Наталья Иванова-Гладильщикова 19 марта 2018 |
Недалеко от метро Спортивная в Хамовниках расположилась московская школа №171. Сейчас это большой комплекс, который возглавляет заслуженный учитель РФ Лидия Петровна Карпенко. Он образовался в 2015 году в результате слияния нескольких детских садов и трех достаточно известных московских школ – №54, знакомой специалистам сильными математическими классами, №171, прославившейся биологическим и химическим направлениями, и №45, сильной своей воспитательной работой, а теперь в ней развиваются географический и психологический профили. В этом комплексе учителя относятся к детям с симпатией и уважением, как к партнерам. Скажу честно: если было бы возможно повернуть время вспять, я хотела бы учиться в таком месте.
В этой большой школе не только доброжелательная атмосфера, но и действительно качественное образование. Например, в ней есть классы при мехмате МГУ имени М. В. Ломоносова, а еще – при химическом, биологическом, юридическом, психологическом и географическом факультетах Московского университета. Также тут есть инженерные классы, открытые при поддержке Московского политехнического университета.
День открытых дверей классов при мехмате МГУ
Обо всех этих направлениях в одной статье написать невозможно. Поэтому коротко расскажем о двух из них – биологическом и математическом.
Биологические классы были открыты в 171 школе в 2007 году при поддержке биологического факультета МГУ. Набор ведется в 9-10 классы. В них на профильном уровне преподают неорганическую и органическую химию, а еще – цитологию, генетику, эмбриологию, ботанику, зоологию, анатомию. В качестве дополнительного образования дети посещают занятия по палеонтологии, орнитологии, экологии, молекулярной биологии. Обучение вместе с учителями школы ведут преподаватели биофака МГУ.
Куратором биологических классов является учитель биологии, кандидат биологических наук, Лариса Петровна Жиганова. Благодаря ей ученики успешно поступают в вузы (на факультеты биологии, почвоведения, биоинженерии и биоинформатики МГУ, в медицинские вузы столицы) и становятся призерами и победителями Всероссийской олимпиады. Есть выпускники, которые, закончив вуз, преподают в родной школе.
По мнению Ивана Смирнова, в том, что касается экологии, очень важна роль практики. Поэтому ребята проводят исследования, связанные с экологическим мониторингом окружающей среды, работают на особо охраняемых природных территориях. В каникулы проходят выездные мероприятия: школьники собирают материал, обрабатывают его, а потом защищают свои экологические проекты на олимпиаде. В процессе такой работы можно, например, отслеживать площади лесных пожаров, анализировать ущерб от отходов, свалок… Ребята исследуют подобные явления и на основании проведенных изысканий предлагают, как можно решить проблему.
Все это происходит в рамках биологических классов, где на углубленном уровне изучают химию и биологию, русский язык и математику. А олимпиада по экологии комплексная, и там многие вопросы связаны с биоэкологией, с геоэкологией, с социальной экологией. Поэтому в таких соревнованиях участвуют и школьники из географических классов, где тоже есть отдельный предмет «экология».
В бывшей 54 школе математикой начинают заниматься углубленно с четвертого класса. Стараются увлечь детей этим предметом, чтобы постепенно они смогли понять, насколько им это интересно. Ведь здесь набирают восьмые математические классы, где работают совместно преподаватели мехмата МГУ и школьные учителя. Такой подход весьма эффективен: сочетание научного взгляда на предмет преподавателей МГУ и методического опыта школьных учителей позволяет достичь высоких результатов. В эти классы детей набирают по собеседованию.
Доцент мехмата МГУ и одновременно учитель (и выпускник) этой школы, Александр Бегунц рассказал, что у них нет цели переманить сильного ребенка в свою школу. Главная задача собеседования – понять, подходят ли методики преподавания математики, принятые в классах при мехмате МГУ, конкретному ребенку. В этом году собеседование включает решение творческих задач. «Если человек не может решить задачу, мы даем ему подсказки, – рассказал Александр Бегунц. – Проверяем, можем ли мы установить контакт с этим ребенком. На собеседовании пытаемся понять, будет ли полезно данному школьнику то, как мы учим, подходит ли это ему. Ведь, возможно, в других условиях он может показать лучший результат».
