Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Array
(
    [REDIRECT_STATUS] => 200
    [HTTP_X_REAL_IP] => 34.204.171.214
    [HTTP_HOST] => olimpiada.ru
    [HTTP_X_FORWARDED_FOR] => 34.204.171.214
    [HTTP_X_FORWARDED_PROTO] => https
    [HTTP_CONNECTION] => close
    [HTTP_USER_AGENT] => CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)
    [HTTP_ACCEPT] => text/html,application/xhtml+xml,application/xml;q=0.9,*/*;q=0.8
    [HTTP_ACCEPT_LANGUAGE] => en-US,en;q=0.5
    [HTTP_IF_MODIFIED_SINCE] => Wed, 13 Nov 2019 06:34:33 EST
    [HTTP_ACCEPT_ENCODING] => br,gzip
    [PATH] => /usr/local/sbin:/usr/local/bin:/usr/sbin:/usr/bin:/sbin:/bin
    [SERVER_SIGNATURE] => 
Apache/2.4.18 (Ubuntu) Server at olimpiada.ru Port 80
[SERVER_SOFTWARE] => Apache/2.4.18 (Ubuntu) [SERVER_NAME] => olimpiada.ru [SERVER_ADDR] => 10.6.17.9 [SERVER_PORT] => 80 [REMOTE_ADDR] => 10.6.17.2 [DOCUMENT_ROOT] => /home/www/sites/new_olimp [REQUEST_SCHEME] => http [CONTEXT_PREFIX] => [CONTEXT_DOCUMENT_ROOT] => /home/www/sites/new_olimp [SERVER_ADMIN] => webmaster@localhost [SCRIPT_FILENAME] => /home/www/sites/new_olimp/index.php [REMOTE_PORT] => 45484 [REDIRECT_URL] => /article/841 [GATEWAY_INTERFACE] => CGI/1.1 [SERVER_PROTOCOL] => HTTP/1.0 [REQUEST_METHOD] => GET [QUERY_STRING] => [REQUEST_URI] => /article/841 [SCRIPT_NAME] => /index.php [PHP_SELF] => /index.php [REQUEST_TIME_FLOAT] => 1585427104.958 [REQUEST_TIME] => 1585427104 ) Array ( [Set-Cookie] => lastpage=%2Farticle%2F841; expires=Sat, 28-Mar-2020 21:25:04 GMT; Max-Age=3600; path=/ [Expires] => Thu, 19 Nov 1981 08:52:00 GMT [Cache-Control] => no-store, no-cache, must-revalidate [Pragma] => no-cache [Vary] => Accept-Encoding [Content-Encoding] => gzip ) Array ( [X-Real-IP] => 34.204.171.214 [Host] => olimpiada.ru [X-Forwarded-For] => 34.204.171.214 [X-Forwarded-Proto] => https [Connection] => close [User-Agent] => CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/) [Accept] => text/html,application/xhtml+xml,application/xml;q=0.9,*/*;q=0.8 [Accept-Language] => en-US,en;q=0.5 [If-Modified-Since] => Wed, 13 Nov 2019 06:34:33 EST [Accept-Encoding] => br,gzip )
Интервью

Помочь лучшим стать еще лучше: главный тренер сборной России по математике о подготовке к международной олимпиаде

В середине июля российские школьники вернулись с Международной математической олимпиады с пятью золотыми медалями и одной серебряной. В неофициальном зачете сборная заняла второе место, уступив команде США; на третьей ступени оказался Китай, который обычно считается одним из фаворитов соревнования. Последний раз столь же успешно Россия выступала в 2010 году. О том, как изменились отбор и подготовка ребят к олимпиаде, что такое «Гробарий» и чем «славянские» задания отличаются от «азиатских», рассказал главный тренер сборной, учитель математики петербургского лицея № 239 Кирилл Сухов.
Ксения Донская 6 августа 2018
 Математика

Вы предполагали, что в этом году сборная попадет в число лучших? 

