Ксения Донская 22 ноября 2017 |
Мы
поговорили с доцентом университета ИТМО, членом центральной
предметно-методической комиссии по информатике и председателем жюри
Всероссийской командной олимпиады школьников по информатике Андреем
Станкевичем.
Если речь идет именно о школьниках, то в первую очередь стоит обратить внимание даже не на соревнования, они вторичны, а на дополнительные занятия. В больших городах есть целые сети кружков, кроме того, всегда нужно помнить о возможности занятий через интернет: существует много онлайн-ресурсов, где выложены теоретические материалы, и куча заданий, которые можно разбирать. Нужно убедиться, что тебе это интересно, решить много задач, а потом уже думать про олимпиады.
Среди олимпиад для новичков можно выделить Турнир Архимеда, у него очень широкий охват по регионам, и для школьника это может быть интересным вариантом, поскольку его задания достаточно простые и подходят для начинающих. Конечно, им доступен и муниципальный этап всероса. На региональном задания посложнее, они скорее рассчитаны уже на тех, кто обладает некоторым опытом. Еще есть Всероссийская командная олимпиада, отбор на которую проводится во многих регионах. Но даже если в каких-то областях отбора нет, то всегда можно поучаствовать в онлайн-туре: для этого достаточно попросить своего учителя аккредитоваться.
Также полезны летние школы, хотя, к сожалению, они не всем по карману. Сейчас довольно много хороших летних школ по информатике: Летняя компьютерная школа, Летняя олимпиадная школа МФТИ, летняя школа по программированию при университете «Иннополис».
Обычно такие профильные смены дают резкий скачок: уровень увлеченного школьника может подняться с почти нулевого до призера регионального этапа благодаря концентрации на обучении. Кроме того, ребенок находится в окружении таких же, как он, живущих информатикой учеников и преподавателей, это, конечно, тоже благотворно влияет на него.
В целом абсолютно неважно, на каком языке готовиться. Тот же самый легендарный Геннадий Короткевич, белорусский чемпион, обладатель шести золотых медалей, на международной олимпиаде программировал на языке Pascal, который сегодня считается устаревшим и используется редко. Во многих московских школах начальное обучение ведется на Python. Он очень удобен потому, что в нем мало того, что называется синтаксическим мусором, и программы на нем получаются достаточно концентрированные: короткие, емкие, сразу понятно, что они делают.
Секрет сильных вузов в том, что они начинают работать не со студентами, которые приходят на первый курс, а еще со школьниками: проводить кружки и олимпиады для старшеклассников, участвовать в их подготовке.
Ему легко научиться, но с точки зрения олимпиад у него есть некоторые недостатки, например, проблемы со скоростью. Поэтому после Python люди обычно переходят на более производительные языки, которые освоить сложнее: например, одни изучают С++, другие – Java. Некоторые школьники проходят длинный путь: начинают с Python, потом C Sharp, потом Java, потом С++. И конечно, критически важно, на каком языке умеет программировать учитель. Если он учит на Pascal, то на начальных этапах подойдет и такой вариант, а потом уже, когда школьник начнет превосходить своего учителя, он может изучить и другой язык и постепенно перейти на него.
Секрет сильных вузов в том, что они начинают работать не со студентами, которые приходят на первый курс, а еще со школьниками: проводить кружки и олимпиады для старшеклассников, участвовать в их подготовке. И те вузы в регионах, которые такую работу ведут, затем показывают достойные результаты на олимпиадах: Уральский федеральный университет в Екатеринбурге, Казанский федеральный университет и «Иннополис» в Казани, государственные университеты Петрозаводска, Саратова, Новосибирска. Они работают со школьниками и, соответственно, имеют четкие представления о своих будущих абитуриентах. В то же время, школьники тоже знакомятся с вузами, видят, что там происходит что-то интересное, и идут туда учиться. Очень важна система преемственности.