Особенность этих классов – «выращивание» будущих ученых и исследователей, способных проявить себя в широком спектре областей знаний. Здесь в большей степени готовят «бегунов на длинную дистанцию», их не перекармливают математикой, они не должны перегореть. В 11 классе ребята должны быть на пике формы, чтобы лучшие результаты, в том числе победы в олимпиадах, были именно в последний школьный год (отметим, что практически ежегодно несколько выпускников матклассов получают 100 баллов на ЕГЭ по математике, а средний балл по матклассу приближается к 90). Для достижения таких результатов учеба в этой школе тесно связана с творческим и спортивным развитием. Здесь любят походы, а зимние и летние математические лагеря – это сочетание интересных и полезных занятий и активного отдыха. И вообще в этой школе нацелены на всестороннее развитие личности: в математических классах работают сильные учителя по гуманитарным и естественно-научным предметам.
Учителя этой школы считают, что командные соревнования демонстрируют, что к решению задачи можно подходить с разных сторон. Это предвестник будущих университетских семинаров.
В зимних и летних математических лагерях тоже проходят спортивные и интеллектуальные игры на сплочение коллектива. По словам Александра Бегунца, учителя ставят перед собой задачу гармоничного развития каждого школьника. «Мы считаем, что никакие результаты, никакие победы в олимпиадах не могут компенсировать негармоничное развитие. Плохо, если ребенок не умеет общаться со сверстниками, строить отношения, а, скажем, классный руководитель закрывает на это глаза. Одаренный в науке человек обязательно должен иметь и другие интересы в жизни. Тогда он будет успешным». Поэтому ученики матклассов побеждают в олимпиадах не только по математике, но и по самым разным предметам (сейчас один школьник поедет на заключительный этап Всероссийской олимпиады по французскому языку). И поступают не только на мехмат МГУ или матфак Высшей школы экономики, но и на биофак, химфак, даже на филфак МГУ – на отделение структурной и прикладной лингвистики.
Удобно, что в этой школе, начиная с восьмого класса, существуют технологические классы, которые в десятом «превращаются» в профильные инженерные. Ребята из математического класса, которым становится тяжеловато заниматься чрезвычайно углубленной математикой, могут перейти в инженерный класс: там тоже сильная математика, но предлагается более практико-ориентированный подход, нацеленный на подготовку будущих студентов ведущих инженерных вузов.
Дарья Новожилова, 9 «Н». Когда я пришла в этот класс, меня удивило, что вся школа как одна большая семья. Людей немного, и все друг друга знают. Учителя как наставники, как вторые родители для всех нас. Это невероятное чувство сплоченности всей школы.
Иван Чечкин, 9 «Н». Каждый день – открытие. Прекрасные дружелюбные одноклассники, помогающие разобраться с некоторыми задачами. В этой школе учились мои брат и сестра, они очень много хорошего о ней рассказывали.
Настя Махова, 9 «Н». Такой концентрации хороших, интеллигентных людей я еще не видела: ни в прошлой школе, ни в лагерях. Учителя к нам относятся как ко взрослым, и это мне очень нравится.
Никита Пучков, 9 «Н». В прошлой школе я делал уроки на переменке и получал пятерки, здесь же надо максимально напрячься.
Кристина Тюрина, 9 «М». Зимний лагерь принес бурю эмоций абсолютно всем. Спортивные игры и занятия заставили меня заняться делом и наполнить свою жизнь красками. Учась в такой школе, даже самый унылый станет общительным, веселым человеком с высокой целью в жизни!
Диана Астрелина, 9 «М». Пойти в 54 школу я хотела еще с первого класса – с того момента, когда туда поступила моя сестра. Я хотела попасть в эту атмосферу дружбы и взаимопонимания, всегда с удовольствием слушала ее рассказы про походы, интересные уроки и школьные посиделки. С тех пор, как я сюда поступила, у меня закончилось время для бесполезных занятий: на всех долгих, «праздничных» выходных и каникулах школа организует увлекательные мероприятия. Я не устаю радоваться и удивляться тому, что школа продолжает эти замечательные традиции! 54 школа – одна большая дружная семья.