В некотором смысле. В этом году нам надо было войти в топ-5. И после туров у нас было ощущение, что мы попали в четверку, но оказалось, что ребята выступили даже лучше, чем мы ожидали, и заняли второе место, хотя мы практически были уверены, что будем на третьем.

То есть, вам казалось, что на втором месте будет Китай?

Да. Но дело в том, что на международной олимпиаде сложная процедура объявления результатов: никто ничьи баллы не знает до самого конца.

Поэтому мы и думали, что у Китая на пару баллов больше, чем у нас. Но стоит признать, что мы и третьим местом были бы вполне довольны на фоне прошлогоднего одиннадцатого. Да и в предыдущие годы мы были на седьмом-восьмом, что тоже нельзя назвать нормальным результатом.

Как я поняла, вы провели целую реформу подготовки к олимпиаде. Можете рассказать, что изменилось?

Во-первых, изменилась система отбора. Изначально дети у нас отбираются по результатам Всероссийской олимпиады школьников по математике. Они попадают на летние сборы, затем – на зимние, где получают баллы, и после этого складывается группа кандидатов, которые потом ездят на все оставшиеся олимпиады. В итоге мы получаем результаты четырех олимпиад: Всероссийской, Romanian Master, зимних и майских сборов, потом эти результаты складываются, и так мы отбираем ребят в сборную. Для случаев, когда у кандидатов примерно равное количество баллов, прописан алгоритм, какие результаты считать более важными. Правила всем известны, и никаких разговоров о том, что что-то сделано неправильно, после этого быть не может.

А как ребят отбирали раньше?

Раньше была более сложная схема. Проходило голосование, и тренерский совет решал: этого мы берем, этого не берем. Если исходить из того, что все всё прекрасно знают про детей, всем понятно, кто как выступит, то это голосование – более правильная вещь. Но к сожалению, в таком случае школьнику непонятна ценность каждого конкретного мероприятия. Ему неясно, что лучше: выложиться полностью на Всероссийской олимпиаде или на зимних сборах? Или, например, Вася набрал на три балла больше на одной олимпиаде, Петя – на три балла больше на другой, и что делать в таком случае? А сейчас в правилах оговорено, что важнее. Поэтому сейчас система стала проще, она избавляет от ненужных разговоров и, как мне кажется, добавляет спорта, ведь все-таки сама олимпиада – это спортивное мероприятие, надо это учитывать.

Произошли ли какие-то перемены в плане подготовки?

Мы добавили задания, которые ребята решают в течение года. Раньше у нас школьник приезжал на летние сборы, а в следующий раз мы его видели только в декабре, а потом – вообще на Всероссийской олимпиаде в апреле. То есть, получается, что между этими мероприятиями он был предоставлен сам себе. Понятно, что многие ребята занимались со своими региональными тренерами, ездили на турниры, на другие олимпиады. Но некоторые, если говорить по-простому, пинали балду, ничего не делали. А сейчас им рассылаются задания, и они, конечно, абсолютно добровольные, но они есть. Теперь у школьника нет возможности скучать: он все время на контакте с тренерским штабом, где у нас очень крутые преподаватели: Илья Богданов, Владимир Брагин, Павел Кожевников, Федор Петров, а к сборам мы привлекаем и многих других. И получается, что постоянно происходит какая-то движуха, которая погружает школьника в атмосферу подготовки: он либо выполняет задания, либо слушает разбор, либо встречается с преподавателями. Нет такого, что он приезжает на сборы, и ему надо неделю въезжать, потому что до этого он непрерывно с пацанами гонял в футбол или играл в “доту”; он все время включен в процесс и все время что-то делает. Плюс мы добавили так называемый «Гробарий», это такой конкурс по решению сложных задач, которые требуют длительных умственных усилий, они не решаются за час, а многие и за три. На школьных и городских кружках часто просто нет возможности давать такие задания. А это очень важно, ведь чтобы научиться решать сложную задачу за четыре часа, сначала надо научиться ее решать за двадцать часов. К сожалению, я бы не сказал, что наши школьники оценили этот конкурс по достоинству, но я думаю, что он еще покажет себя.

