Москва
Cтатья

Не только для портфолио: как рассказывают об олимпиадах в школах

Как школьники узнают об олимпиадах? Достаточно ли хорошо их информируют? Как сделать так, чтобы все дети, независимо от своих оценок, попадали в олимпиадное поле? Вот те вопросы, на которые мы попытались ответить.
Наталья Иванова-Гладильщикова 12 октября 2017

Иногда школьники знают об олимпиадах больше, чем учителя

Олимпиада
43
Учителя известных школ, с которыми удалось поговорить, утверждают, что в Москве достаточно хорошо оповещают детей об олимпиадах. В лицее «Красносельский» (№1525), например, висит список действующих олимпиад, а что касается всеросса, то ребят всегда предупреждают о сроках проведения ее этапов. По словам учителя истории гимназии №1543 Леонида Кацвы, информация о Всероссийской и  Московской олимпиадах школьников централизованно приходит во все учебные заведения. «А если говорить о вузовских олимпиадах, – рассказал Леонид Кацва, – то за ними в первую очередь следят учителя-предметники. Но я должен сказать, что в старших классах наши школьники лучше преподавателей знают о многих олимпиадах. Они стремятся участвовать в тех, победа в которых дает большие льготы при поступлении в сильные вузы (в частности, «Высшая проба», «Покори Воробьевы горы», «Ломоносов»)».

Учитель географии знаменитого лицея «Вторая школа» Леонид Перлов рассказал, что в их школе олимпиады – часть учебного процесса. «На муниципальном и региональном уровнях Всероссийской олимпиады дети участвуют сотнями (математика, физика) и десятками (по всем остальным дисциплинам). В 10 и 11 классах участники финала неделями и месяцами пропадают на сборах. Есть у математиков и кружки по решению олимпиадных задач (и у физиков, по-моему, тоже)».

По словам учителя литературы лицея «Красносельский» Евгении Абелюк, раньше она не посылала детей на олимпиады, жалела их. Предпочитала им научно-практические конференции, для которых дети писали  работы исследовательского характера. «Мне казалось, что это может лучше проявить ребенка, тут он работает долго, – рассказала Евгения Абелюк. – Но когда я стала серьезно заниматься Всероссийской олимпиадой по литературе (Е. А. – член жюри, прим. ред.), то увидела, что уровень заданий, которые там теперь предлагаются, очень высокий и многое проявляет. И теперь я рекомендую своим ученикам туда ездить».

Почему только отличники?

Но далеко не везде всё так прекрасно. Во-первых, существует несколько очень сильных столичных школ, которые не делают ставку на олимпиады. И, наоборот, есть школы, которые всегда отправляют туда детей. Но… только отличников. Поговорила с мамой двух мальчиков, которые учатся в хорошем лицее в Северном округе столицы. Оба они – отличники и их портфолио переполнено победами в олимпиадах. Семиклассник Матвей участвует в них в добровольно-принудительном режиме. Его просто ставят перед фактом: завтра идешь на олимпиаду по истории. А через две недели – по литературе. Бывает и так: чуть ли не накануне приходит sms: завтра встречаемся у метро с учительницей и едем на олимпиаду. И так – по всем предметам. Речь идет об этапах всеросса.

Информация об олимпиадах спускается в учебные заведения с уровня департамента и во многих школах учитель-предметник сам выбирает детей, которых он хочет взять на интеллектуальное соревнование. Олимпиады очень интенсивно идут в первую-вторую учебные четверти. Ребенок не учится, а только перемещается с одной на другую. Это очень тяжело («Матвей даже плакал от усталости»).

В младших классах учителя сами регистрируют ребенка на олимпиады, а уже начиная с 7-го класса – дают на них ссылку и предлагают действовать самостоятельно.

По словам мамы мальчиков, во всех других олимпиадах (кроме всеросса и московской) дети принимают участие только тогда, когда в этом  заинтересованы родители (если речь идет о средних классах) или сами дети-старшеклассники.

Активные родители следят за новостями на портале госуслуг Москвы. Туда они должны заглядывать хотя бы потому, что там находится электронный дневник их ребенка. «Я подписана на их новости и мне приходят оповещения об олимпиадах», – рассказала мать мальчиков. Но, как призналась она же, «у Матвея в классе 24 человека. Так вот, 12 родителей не интересуются ни электронным дневником, ни, тем более, новостями об олимпиадах. И сами дети решают, нужна им олимпиада или нет». Легко догадаться, что среднестатистический семиклассник лучше пойдет в футбол погоняет, чем добровольно потратит время на мероприятие, связанное с учебой. Матвея вылавливали в коридорах и принудительно вели на олимпиаду. Потому что он – отличник.

Учителя нуждаются в победителях и призерах олимпиад (от этого зависит их зарплата), а школа заинтересована в них потому, что это влияет на ее рейтинг. Как сказала мать мальчиков, «на все олимпиады ходят одни и те же отличники. Все остальные остаются за бортом. Хотя многие, пойдя на олимпиаду, могли бы заинтересоваться тем или иным предметом благодаря необычным, творческим заданиям».

