Москва
Интервью

Потрогали метеорит и расплавили галлий: необыкновенный урок в Минералогическом музее

В Москве проводится пилотный проект, в рамках которого научные институты организуют уроки для младшеклассников. Olimpiada.ru посетила урок окружающего мира в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН вместе с 3 «Э» классом 57 школы и расспросила участников о впечатлениях.
Ксения Донская 14 мая 2018
 Физика Химияи еще 2 предмета
О том, готовы ли серьезные научные институты принимать с распростертыми объятиями шумных третьеклашек и чему они могут там научиться, нам перед началом урока рассказал директор Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН Павел Юрьевич Плечов.

Чем урок в музее отличается от экскурсии?

Мы экспериментируем и пытаемся найти форматы, которые позволят школьникам понять то, что находится вокруг них. В школе есть предметы, которые так или иначе связаны с миром минералов: природоведение, география, химия, физика. Об этом мало кто знает, но первые физики были минералогами, и многие законы химии и физики вышли именно из изучения минералов. С помощью уроков в музее мы стараемся найти форму закрепления материала, который дети узнали в школе. Сегодня мы им покажем и даже дадим потрогать то, о чем им рассказывали в классе. А в будущем нам бы хотелось разработать несколько программ для разных параллелей и в разных направлениях.

А каким образом вы составляете программу урока?

Обычно это происходит адаптивно. Естественно, рамки того, что мы можем рассказывать, очень широки и ни одного урока не хватит, чтобы показать все, что у нас есть. Поэтому мы смотрим на конкретных школьников и опираемся на пожелания учителей начальных школ. Неделю назад мы проводили пробное занятие и получили обратную связь. Кроме того, мы работали в тесном контакте с Романом Борисовичем Соловьевым, он преподает окружающий мир в классе, который сегодня к нам приходит.

О чем будет сегодняшний урок?

Публикация 756
Мы рассмотрим некие физические свойства природы. На примере метеоритов я объясню детям, что такое ядро и мантия Земли, а во время мастер-класса покажу разницу между жидким, твердым и кристаллическим состояниями, мы сравним твердость разных веществ. 
И, конечно, я постараюсь использовать те слова и минералы, которые у всех на слуху: кварц, топаз, алмаз, берилл и так далее.

Насколько, по вашему мнению, ваш музей приспособлен для младшеклассников? Они все-таки довольно беспокойные ребята.

У нас потрясающий музей, один из крупнейших в мире, а еще это одна из старейших научных организаций в России. С одной стороны, это большая ответственность, но с другой, это нам и помогает. Наш музей как храм: даже непоседы здесь притихают и начинают смотреть и слушать, они впитывают эту атмосферу и приобщаются к той культуре, истории, науке, которая тут есть. У нас проходит очень много экскурсий и праздников и для младшеклассников, и для дошкольников, и они всегда ведут себя спокойно. Хотя после часто выходят и начинают бегать и играть в снежки и в догонялки, но в музее никто не шумит.

Как вам кажется, действительно ли существует такая тенденция, что музеи в последние годы становятся ближе к людям?

Да, и мы, например, предпринимаем для этого все усилия. С одной стороны, мы сейчас очень много делаем в науке: наш музей попал в первую категорию научных организаций (в России таких всего 140), мы поставили мировой рекорд по количеству находок новых минералов: за последние пять лет открыли более ста. Это очень высокий мировой уровень. С другой стороны, мы стараемся быть ближе к широким слоям населения. Мы должны объяснять то, чем мы занимаемся, нельзя забывать, что это тоже наше призвание.

«Образование – это не всегда только знания»

Мы поговорили с сотрудником Центра педагогического мастерства, разработчиком курса по окружающему миру и преподавателем этого предмета в школе 57 Романом Борисовичем Соловьевым о том, в чем главная цель уроков в музее и что такие необычные мероприятия дают детям.

Для вашего класса это первый урок в музее или вы часто их посещаете?

С этим классом в Минералогическом музее мы впервые, а вообще стараемся, конечно, ходить постоянно. Если есть такая возможность закрепить материал, показать школьникам вживую то, что мы видели на фотографиях, то, что я им описывал словами, то эту возможность надо использовать.

Музей достаточно серьезный, академический, насколько ребятам тут интересно?

Да, конечно, музей научный, но у всякой науки есть популярная сторона. Если делать хорошую популярную науку, то за академичностью всегда проступит ясность, любовь к юному исследователю и понимание того, что ему нужно.

То есть, пробудить в ребятах интерес к науке – одна из целей сегодняшнего урока?

Безусловно. Главная моя задача как учителя  повторить то, что мы учили. Но если экскурсия хороша, если экскурсию ведет действительно глубокий, серьезный ученый, то он всегда заразит детей любовью к науке. А сегодня урок проводил Павел Юрьевич Плечов, ученый с мировым именем, так что о чем тут говорить.

По вашему опыту, что такие уроки в музее дают ученикам? Это как-то влияет на их результаты в школе?

Это сложный вопрос. Безусловно, они здесь получают знания. Но образование  это не всегда только знания и даже не всегда только структурированные знания. Образование – это некоторый целостный образ, составленный из этих знаний, это некоторый гештальт. Для гештальта как раз очень важно сюда приходить. Если человек забывает какую-то конкретику, это нестрашно, все равно у него в голове остается целостный образ этого музея, его витрин, этих минералов. Это и есть образование.

Плавили, царапали, били молотком

После урока ребята рассказали, что им понравилось больше всего.

Леонид

Сегодня мы побывали в музее, где были всякие редкие штучки, мне здесь больше всего понравился алмаз и водопад с разными драгоценностями. Меня удивило то, что у одного вещества может быть куча разных форм и разных цветов. Это очень прикольно!

Федя

Мы смотрели разные минералы, нам про них рассказывали, это было очень интересно. Больше всего мне запомнились большие и красивые объекты, например, сера. Она мне понравилась даже больше, чем алмазы, потому что они маленькие.

Леша

Мне больше всего запомнился, наверное, малахит и поделки из него. Еще мы сегодня плавили металл, а потом он снова становился твердым. Мне очень понравилось бить камни молотком: мы смотрели, насколько они прочные.

Саша

Сегодня было много интересного, я многого не знал. Мне понравились красивые кристаллы и поделки из камней, больше всего запомнилась поделка «Рождение Чужого». А еще мы делали опыты и смотрели, какие минералы можно поцарапать, а какие – нет.

Женя

Мне, наверное, больше всего понравился метеорит: он и из железа, и из камня. Еще меня очень впечатлили большие минералы, особенно большой аметист. Было интересно, когда мы кололи разные камни и проверяли их на прочность, а еще можно было взять осколочек себе в коллекцию, я взяла несколько. Еще мне очень понравилось, что этому музею все дарили свои камни и тут, например, есть что-то из коллекции Петра Первого.