Москва
Интервью

Под другим углом: взгляд родителей на олимпиады

Мы запускаем рубрику «Как воспитать чемпиона». Советы родителей олимпиадников, истории победителей и призеров олимпиад, рекомендации читайте в журнале.
Наталья Иванова-Гладильщикова 26 октября 2017

Нужно ли родителям уговаривать своих детей участвовать в олимпиадах? Можно ли сказать, что олимпиады – это альтернативный способ получения знаний? Почему важно что-то делать вместе со своим ребенком? Об этом и не только мы поговорили с матерью двух дочерей, выпускающим редактором издательства «Розовый жираф», Надеждой Крученицкой.

Олимпиады адаптируют ребенка к ЕГЭ

У вас две дочери: Маша – студентка 2 курса факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, поступившая туда по результатам олимпиад, и шестиклассница Ира. Насколько для вас существенно то, что старшая дочь участвовала в самых разных олимпиадах (победитель по русскому языку олимпиады «Высшая проба», по литературе – «Покори Воробьевы горы» и Турнира имени Ломоносова)? Вам приходилось объяснять ей, что это важно для поступления в вуз, или не это было для вас главным мотивом?

Олимпиада
4
Я просто рада, что Маша попробовала свои силы, добилась успеха и испытала себя в жанре, отличающемся от школьных заданий. Участие в олимпиадах не связано со школой, с давлением извне, с жесткими требованиями, которые ребенка только сковывают. В любой школе любят, конечно, отличников. Но «пятерка» не всегда говорит о глубоких познаниях или искреннем интересе к предмету. К тому же есть олимпиады по предметам, которых вовсе нет в школьной программе, например, по лингвистике.

Начиная ходить на олимпиады в средней школе ребенок еще не связывает их с поступлением в вуз. Это просто увлекательно и азартно. Ты, вроде бы, решаешь какие-то задачи, но это не вызывает такого отторжения, как школьная учеба.

Родители, конечно, знают, что олимпиады – это способ поступления, альтернативный ЕГЭ. И часто делают на это ставку. Во-первых, чтобы подстраховаться, а во-вторых, потому что Единый госэкзамен намного более нервный и мучительный. Но и тут олимпиадным детям проще.

Интересный поворот. Почему?

Дети, которые пишут олимпиады, по крайней мере в 10-11 классах, привыкают выполнять определенные процедурные требования (это как паспортный или таможенный контроль перед самолетом). Адаптируются к ситуации, когда тебя чуть ли не обыскивают, все отбирают. Ведь обстановка на ЕГЭ нервозная, и если ты первый раз попадаешь в такую ситуацию, можешь что-то перепутать, приехать не туда, не вовремя. Все это может повлиять на результат, даже если ребенок хорошо подготовлен по предмету. А когда ты за год 4-6 раз бываешь на таких интеллектуальных соревнованиях, то и ЕГЭ уже не так страшен.

То есть олимпиада в каком-то смысле адаптирует ребенка к ЕГЭ?

Олимпиада
160
Да, пожалуй. Ошибки на олимпиаде не страшны, наоборот, помогают чему-то научиться. Например, моя, как мне казалось, толковая старшая девочка не справилась с первым туром олимпиады «Высшая проба» по литературе. Потому что после каждого ответа там нужно было нажимать какую-то кнопочку, а она этого не поняла. И получилось, что многие ее ответы просто не были засчитаны. Уже потом, когда она писала «Высшую пробу» по русскому, то уже разобралась в этом. И все это без моего участия. 

Тут еще важен такой момент: когда ребенка натаскивают к ЕГЭ, он находится под яростной опекой взрослых, которые знают, как надо (делай, как сказали). А то, с чем он разобрался сам, вызывает гораздо большую приязнь.

Неудача на олимпиаде не несет в себе ничего судьбоносного в отличие от плохо сданного ЕГЭ. Их много (здесь не прошел, а в другой – получилось).

Когда моя старшая дочь участвовала в олимпиадах, у нее был азарт: это ее собственная задача, ее жизнь, ее собственные успехи, которые зависят от приложенных ею усилий. В этом был большой воспитательный плюс. У нас был сложный 10 класс, в течение которого Маша освоила все эти навыки (как писать олимпиады), и к 11 классу это перестало быть проблемой для нее. И если в 10 классе в олимпиаде «Покори Воробьевы горы» у нее был диплом третьей степени, то в 11 – уже первой. Не потому, что она намного больше выучила, а потому что появился навык демонстрировать собственные знания. Поэтому и ЕГЭ не был для нее проблемой: она написала экзамен по литературе на 100 баллов. При этом я знаю, что не все дети, даже очень знающие, могут сделать это. По разным причинам. Из-за давления в школе, ответственности перед родителями и репетиторами, страхом не поступить и возможности оказаться хуже одноклассников. В результате и школьники дико нервничают, и учителя.