Все зависит от школы

Олимпиада
130
По словам учителя литературы гимназии № 1573 Елены Ивановой, в их школе придумали, как охватить олимпиадами максимальное число детей. Нужно просто увлечь их тем или иным предметом. «В каждой уважающей себя школе есть методист, который занимается олимпиадами. Она все  время следит за процессом и сообщает учителям об этапах Всероссийской и Московской олимпиад школьников.  Информацию о других интеллектуальных состязаниях, таких как «Высшая проба» и прочих вузовских олимпиадах дети ищут сами. Ведь они только для старшей школы».

В ее гимназии в олимпиадах участвуют отнюдь не только отличники. Дело в том, что в этой школе детей начиная с 5-го класса стараются увлечь разными предметами. «У нас, например, работает Школа юного филолога. Я лично ей руковожу. Мы приглашаем к себе преподавателей из Педагогического университета и МГУ: 4 часа в неделю русского и 4 литературы. Мы объявляем набор: всех приглашаем. И готовим ребят, начиная с 5-го класса».

На мой вопрос, как Школа юного филолога связана с олимпиадами, Елена Иванова объяснила:  «На занятиях мы выполняем задания прошлых олимпиад. Даем углубленную литературу, русский, даже старославянский. А есть олимпиады, которые чрезвычайно подходят детям младшего возраста: это развивающие соревнования, где предлагаются не узконаправленные вопросы, а задания на сообразительность.  И еще: предпрофильную подготовку мы тоже начинаем рано – с 5-го класса. Чтобы дети с 5 по 9 класс могли себя попробовать в разных дисциплинах, и в 10-11 классах уже осознанно выбрать свой профиль».

Олимпиадное портфолио

Но это всё Москва. Совсем другая ситуация в Московской области. Удалось пообщаться с ребятами, которые учатся в подмосковных  школах. Дети из школы-девятилетки, которая находится в Сергиево-Посадском районе, рассказали, что учителя всегда приглашают их участвовать в олимпиадах. Всех – независимо от успеваемости. Правда, объяснить, что это за олимпиады, они не смогли. По их словам, это соревнования по разным школьным предметам. В основном все участвуют только в школьном этапе. Удивило то, что они сдают учителям деньги: от 30 до 60 рублей.

Семиклассник Станислав из Мишутинской средней общеобразовательной школы (это поселок в Сергиево-Посадском районе), сказал, что учителя предупреждают их об олимпиаде недели за две, чтобы можно было как-то подготовиться. Всем участникам потом дарят шоколадки, а тем, кто занял в школе 1-2-3 места – дают дипломы. Станислав участвовал в олимпиадах по многим предметам, и проходил на муниципальный этап.

Соня Сабадаш, закончившая 8-й класс в школе №10 с углубленным изучением отдельных предметов в подмосковном городе Щелково, учится в социально-экономическом классе. Это усиленные английский (4 часа) и обществознание (3 часа в неделю). Она рассказала, что учителя за три-четыре недели предупреждают школьников об олимпиадах и начинают на дополнительных занятиях готовить к ним детей. «Я писала олимпиаду по истории 16-17 века и мне дали три книжки: с тестами, историческими документами и книгу, где были карты и портреты исторических деятелей (потому что в олимпиаде бывают задания, где надо узнать, кто изображен, а на картах подписать города, участников)».

Речь идет о школьном этапе Всероссийской олимпиады. На него учителя зовут всех желающих. И олимпиады по разным предметам пишут практически все. «В школьном этапе я завоевала первое место, меня послали на район. Там я заняла 6 место, и на область уже не попала». Одна девочка из этой школы стала финалисткой  всеросса по географии, и ее отправили бесплатно в Артек.

На мой вопрос, рассказывают ли им учителя еще о каких-то олимпиадах, Соня сказала, что это несколько платных олимпиад, для участия в которых собирают по 30 рублей.

Восьмиклассники еще не думают о выгоде олимпиад, о льготах, которые они дают при поступлении в вуз. Они участвуют в них для того, чтобы у них было хорошее портфолио. Ведь в сильных школах – конкурс в 9-й класс. «Если не хватает баллов в аттестате, смотрят портфолио, – сказала Соня. – И тот, кто участвовал в олимпиадах (даже если не занял никакого места), получает бонус. И учителям это тоже нужно».

Что нужно делать

К каким выводам мы пришли? Во-первых, в вопросе информирования детей об олимпиадах, существует большая разница между сильными школами и просто школами. Независимо от того, находятся они в мегаполисе или в маленьком поселке. Известные школы рассказывают детям о разных олимпиадах (в том числе  вузовских), а обычные учебные заведения – в основном лишь об этапах Всероссийской олимпиады. Именно эти соревнования больше всего влияют на зарплаты учителей и на рейтинг школы. И получается, что участие ребят в олимпиадах (а в идеале – победы) являются для школы формальным показателем успеха, а не способом пробудить у многих детей интерес к наукам. Просто потому, что задания на олимпиадах – не скучные, а творческие. Но для того, чтобы это понять, сначала нужно попробовать, причем, чем раньше, тем лучше.

Во-вторых, может быть, стоит изменить критерии попадания школы в рейтинг лучших: учитывать не только количество победителей и призеров олимпиад (понятно, что это обычно одни и те же дети), но и динамику «втягивания» в олимпиадное движение более широкого круга школьников.

И, в-третьих, все-таки стоит еще лучше информировать детей о самых разных олимпиадах. Вывешивать в школах списки, где будет перечень таких соревнований  и сроки их проведения.