Редакция сайта 15 января 2018 |
Олимпиады по МХК требуют, с одной стороны, широкого кругозора и осведомленности в истории искусств от первобытности до XXI века, а с другой – навыков анализа и творческого подхода. Всего выучить, увы, нельзя, но стремиться к идеалу можно и нужно. Мы решили уделить внимание общим трудам, полезным интернет-ресурсам и – внимание – музыке.
Гомбрих Э. История искусства. Задача, которую ставит перед собой Гомбрих – разметить путь изучения истории искусства и заложить основы знаний при помощи самых знаменитых памятников. «Новичок сможет [...] уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы». Автор обращается к памятникам наивысшего художественного качества, к шедеврам живописи, а также скульптуры и архитектуры. Для каждого названного произведения искусства приведены иллюстрации. Этот известный труд, написанный с уважением к молодому читателю, станет отличным началом на пути к победам в олимпиадах.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Книга представляет собой ряд оригинальных очерков, ярко и содержательно раскрывающих основные этапы развития западноевропейского и русского искусства. Анализируя конкретные памятники, автор касается закономерностей формирования и развития стилей в истории искусства, выявляет их национальные особенности. Три части книги охватывают период от древнейших времен до XIX века. Еще один общий труд, который поможет составить представление о европейском искусстве.
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. Четыре части этой книги соединяют сведения об истории, техниках, приемах, выразительных возможностях и особенностях архитектуры и трех видов изобразительного искусства – графики, живописи и скульптуры. Это один из основополагающих трудов в русском искусствоведческом образовании, поможет прокачать и теорию, и практические навыки анализа.
Искусство. Энциклопедия для детей. Том 7. Издательство Аванта+. Первая и вторая книги этого тома предлагают читателям очерк архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. В третьей книге содержится очерк музыки, театра и кино с момента их возникновения – особенно полезно для Всероссийской олимпиады школьников. Разделы книг посвящены выдающимся мастерам, основным стилям и направлениям искусства стран и народов всего мира. Статьи написаны профессиональными искусствоведами, но при этом рассчитаны на средний и старший школьный возраст. Доступно и научно.
Козлова Н. П. Русская музыкальная литература. Учебное пособие, которое поможет с подготовкой к заданиям по музыке – очень важно и очень удобно для Всероссийской олимпиады. Это учебник для детских музыкальных школ, освещающий историю музыки XIX века в России и содержащий сведения о русской музыке от Средневековья до XVIII века. Будет полезным при изучении биографии и творчества композиторов, терминологии, а также в общих чертах обрисует культурный контекст.
Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения по предмету. Очередной учебник по музыкальной литературе, который позволит узнать о развитии музыки как искусства, о классическом стиле в музыке, о романтизме, о жизни и творчестве И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта и Ф. Шопена, а также других композиторов XIX и начала XX веков.
Проект Arzamas. Великолепный образовательный проект Arzamas – популярный и актуальный источник информации обо всем, что касается искусства. Лекции, подкасты, статьи о русском и зарубежном искусстве не только хорошо написаны, но и дополнены аудиовизуальными материалами и тестами. Отдельно можно рекомендовать «Определитель архитектурных стилей» – это большая таблица, содержащая сведения об архитектуре от античности до наших дней. С датами, картинками и признаками стиля – идеально для подготовки к олимпиаде.
Сайт Государственной Третьяковской галереи. Раздел «коллекция» на сайтах крупнейших художественных музеев даст достоверную информацию о конкретных памятниках искусства – изображение, датировку, автора, часто – комментарий, написанный научными сотрудниками.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В разделе «коллекция» можно найти работы по разным направлениям: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, нумизматика, археология и другие. Есть даже подробная история коллекций.
Сайты музеев – полезный, но не самый удобный источник для подготовки к олимпиадам. Гораздо лучше посмотреть на произведения вживую, пережить их как собственный опыт, а не картинку в книге. Финальная рекомендация: готовитесь к олимпиаде – идите в музей!