Наталья Иванова-Гладильщикова 11 апреля 2018 |
Вот уже несколько лет в Москве работает проект «Медицинский класс в московской школе». Таких уже больше 70. Но биомедицинский класс – нечто другое. Главная его задача – комплексное изучение современной биологии, которое требует по-настоящему глубокого погружения в химию, физику, математику и другие науки. Программа в таком классе кардинально отличается от классической школьной биологии, в рамках которой проходят ботанику, зоологию и анатомию. Точкой отсчета является не организм, а клетка. То есть материал дается от меньшего к большему, повторяя эволюцию жизни на планете.
Особое внимание в биомедицинском классе уделяется практическим занятиям, которые помогают овладеть современными методами работы в биотехнологических лабораториях. Часть уроков, посвященных классической биологии, проводится на биофаке МГУ и на его биостанциях. Занятия по молекулярной биологии и биохимии организованы на базе МГУ, Института общей генетики и Института биоорганической химии РАН. Да и сама программа биомедицинского класса реализуется совместно с МГУ, Российским национальным исследовательским университетом имени Н. И. Пирогова, Институтом общей генетики имени Н. И. Вавилова и Институтом биоорганической химии РАН.
Ряд занятий проводится в Центре педагогического мастерства,
где оборудованы лаборатории, в которых готовится сборная Москвы, блестяще
выступающая в последние годы на российских и международных олимпиадах по
биологии.
С изучением биологии тут тесно связаны и другие предметы. Например, программа по химии совсем не похожа на классическую школьную. Так, для лучшего понимания биологических процессов на молекулярном уровне материал по строению атома дается раньше, чем в обычной программе. Еще отличие: краткий курс органической химии преподается уже в 9 классе, а в 10-м он раскрывается гораздо шире. Много времени уделяется эксперименту. Математика здесь тоже адаптирована под нужды биомедицинского класса: в курсе алгебры ученики осваивают различные математические модели, которые описывают биологические процессы. В математический модуль включен курс статистики, поскольку с помощью статистических инструментов анализа данных можно более точно описывать математические модели, изучаемые в курсе алгебры. И геометрия отличается от традиционной школьной: для учеников биомедицинских классов очень важно уметь визуализировать сложные пространственные объекты, например, биологические молекулы. Поэтому стереометрия появляется раньше обычного и дается вначале на наглядном уровне.
Курс информатики тоже другой. Ведь ученым в современных
биологических лабораториях приходится сталкиваться с большими базами данных и с
обработкой массивов информации. Информатика преподается в этих классах так,
чтобы ребята научились не только работать с онлайн-банками разных структур, но
и описывать многочисленные биологические модели (структура укладки белка, форма
вирионов вируса и др.). Интересно, что в курсе информатики дается большое
количество инструментов для успешного анализа статистических данных.
Кстати, преподавание биологии ведется с опорой на специальное мобильное приложение, основанное на одном из самых современных учебных пособий по биологии «Campbell Biology», и, чтобы пораньше начать работать не с переводом, а с оригинальной книгой, английский язык в биомедицинском классе также преподается иначе, чем в обычном. Будущим биологам и докторам требуется знание научного английского: один из трех часов посвящен работе с научными статьями, биологической лексике и анализу научно-популярных лекций (на английском языке).
Даже физкультура в таком классе не похожа на привычный нам урок: курс основан на туризме, и это связано с выездными биологическими экспедициями. Ребят учат ставить палатки, разводить костер, осваивать переправы. А в ОБЖ основной упор сделан на оказание первой медицинской помощи.
Состав преподавателей впечатляет. Среди них Вадим Еремин, доктор физико-математических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области образования; Андрей Дроздов, кандидат химических наук, доцент химфака МГУ, тренер олимпиадной сборной Москвы по химии; Виктория Лавренова, победитель международной биологической олимпиады, лауреат премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи, тренер олимпиадной сборной Москвы по биологии; Артем Лысенков, сотрудник лаборатории прототипирования и испытаний биотехнологических разработок биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, методист ЦПМ.
Сергей Лукьянов, ректор Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова, на вопрос, интересен ли ему биомедицинский класс и видит ли он в его выпускниках своих потенциальных абитуриентов, ответил: «Нам это очень интересно. Это правильная стратегия. Ведь наша профессия на стыке нескольких наук: биологии, физики, химии… Дело в том, что мы готовим ребят к такой области, как медицина в связке с наукой. И тут очень важно получить исходно профилированных студентов. Не просто тех, кто мечтает стать «айболитом», а тех, кто глубже погружается в тему. Это нужно делать на уровне школ, потому что, когда они приходят в вуз, там их ожидает довольно большая нагрузка. И обидно, когда ребята в середине учебы не выдерживают или понимают, что это далеко от их представления об этой профессии. Медицина – это и огромные нервные нагрузки: операции, трупы. А тут ребята уже в школе могут понять, почувствовать их ли это дело или нет. Кроме того, базовая программа по биологии для будущего медика недостаточна. А в вузе нагрузки зашкаливают: высшая математика, физика, химия. Поэтому мы хотим, чтобы ребята были заранее более подготовленными. А это обеспечивают спецклассы. Ведь врач обязан быть понимающим человеком и в физике, и в химии, и в математике. Он должен на углубленном уровне разбираться в фармакологии, химии, сложном медоборудовании, томографии… В вузе уже поздно с нуля включаться в это.
