Михаил Кипнис 11 января 2018 |
Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа. Программная статья-заметка, открывающая курс лекций Гаспарова по анализу художественного текста. В ней изложены принципы так называемого «имманентного» анализа, то есть не выходящего за пределы конкретного произведения. Эта статья вошла в сборник «Ясные» стихи и «темные» стихи», к которому тоже можно обращаться.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Монография Лотмана дает представление о другом методе анализа текста ‐ структурном, который позволяет рассматривать произведение в контексте, в системе вызываемых им ассоциаций. Особого внимания заслуживает практическая часть с разборами стихотворений поэтов разных эпох, от Батюшкова до Заболоцкого.
Шкловский В. Б. Искусство как прием. Программная статья Шкловского, манифест формальной школы, по праву считается одним из выдающихся текстов русского литературоведения.
Хализев В. Е. Теория литературы. Признанный учебник в своем жанре, за неполные двадцать лет выдержавший уже шесть изданий. Несмотря на вузовский уровень, может быть интересен широкому кругу учащихся. Рассчитан на углубление и систематизацию знаний в области теории литературы.
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. В этой книге излагаются история и теория стиха, объясняются фундаментальные понятия, связанные со стиховой речью. Подробно разбираются строфика, метрика, рифма. Можно пользоваться как справочником.
Школа юного филолога. Раздел «Библиотека» на этом сайте предлагает подробный список полезных для олимпиадника-филолога трудов, пособий, учебников и сборников, а также памятки по анализу прозаического и поэтического текста.
Гильдия cловесников. Здесь собрана большая подборка заданий филологических олимпиад (раздел «Олимпиады»), а в «Литературоведческом словарике» можно найти статьи в жанре «просто о сложном», понятно объясняющие литературоведческие и культурологические реалии. Также на сайте размещают анонсы событий, которые могут быть интересны молодым словесникам.