Москва
Cтатья

Как дети с инвалидностью побеждают в олимпиадах самого высокого уровня

В олимпиадах может участвовать каждый, и ограниченные возможности – не приговор. Но редко школьники с инвалидностью участвуют и побеждают в олимпиадах высокого уровня. Где готовят таких ребят и почему им важно самостоятельно достичь результата, читайте в статье
Наталья Иванова-Гладильщикова 22 декабря 2017

Почему школьникам с ограниченными возможностями здоровья так важно участвовать в олимпиадах? Во-первых, потому что этим детям, так же, как и всем другим, нужно найти и развить свой талант. Во-вторых, это поможет им в выборе будущей профессии. А в-третьих, олимпиады – это еще и способ расширить круг общения, встретить единомышленников. Об этом говорили на родительской конференции, посвященной развитию талантов детей-инвалидов, которая на днях прошла в Москве.

Те, кто бывал за границей, в развитых странах, обращали внимание на то, что люди с инвалидностью не чувствуют себя изгоями, живут полноценной жизнью: работают, бывает, что становятся знаменитыми, и даже ездят отдыхать в дальние края. В Финляндии, например, дети-инвалиды ходят в общие детские сады и школы со здоровыми сверстниками. Это с раннего детства приучает их относиться к особенным детям как к обычным одноклассникам, помогать им. Попытка сделать что-то похожее происходит сегодня и в России. В частности, это предоставление возможности школьникам с ограниченными возможностями здоровья участвовать в различных соревнованиях и олимпиадах – как спортивных, так и интеллектуальных.

Олимпиада 43
Долгое время появление детей с инвалидностью на предметных олимпиадах было редкостью. По словам Татьяны Голенищевой-Кутузовой, начальника отдела инклюзивных проектов Московского центра педагогического мастерства, за 10-15 лет она видела всего одного мальчика в инвалидной коляске, который участвовал во Всероссийской олимпиаде, да еще несколько ребят-аутистов, среди которых, как известно, встречаются талантливые математики. Сегодня же это стало реальностью. В 2016-17 учебном году дети с ограниченными возможностями здоровья завоевали 92 диплома на региональном и один на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. «Мы начали заниматься этим три года назад во многом потому, что к нам приходили директора школ с предложением: давайте это делать вместе, – рассказывает Татьяна Голенищева-Кутузова. – За три года участия в олимпиадах в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева и в Российской детской клинической больнице каждый год появлялись призеры Турнира Ломоносова, Математического праздника, муниципальных, а иногда и региональных этапов всероса. На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады 2016/17 участвовало 32 ребенка из Центра имени Димы Рогачева и Российской детской клинической больницы. Девять школьников стали призерами, а две девочки – победителями сразу по двум предметам. Один школьник писал региональный этап Всероссийской олимпиады в РДКБ и стал призером. Двенадцать ребят приняли участие в Московской олимпиаде школьников. В 2017 году Турнир Ломоносова прошел уже на базе 8 больниц города Москвы для ребят, находящихся на длительном лечении».

Три года назад Иван Вишнивецкий, директор школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых, спросил своих учителей: почему незрячие и слабовидящие дети не участвуют в олимпиадах? Затем, вместе с сотрудниками Центра педагогического мастерства, придумали, как переводить задания олимпиад на азбуку Брайля. Теперь на базе этой школы проводится большая часть школьных этапов Всероссийской олимпиады, 11 муниципальных этапов; ежегодно несколько ребят доходят до регионального этапа и часть из них становятся призерами. Дети участвуют в Турнире имени Ломоносова, в Московской олимпиаде школьников.