Не каждый «гений» сдаст ЕГЭ на 75 баллов

Есть еще момент: для того, чтобы победа ребенка в олимпиаде была подтверждена, ему нужно сдать ЕГЭ по этому предмету не меньше, чем на 75 баллов. Казалось бы, задача – проще простого. Так ли это?

Не так. Часто детям трудно подтвердить свою победу, даже если они много знают и умеют. К ЕГЭ применяются весьма специфические требования, при несоблюдении которых глубокая, сильная работа может и не получить высокий балл. Просто потому, что она не будет соответствовать каким-то формальным критериям. И ребенок, который нервничает, который устал после гонки 11 класса, может оказаться в проигрыше.

И что делать? Ведь какое-то подтверждение олимпиадных успехов нужно?

Мне кажется, что успешность может быть подтверждена тем, например, что у человека несколько побед в разных олимпиадах. Если он написал много олимпиад, и у него высокий результат, можно было бы не требовать подтверждения этого на ЕГЭ.

Олимпиады стимулируют самостоятельную работу

Олимпиада
165
Для меня как для родителя важнее не то, что олимпиады в каком-то смысле готовят ребенка и к ЕГЭ, а то, что, участвуя в них, он по-настоящему учится. Нередко первый этап (тур) ребенок пишет дома, и у него есть возможность посоветоваться с учителями, родителями. Для меня важно и радостно, что в этом процессе он чему-то полезному для себя научился и узнал больше. А еще с помощью олимпиад формируется среда единомышленников: там можно встретить хороших, мотивированных детей (в классе так бывает далеко не всегда). Для меня в олимпиадах очень важна атмосфера, которая не отвращает от учебы в широком смысле. Мне нравится все то, что запускает механизм, побуждающий к самостоятельной работе. Ту же роль, кстати, играют и школьные конференции, к которым дети готовятся долго и вдумчиво, не формально.

Ваша младшая дочь Ира учится в 6 классе. Основные олимпиады начинаются с 7. Значит, пока она в них не участвует?

Не совсем так. Еще до 6 класса дети пишут школьные олимпиады, в которых можно продвинуться и дальше. А вообще, я считаю, что чем раньше вы начнете демонстрировать ребенку, чем он может заниматься помимо школы, тем большее разнообразие будет у него и с выбором олимпиад в будущем. И не только олимпиад.

Как это сделать?

Людям всегда интересно то, о чем им увлекательно рассказали. А поскольку школьники сегодня страшно перегружены (бассейн, музыка, рисование, репетиторы) и нет времени на регулярные занятия, можно в субботу-воскресенье повести ребенка на, казалось бы, и развлекательное мероприятие, а на самом деле – развивающее, вроде «Умной Москвы», где попутно что-то интересное рассказывают или показывают.

Вы сторонник внешкольного образования?

Конечно! В средних классах Маруся ходила в чудесный лингвистический кружок, с лучшими лекторами. Это происходило вечером, после уроков, в Московском центре непрерывного математического образования. У нас в школе был (и есть) литературный кружок. А еще танцы и музыка. Идея, что ребенка можно учить чему-то не по программе, не для того, чтобы у него были хорошие отметки, мне кажется очень важной. Ребенку нужно ощущать, что родители интересуются не только отметками. На мой взгляд, родители не всегда должны быть заодно со школой. По крайнем мере, не со всякой школой. Потому что ребенок не может быть в противостоянии со всеми взрослыми сразу.

Проблема в том, что все упирается в поступление.

Публикация 660
Это все-таки только в 11 классе. Ну, может быть, в десятом. Но не рано ли об этом думать в 1-м, 4-м, 8-м и даже 9 классе? Родительское честолюбие толкает нас: вот мы сейчас вложим в него всё, и он тогда многого достигнет. Часто мы сами направляем детей на определенную стезю. Иногда это удачно, а иногда – нет. Но ответственность в этой ситуации наша.

Я не считаю, что дети – это инвестиция. Больше всего хочу, чтобы они были счастливы и нашли что-то такое, что им интересно, и занимались этим с удовольствием. Я поклонница олимпиад не только потому, что они помогают поступить в вуз. Я их сторонник на гораздо более раннем этапе, потому что это выход в какое-то более широкое представление об образовании и вообще о мире.