У команды получилась довольно внушительная география: Москва, Питер, Киров, Челябинск. Сложно ли тренировать сборную, когда ее участники живут в разных городах?

Абсолютно нет, если мне нужно что-то всем им рассказать, то интернет позволяет это сделать за считанные минуты. Если раньше, чтобы прочитать лекцию школьникам, мне нужно было собирать их где-нибудь, потом ехать и что-то им рассказывать, то сейчас я могу просто поставить ноутбук на полку, включить камеру и транслировать в YouTube разбор, а ребята будут смотреть, задавать в чате вопросы. При этом они получают знания в полном объеме, находясь в более комфортной среде. Кроме того, когда дети из разных мест, они занимаются у разных преподавателей и могут при встрече друг друга чему-то научить. И они постоянно встречаются; в этом году, например, помимо отборочных сборов у нас все кандидаты перед Всероссийской побывали на сборах либо в Москве, либо в Петербурге, чего раньше никогда не было, за это хочется поблагодарить организации, которые нам много помогали: Центр педагогического мастерства, образовательный центр «Сириус», Президентский лицей №239.

Как вам кажется, результат этого года – это систематическая победа, либо причина, в том числе, в удачных заданиях, к которым наши ребята оказались лучше готовы, чем участники из других стран?

Конечно, элемент случайности есть, в чем-то нам повезло. Я бы сказал, что задачи в этом году были более «славянские», чем обычно. Даже если мы посмотрим на результаты, то увидим на четвертом месте Украину, а у азиатов в этом году дела похуже. То есть, на этот раз все-таки задачи были более наши, родные…

А они как-то различаются по типажам?

У азиатов задания более технические, в них нужно больше работать руками. А у нас больше ценятся задания на «подумать». Не могу сказать, что в этот раз были какие-то совсем характерные задачи, но судя по результатам, все же что-то такое присутствовало. С другой стороны, можно было бы говорить о чистой случайности, если бы мы заняли, например, шестое место. А в нашей ситуации, уверен, сказалась работа: и наша, и школьников. Мне кажется, что наши занятия в течение года повлияли на то, как ребята решили простые задачи: там у нас почти по всем заданиям полный балл. А в конце летних сборов мы много работали над сложными задачами, в том числе, смотрели, как получить баллы, даже если не можешь их решить, что писать, что не писать.

Какая у вас была реакция, когда вы поняли, что у сборной второе место?

Мы, конечно, обрадовались, потому что думали, что будем на третьем. Пожали друг другу руки, поулыбались, написали в социальные сети, что очень классно поработали, и успокоились.

Какая у вас сдержанная радость! Я бы, наверное, праздновала потом неделю.

А что неделю праздновать? Надо уже к следующему году готовиться, работать, хорошо поработал – получился хороший результат. Конечно, было приятно: мне написали ребята, с которыми мы давно не общались, поздравили, сказали, что классно, здорово, замечательно. Безусловно, и тренерам приятно, и ребятам, и тем, кто за них болеет. Выступления трех последних лет были неудовлетворительными, этого никто не отрицает.

Но в этом году вышло гораздо лучше. А дальше будем работать и посмотрим, что получится.

Какие у вас прогнозы на следующий год?

Во-первых, в следующем году у нас почти все дети будут другие, потому что в этом в сборной было пятеро одиннадцатиклассников и один десятиклассник, соответственно, только один будет старый боец, если, конечно, пройдет. А дальше все будет зависеть от того, как ребята поработают в течение года, насколько сильно будет их желание победить. С олимпиадой может сложиться по-всякому, может даже такое быть, что результаты будут принципиально хуже. Но я надеюсь, что все сложится замечательно. На самом деле, главное не место, а чтобы каждый школьник понимал, что он сделал все, что мог. Главное, чтобы мы отобрали лучших, и чтобы у каждого из них в течение года была возможность стать еще лучше. А целиться в какие-то конкретные места – это лишнее.

Еще по теме
   
Комментариев пока нет. Выскажитесь первым