Ксения Донская 6 августа 2018 |
В некотором смысле. В этом году нам надо было войти в топ-5. И после туров у нас было ощущение, что мы попали в четверку, но оказалось, что ребята выступили даже лучше, чем мы ожидали, и заняли второе место, хотя мы практически были уверены, что будем на третьем.
Да. Но дело в том, что на международной олимпиаде сложная процедура объявления результатов: никто ничьи баллы не знает до самого конца.
Во-первых, изменилась система отбора. Изначально дети у нас отбираются по результатам Всероссийской олимпиады школьников по математике. Они попадают на летние сборы, затем – на зимние, где получают баллы, и после этого складывается группа кандидатов, которые потом ездят на все оставшиеся олимпиады. В итоге мы получаем результаты четырех олимпиад: Всероссийской, Romanian Master, зимних и майских сборов, потом эти результаты складываются, и так мы отбираем ребят в сборную. Для случаев, когда у кандидатов примерно равное количество баллов, прописан алгоритм, какие результаты считать более важными. Правила всем известны, и никаких разговоров о том, что что-то сделано неправильно, после этого быть не может.
Раньше была более сложная схема. Проходило голосование, и тренерский совет решал: этого мы берем, этого не берем. Если исходить из того, что все всё прекрасно знают про детей, всем понятно, кто как выступит, то это голосование – более правильная вещь. Но к сожалению, в таком случае школьнику непонятна ценность каждого конкретного мероприятия. Ему неясно, что лучше: выложиться полностью на Всероссийской олимпиаде или на зимних сборах? Или, например, Вася набрал на три балла больше на одной олимпиаде, Петя – на три балла больше на другой, и что делать в таком случае? А сейчас в правилах оговорено, что важнее. Поэтому сейчас система стала проще, она избавляет от ненужных разговоров и, как мне кажется, добавляет спорта, ведь все-таки сама олимпиада – это спортивное мероприятие, надо это учитывать.
Мы добавили задания, которые ребята решают в течение года. Раньше у нас школьник приезжал на летние сборы, а в следующий раз мы его видели только в декабре, а потом – вообще на Всероссийской олимпиаде в апреле. То есть, получается, что между этими мероприятиями он был предоставлен сам себе. Понятно, что многие ребята занимались со своими региональными тренерами, ездили на турниры, на другие олимпиады. Но некоторые, если говорить по-простому, пинали балду, ничего не делали. А сейчас им рассылаются задания, и они, конечно, абсолютно добровольные, но они есть. Теперь у школьника нет возможности скучать: он все время на контакте с тренерским штабом, где у нас очень крутые преподаватели: Илья Богданов, Владимир Брагин, Павел Кожевников, Федор Петров, а к сборам мы привлекаем и многих других. И получается, что постоянно происходит какая-то движуха, которая погружает школьника в атмосферу подготовки: он либо выполняет задания, либо слушает разбор, либо встречается с преподавателями. Нет такого, что он приезжает на сборы, и ему надо неделю въезжать, потому что до этого он непрерывно с пацанами гонял в футбол или играл в “доту”; он все время включен в процесс и все время что-то делает. Плюс мы добавили так называемый «Гробарий», это такой конкурс по решению сложных задач, которые требуют длительных умственных усилий, они не решаются за час, а многие и за три. На школьных и городских кружках часто просто нет возможности давать такие задания. А это очень важно, ведь чтобы научиться решать сложную задачу за четыре часа, сначала надо научиться ее решать за двадцать часов. К сожалению, я бы не сказал, что наши школьники оценили этот конкурс по достоинству, но я думаю, что он еще покажет себя.
Абсолютно нет, если мне нужно что-то всем им рассказать, то интернет позволяет это сделать за считанные минуты. Если раньше, чтобы прочитать лекцию школьникам, мне нужно было собирать их где-нибудь, потом ехать и что-то им рассказывать, то сейчас я могу просто поставить ноутбук на полку, включить камеру и транслировать в YouTube разбор, а ребята будут смотреть, задавать в чате вопросы. При этом они получают знания в полном объеме, находясь в более комфортной среде. Кроме того, когда дети из разных мест, они занимаются у разных преподавателей и могут при встрече друг друга чему-то научить. И они постоянно встречаются; в этом году, например, помимо отборочных сборов у нас все кандидаты перед Всероссийской побывали на сборах либо в Москве, либо в Петербурге, чего раньше никогда не было, за это хочется поблагодарить организации, которые нам много помогали: Центр педагогического мастерства, образовательный центр «Сириус», Президентский лицей №239.
Конечно, элемент случайности есть, в чем-то нам повезло. Я бы сказал, что задачи в этом году были более «славянские», чем обычно. Даже если мы посмотрим на результаты, то увидим на четвертом месте Украину, а у азиатов в этом году дела похуже. То есть, на этот раз все-таки задачи были более наши, родные…
У азиатов задания более технические, в них нужно больше работать руками. А у нас больше ценятся задания на «подумать». Не могу сказать, что в этот раз были какие-то совсем характерные задачи, но судя по результатам, все же что-то такое присутствовало. С другой стороны, можно было бы говорить о чистой случайности, если бы мы заняли, например, шестое место. А в нашей ситуации, уверен, сказалась работа: и наша, и школьников. Мне кажется, что наши занятия в течение года повлияли на то, как ребята решили простые задачи: там у нас почти по всем заданиям полный балл. А в конце летних сборов мы много работали над сложными задачами, в том числе, смотрели, как получить баллы, даже если не можешь их решить, что писать, что не писать.
Мы, конечно, обрадовались, потому что думали, что будем на третьем. Пожали друг другу руки, поулыбались, написали в социальные сети, что очень классно поработали, и успокоились.
А что неделю праздновать? Надо уже к следующему году готовиться, работать, хорошо поработал – получился хороший результат. Конечно, было приятно: мне написали ребята, с которыми мы давно не общались, поздравили, сказали, что классно, здорово, замечательно. Безусловно, и тренерам приятно, и ребятам, и тем, кто за них болеет. Выступления трех последних лет были неудовлетворительными, этого никто не отрицает.
Во-первых, в следующем году у нас почти все дети будут другие, потому что в этом в сборной было пятеро одиннадцатиклассников и один десятиклассник, соответственно, только один будет старый боец, если, конечно, пройдет. А дальше все будет зависеть от того, как ребята поработают в течение года, насколько сильно будет их желание победить. С олимпиадой может сложиться по-всякому, может даже такое быть, что результаты будут принципиально хуже. Но я надеюсь, что все сложится замечательно. На самом деле, главное не место, а чтобы каждый школьник понимал, что он сделал все, что мог. Главное, чтобы мы отобрали лучших, и чтобы у каждого из них в течение года была возможность стать еще лучше. А целиться в какие-то конкретные места – это лишнее.