Если посмотреть на этот год, то много высоких мест и у Японии: у них три участника попали в первую пятерку, причем один из них – абсолютный победитель, но я бы сказал, что это скорее счастливое стечение обстоятельств. Мне кажется, системная стабильность Китая объясняется тем, что китайцев просто много. Среди стран с достаточно развитым школьным и высшим образованием, системой олимпиад и кружков (сюда можно включить, например, Россию, США, Канаду, Японию) Китай выделяется именно по численности населения. Есть страны, где тоже много народу, например, Индия, Бангладеш, Нигерия, но там нет поставленной работы с учащимися, соответственно, нет и результатов. А среди стран с выстроенной системой Китай обладает гораздо большей выборкой, поэтому, конечно, просто по теории вероятности получается, что у него больше шансов.
Для золотой медали требуется очень серьезный скачок, то есть, нужен талант.
Если проанализировать результаты последних международных олимпиад, то что мы видим: серебряная медаль олимпиады – это достаточно устойчивый результат для хорошего, сильного, натренированного школьника. То есть, если взять, условно говоря, любого победителя или призера Всероссийской олимпиады и интенсивно с ним заниматься и исключить вторичные факторы типа нервов, то серебряная медаль международной олимпиады – это гарантированный результат. Бронзовые медали у российских команд – большая редкость, они либо связаны с тем, что человек переволновался, либо ему не хватило подготовки, либо он случайно попал в сборную. То есть, любой стабильный российский участник должен получать серебряную медаль без каких-либо проблем. А для золотой медали требуется очень серьезный скачок, то есть, нужен талант. Можно случайно получить одну из нижних золотых медалей, просто благодаря трудолюбию и одаренности, но для системного получения высшей награды нужен экстраординарный ребенок, а чтобы его найти, требуется очень большая выборка. В Китае она больше в 15 раз, и поэтому им проще найти таких детей, не думаю, что там какая-то магическая система подготовки на порядок лучше нашей или американской.
Японская школа на одном уровне с Россией, США, Польшей, Болгарией, Канадой, Украиной, Белоруссией. То есть, это страны, которые системно демонстрируют хорошие результаты. В Японии в этом году оказалось несколько очень сильных школьников одновременно, но этой ситуации могло бы и не быть: кто-то из этих ребят мог родиться на год позже или раньше, и результат бы изменился. Так что в Японии, скорее всего, произошла небольшая статистическая аномалия. Такое бывает и у нас, и у США. Бывает, что, наоборот, всего один сильный участник на команду. Например, в этом году у нас всего одна золотая медаль, остальные – серебряные. Это вроде бы хуже, чем наш обычный результат, но с другой стороны, возможно, произошли какие-то колебательные движения в регионах и необходимого количества экстраординарных ребят не набралось, либо мы просто не нашли.
Трудно сказать, потому что если посмотреть на историю российских успехов на международной олимпиаде, многие победители проявляют себя только в старших классах. Тут важно, чтобы талантливый школьник любого возраста мог показать себя и попасть хотя бы на этап отбора. Сейчас у первого поколения программистов уже достаточно взрослые дети, они с раннего возраста знакомы с компьютером, занимаются математикой, у них хорошая математическая культура, и они проявляются еще в младших классах: им проще дается школьная программа, они занимаются в кружках и могут сильно опережать своих одноклассников. Но у каждого человека есть какой-то порог, который достигается легко и быстро, но преодолеть его тяжело. Школьники, с которыми рано начали заниматься, быстро прогрессируют, и кажется, что так будет до бесконечности. Но на деле часто выясняется, что это не так, что это просто хороший талантливый ребенок, он будет отлично учиться в школе, станет победителем или призером всероссийской олимпиады, но золотую медаль на международной олимпиаде получить не сможет. Поэтому важно не ограничивать наш поиск теми, кто рано заявил о себе: может так случиться, что в 10-11 классе появится одаренный ребенок, который по каким-то причинам еще не попал в олимпиадную систему. Вполне возможно, что до этого у него просто еще мозг не сформировался, у подростков он меняется очень быстро и интересно.
Последние пять лет я много работал со школьниками, и любопытно наблюдать за переменами, потому что многие ребята совершают скачок в 10-11 классе и начинают легко решать такие сложные задачи, которые, как нам казалось, никогда не будут им под силу.