Именно такой класс организован в 57-й школе, которая изначально известна своим математическим направлением. И теперь в этих классах математика будет на высшем уровне. Я вообще считаю, что гимназии должны быть многопрофильными. Там лучшие преподаватели перекрывают друг друга. Какой интерес сильным математикам работать в чисто биологической школе? А тут у биологов будут преподавать прекрасные математики, а у математиков – сильные биологи. Ждем к себе будущих выпускников этих классов и надеемся на успех. Это очень правильно – начинать в школе».
Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства, сказал: «Этот проект для нас пилотный и очень важный. На базе ЦПМ разработаны и успешно применяются учебные материалы, по которым в кружках, на сборах учатся ребята со всей Москвы. И московская сборная, которая еще несколько лет назад показывала скромные результаты, сейчас доминирует на всероссийском уровне. И пилот с 57 школой позволит, объединив усилия, сделать и апробировать материалы, которые смогут использовать школы города как при открытии аналогичных классов, так и в качестве модулей в проектах медицинских и инженерных классов. Материалы будут доступны в электронной форме».
15 апреля в Центре педагогического мастерства при поддержке биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и РНИМУ имени Н. И. Пирогова состоится Биомедицинский праздник. В прошлом году на него пришло 200 человек. Андрей Блохин, учащийся биомедицинского класса 57 школы, считает, что это очень интересное мероприятие: «Когда год назад я узнал об этом празднике, я не очень понимал, как может совмещаться наука и праздник. На деле же выяснилось, что это увлекательные лекции и мастер-классы, только и успевай перебежать из одного кабинета в другой. Больше всего мне запомнились мастер-класс по наложению гипса на кисть и лекция про генетику. Она не была похожа на занудный доклад. Из нее я понял, насколько перспективна и важна эта наука, а также получил много знаний, которые впоследствии мне пригодились в биомедицинском классе. После посещения этого праздника, мои сомнения по поводу поступления в такой класс пропали».
Лиза Дондэ, восьмиклассница школы №1535, рассказала, что
много раз бывала на разных олимпиадах, праздниках и конкурсах, связанных с
биологией, химией и медициной, но самый запоминающийся и интересный праздник
был в Центре педагогического мастерства: «Там было невероятное количество
уникальных лекций, опытов, мастер-классов и просто интересных людей, от которых
ты можешь получить новые знания. В прошлом году я успела побывать почти на всех
лекциях. Лекторы смогли заинтересовать темой рассказа, донести знания так,
чтобы это была не нудная однообразная речь со слайдами презентации, а
интересный рассказ с живыми примерами и новой, а главное, нужной и актуальной
информацией. Всем советую посетить этот праздник в этом году! Будет весело и
интересно».
Памятные призы на олимпиаду в рамках Биомедицинского
праздника предоставляет фирма BIOCAD – лидер отрасли медицинских биотехнологий
в нашей стране. Александра Глазкова, вице-президент по HR и PR BIOCAD, считает:
«Биотехнологии, в частности, биомедицина являются передовыми направлениями
науки и бизнеса. Отрасль растет очень быстрыми темпами, показывая ежегодный
синергетический эффект в развитии. Сегодня уже можно говорить, что
биотехнологии развиваются быстрее IT. Политика BIOCAD в области персонала
носит стратегический характер. Мы понимаем, что только уделяя внимание
образованию в нашей сфере, начиная со школ, мы сможем в будущем привлекать
таланты в свою отрасль, на проекты, результаты от которых могут в будущем
спасти многие жизни. Биомедицинский праздник – это образец мероприятия по
популяризации новых трендов в биомедицине среди молодого поколения. Очень
приятно поддерживать это событие и видеть горящие глаза школьников».
P.S. Как нам рассказал директор 57 школы, Михаил Случ: «Мы
продолжаем начатый в прошлом году эксперимент и формируем еще один
биомедицинский восьмой класс, особенностью которого является внимание к
биологическим процессам на молекулярном и клеточном уровне, а, следовательно, к
химии и физике. Мы приглашаем тех, кто любит биологию и готов много и упорно
работать. Конкурсные испытания уже начались».