Три слепые девочки увлеклись литературой в 10 классе и за свои успехи были приглашены на учебу в образовательный центр «Сириус». А затем Саша стала призером регионального этапа всероса, а Аня – призером Московской филологической олимпиады, что позволило ей поступить на филфак Высшей школы экономики. Слепой мальчик Даня уже два года становится призером регионального этапа по химии, призером Московской химической олимпиады. Он получил грант Правительства Москвы за успехи в олимпиадах. В результате участия детей в этих интеллектуальных соревнованиях у школы-интерната – 149 место в рейтинге школ Москвы и заслуженный грант в 10 миллионов рублей.

Главная сложность – адаптация олимпиадных заданий для незрячих детей. Они должны быть на азбуке Брайля. И если в случае школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады в переводе материалов на шрифт Брайля школе помог Центр педагогического мастерства, то региональный этап организуется на федеральном уровне, и пока эта проблема не решена. А еще необходимо адаптировать для незрячих географические карты. Пока это тоже не сделано.

Олимпиада 130
Помимо предметных олимпиад дети с ограниченными возможностями здоровья участвуют в национальном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью Абилимпикс. Ребята из Московского образовательного комплекса «Колледж малого бизнеса № 4» впервые участвовали в Абилимпиксе в 2016 году: это были дизайнеры, фотографы и стилисты, завоевавшие 16 медалей (тут очень важна ситуация успеха). А в этом году слабослышащие дети из этого комплекса участвовали уже в 15 компетенциях. К прежним прибавились, например, информационная безопасность, сборка электронного оборудования.

Интересно, что готовят к этому конкурсу слабослышащих школьников и ребят с ментальными нарушениями тоже победители Абилимпикса. Они работают в «кружках от чемпионов».

Кстати, в Абилимпиксе, с 2016 года участвуют и дети, которые лечатся в Центре имени Димы Рогачева и учатся в школе № 109. Как рассказала тьютор школы Елена Кузнецова, они предложили ввести такие компетенции, как лего-конструирование, робототехника. Ведь «вышивание» или «вязание» лишь привязывают ребенка к дому, а не дают ему выхода на просторы новых профессий. «У нас много связано с IT-технологиями. А следующая компетенция, которую мы хотим предложить – блогер. Люди, зарабатывающие в Интернете».

Директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко рассказал о том, как два года назад началась работа по привлечению к олимпиадам ребят с ограниченными возможностями здоровья: «Раньше это были лишь единичные случаи. Сегодня система меняется. Родители, знайте: наша задача обеспечить вашему ребенку участие в любой массовой олимпиаде. Если это для вас невозможно, мы будем помогать ему пробовать свои силы в специализированных олимпиадах. Но многие дети уже сейчас участвуют в школьном и в муниципальном этапе всероса. А рейтинг школ Москвы является мощным стимулом для учебных заведений, в которых эти дети учатся. До пятикратного размера умножается число баллов, полученных ребятами-инвалидами на традиционных олимпиадах. Гранты мэра – это заслуженная награда. Сергей Собянин на Президиуме правительства Москвы объявил, что удвоены размеры грантов за вклад в успехи московских школьников. Грант первой степени – это 30 миллионов рублей, второй – 20, третий – 10. Это правило начало действовать уже с этого года (даже, если школа уже получила первую часть гранта, она получит доплату).

И мы видим, что в этом году на региональном уровне 80 призеров Московской олимпиады школьников и регионального этапа Всероссийской олимпиады – это ребята с инвалидностью. Двенадцать человек – победители Московской олимпиады и регионального этапа Всероссийской олимпиады. И есть призер заключительного этапа всероса. Для таких школьников ценен не диплом, а итог самостоятельно достигнутого результата. Нам гарантировали, что обеспечат задания на шрифте Брайля для регионального этапа всероса».

Часто особых детей жалеют. Зачем им еще и олимпиады? Но это стимул двигаться дальше. И если у него выявятся способности в какой-то предметной области, то это поможет ему найти свой круг общения – школьников, студентов, преподавателей, увлеченных тем же, чем и он. Возможно, олимпиады подтолкнут детей к выбору будущей профессии и помогут продолжить образование.