Наталья Иванова-Гладильщикова 26 октября 2017 |
Нужно ли родителям уговаривать своих детей участвовать в олимпиадах? Можно ли сказать, что олимпиады – это альтернативный способ получения знаний? Почему важно что-то делать вместе со своим ребенком? Об этом и не только мы поговорили с матерью двух дочерей, выпускающим редактором издательства «Розовый жираф», Надеждой Крученицкой.
Родители, конечно, знают, что олимпиады – это способ поступления, альтернативный ЕГЭ. И часто делают на это ставку. Во-первых, чтобы подстраховаться, а во-вторых, потому что Единый госэкзамен намного более нервный и мучительный. Но и тут олимпиадным детям проще.
Дети, которые пишут олимпиады, по крайней мере в 10-11 классах, привыкают выполнять определенные процедурные требования (это как паспортный или таможенный контроль перед самолетом). Адаптируются к ситуации, когда тебя чуть ли не обыскивают, все отбирают. Ведь обстановка на ЕГЭ нервозная, и если ты первый раз попадаешь в такую ситуацию, можешь что-то перепутать, приехать не туда, не вовремя. Все это может повлиять на результат, даже если ребенок хорошо подготовлен по предмету. А когда ты за год 4-6 раз бываешь на таких интеллектуальных соревнованиях, то и ЕГЭ уже не так страшен.
Неудача на олимпиаде не несет в себе ничего судьбоносного в отличие от плохо сданного ЕГЭ. Их много (здесь не прошел, а в другой – получилось).
Когда моя старшая дочь участвовала в олимпиадах, у нее был азарт: это ее собственная задача, ее жизнь, ее собственные успехи, которые зависят от приложенных ею усилий. В этом был большой воспитательный плюс. У нас был сложный 10 класс, в течение которого Маша освоила все эти навыки (как писать олимпиады), и к 11 классу это перестало быть проблемой для нее. И если в 10 классе в олимпиаде «Покори Воробьевы горы» у нее был диплом третьей степени, то в 11 – уже первой. Не потому, что она намного больше выучила, а потому что появился навык демонстрировать собственные знания. Поэтому и ЕГЭ не был для нее проблемой: она написала экзамен по литературе на 100 баллов. При этом я знаю, что не все дети, даже очень знающие, могут сделать это. По разным причинам. Из-за давления в школе, ответственности перед родителями и репетиторами, страхом не поступить и возможности оказаться хуже одноклассников. В результате и школьники дико нервничают, и учителя.
Не так. Часто детям трудно подтвердить свою победу, даже если они много знают и умеют. К ЕГЭ применяются весьма специфические требования, при несоблюдении которых глубокая, сильная работа может и не получить высокий балл. Просто потому, что она не будет соответствовать каким-то формальным критериям. И ребенок, который нервничает, который устал после гонки 11 класса, может оказаться в проигрыше.
Мне кажется, что успешность может быть подтверждена тем, например, что у человека несколько побед в разных олимпиадах. Если он написал много олимпиад, и у него высокий результат, можно было бы не требовать подтверждения этого на ЕГЭ.
Не совсем так. Еще до 6 класса дети пишут школьные олимпиады, в которых можно продвинуться и дальше. А вообще, я считаю, что чем раньше вы начнете демонстрировать ребенку, чем он может заниматься помимо школы, тем большее разнообразие будет у него и с выбором олимпиад в будущем. И не только олимпиад.
Людям всегда интересно то, о чем им увлекательно рассказали. А поскольку школьники сегодня страшно перегружены (бассейн, музыка, рисование, репетиторы) и нет времени на регулярные занятия, можно в субботу-воскресенье повести ребенка на, казалось бы, и развлекательное мероприятие, а на самом деле – развивающее, вроде «Умной Москвы», где попутно что-то интересное рассказывают или показывают.
Конечно! В средних классах Маруся ходила в чудесный лингвистический кружок, с лучшими лекторами. Это происходило вечером, после уроков, в Московском центре непрерывного математического образования. У нас в школе был (и есть) литературный кружок. А еще танцы и музыка. Идея, что ребенка можно учить чему-то не по программе, не для того, чтобы у него были хорошие отметки, мне кажется очень важной. Ребенку нужно ощущать, что родители интересуются не только отметками. На мой взгляд, родители не всегда должны быть заодно со школой. По крайнем мере, не со всякой школой. Потому что ребенок не может быть в противостоянии со всеми взрослыми сразу.
Я не считаю, что дети – это инвестиция. Больше всего хочу, чтобы они были счастливы и нашли что-то такое, что им интересно, и занимались этим с удовольствием. Я поклонница олимпиад не только потому, что они помогают поступить в вуз. Я их сторонник на гораздо более раннем этапе, потому что это выход в какое-то более широкое представление об образовании и вообще о мире.