Если говорить о занятиях информатикой, то нужно безусловно дать возможность школьникам развиваться с самого раннего возраста. Думаю, 5-6 класс – минимальный возраст, когда имеет смысл начинать заниматься задачами, связанными именно с программированием, а в 7-8 классе уже вполне возможны кружки, которые выводят ребенка на уровень Всероссийской олимпиады. Но если у ребенка возник интерес только в 9-10 классе, то ему тоже нужно давать возможности начального уровня. Он даже быстрее освоит базовые вещи и, возможно, продвинется дальше, чем его сверстники, которые начали заниматься раньше.
На олимпиаде по информатике есть свои особенности, одна из них в том, что результаты становятся известны сразу, еще во время тура. Думаю, это скорее преимущество, то есть, если участник получил полный балл по задачам, то он может расслабиться и уже не думать, что он что-то забыл или не написал, что его неправильно поймет жюри, когда будет проверять работу. Он может спокойно перейти к другим задачам. Так что на информатике, возможно, с волнением даже проще, чем на других предметах. Конечно, тут есть и обратный эффект: если задача сложная и не поддается, то можно закопаться. Но на студенческом уровне мы все эти вещи очень серьезно отрабатываем, проводится много тренировок на предмет того, как не попасть в какие-то типичные ловушки соревнований, как не остаться без хорошего результата из-за проблемных мелочей.
Со школьниками гораздо сложнее, потому что они менее стрессоустойчивы, более склонны к тому, чтобы неправильно рассчитывать свое время. Не думаю, что сейчас у нас есть систематический подход к борьбе с волнением, так что нужно, наверное, продумывать какие-то психологические тренинги и тренировки.
Сложно выделить какую-то единую закономерность. Некоторые задания нашей олимпиады, может быть, даже и посложнее международной. В то же время, отдельные задания межнара настолько сложны, что их решает всего два-три человека в мире, давать такие задачи на всерос просто нет смысла. Мы все-таки хотим дать возможность школьникам максимально продемонстрировать свои умения.
Еще одна особенность международной олимпиады в том, что поскольку разные страны имеют разный уровень участников, множество тем, на которые могут быть задачи, строго ограничено. Всероссийская олимпиада в этом плане чувствует себя посвободнее и, может быть, даже охватывает чуть более широкий круг тем.
Тут бывают все варианты. Есть те, кто продолжают олимпиадную деятельность в университете и даже после, когда уже работают в какой-то компании, для развлечения все равно участвуют в каких-то соревнованиях. Классический пример – Петр Митричев, он выступал за Россию на международной олимпиаде школьников, завоевывал золотые медали, потом выступал за команду МГУ, два раза получал золотые медали чемпионата мира, сейчас он работает в компании Google, но при этом продолжает участвовать в соревнованиях, приезжает на сборы – теперь уже как гость. Другие (например, я и мои коллеги Павел Маврин и Андрей Лопатин) пошли в образование, мы готовим следующие поколения олимпиадников, работаем со школьниками и студентами, преподаем в школах и вузах. Кто-то пошел в науку: наиболее интересным примером тут может быть Дмитрий Павлов, который стал первым чемпионом от ИТМО на Чемпионате мира по программированию. Он бросил информатику, ушел в математику, уехал в Германию, поступил там в аспирантуру, защитил диссертацию, сейчас занимается наукой, пишет статьи, в названиях которых даже я не все слова понимаю. Есть люди, которые просто ушли в промышленность и работают там, например, чемпион мира Федор Царев сейчас возглавляет питерский офис хедж-фонда WorldQuant.
Естественно, есть и какие-то отрицательные примеры, есть люди, которые не могут себя найти, мечутся, пробуют разные вещи, но ничего пока не получается. Главное, что дает участие в олимпиаде, это, конечно, не медали, хотя это приятно и это дает некоторые условные бонусы, которые, я бы даже сказал, важнее именно для той организации, которая готовит участника. А для самого человека эта строка в резюме, возможно, даже не так и значительна для его научной карьеры. Но все эти соревнования развивают способность быстро мыслить и принимать решения в непривычных ситуациях. Опять же, это не значит, что человек сразу же придумает какой-то стартап и перевернет мир, но нестандартный взгляд, конечно, может помочь.