация уже завершена, но в тех городах, где точек еще нет, мы готовы согласовывать их и после. Самое главное – дать возможность участия всем желающим школьникам. Если говорить о загранице, то достаточно давно, одним из первых к Москве присоединился Харьков, который сейчас, к сожалению, не проводит турнир.
Мы всегда рады расширению географическому, а новым точкам вне России – ещё сильнее. В прошлом году у нас впервые появилась точка вне СНГ. Этим городом стал Цюрих! Для нас самих это было очень неожиданно. Местный университет решил организовать точку. Кстати, мы достаточно давно составляли комплекты заданий на русском и на английском языках. В этом году кроме Цюриха, появилась Вена. Сейчас также заявились Киев, Астана, Актобе, Байконур, Тирасполь, Бендеры... Конечно, в этом есть свои сложности: например, традиционно одним из заданий лингвистического блока было задание по русскому языку. Понятное дело, что перевести его на английский корректно иногда не представляется возможным, а чаще европейские школьники просто ничего не поймут в кириллице. Задания достаточно сильно ориентированы на русскую литературу и литературоведческие задания. При переводе их приходится переформулировать, менять тексты. Впрочем, из того же Цюриха в прошлом году половина работ была на русском языке.
Я бы сказал, что я координирую общую деятельность. Когда столько всего разного – и точек проведения, и старших по предметам и их команд, сбора списков, работ и результатов – это все нужно собрать воедино. Мы ищем способы автоматизировать процесс, насколько возможно, это касается, например, регистрации. Но мы сознательно оставляем задания такими, чтобы проверять их можно было только индивидуально, они ориентированы на творчество, на создание оригинальных решений и написание собственных текстов. Так что проверка длится долго, конечно, порой слишком долго, но на таких объемах, увы, иначе быть не может.
Масштабность и образовательность.