Москва
Интервью

Олимпиады по-словацки: интервью с тренером национальной сборной по физике Любомиром Конрадом

Недавно в Москве прошла третья Олимпиада мегаполисов, на которую съехались команды из 33 крупных городов мира. Мы воспользовались случаем и расспросили международное жюри о том, какие интеллектуальные соревнования проводятся в их странах. Как готовят талантливых ребят в Словакии, с какими трудностями сталкиваются любители олимпиад и к каким новым направлениям в физике стоит присмотреться, рассказал доктор педагогических наук, заместитель председателя оргкомитета олимпиады по физике Словацкой Республики, тренер национальной сборной, лидер команды Словакии на Международной физической олимпиаде Любомир Конрад.
Ксения Донская 18 сентября 2018
 Математика Информатикаи еще 2 предмета

В этом году вы уже в третий раз участвуете в Олимпиаде мегаполисов. Как, с вашей точки зрения, изменилось соревнование за эти годы?

Когда мы впервые сюда приехали, было не очень понятно, что нас ждет, как будет выглядеть олимпиада, какие будут задачи, сколько ребят примут участие, понравится ли им. Но теперь я могу сказать, что олимпиада удалась, она развивается, и в будущем, как мне кажется, сюда будут приезжать команды из новых стран и городов.

Как вам кажется, что ее отличает от других международных соревнований помимо принципа отбора участников?

Я могу говорить за свой предмет, то есть, физику. Тут очевидно отличие в экспериментальных задачах: над ними ребята работают парами, им нужно помогать друг другу, потому что задания очень объемные, только условия в этом году были напечатаны на 30 страницах! Если бы все это измерял и подсчитывал один человек, он бы не справился. Теоретические задачи также отличаются от тех, которые мы видим на других международных олимпиадах, прежде всего, уровнем сложности. Я понимаю, что авторы предназначают их не просто одаренным, а очень одаренным ребятам, поэтому многим из наших участников некоторая часть заданий не под силу.

Расскажите, пожалуйста, как дела с олимпиадами в Словакии? Пользуются ли они популярностью?

Публикация 845
Тут у нас с вами все довольно похоже, потому что Словакия  одна из стран, которые стояли у истоков олимпиадного движения. Но у нас меньше этапов: всего два или три, в зависимости от возраста участников; во Всесоюзном у нас участвуют только старшеклассники. И конечно, у нас совсем не такой размах, как в России. Если бы в Словакии было столько же жителей, то нам бы было проще собрать сильную команду на международные соревнования, хотя я бы не сказал, что сейчас она у нас слабая, просто могла бы быть лучше.

У вас есть какая-то централизованная работа с талантливыми ребятами?

Мы стараемся, но ее не хватает: мы встречаемся с группой талантливых детей, например, в начале школьного года, вместе работаем, решаем задачи, но чаще всего на это у нас есть максимум неделя, а потом они занимаются только в школе или дома. Недавно у нас произошла реформа школьной системы: появились новые уроки, число часов по старым предметам снизилось, соответственно, и уровень знаний школьников стал падать. А на олимпиадные задачи надо тратить очень много времени, чтобы дать какие-то основные знания, выработать у ребят привычку работать.  

Получается, подготовка олимпиадника – в основном, дело рук самого олимпиадника?

В основном, да. Мы, конечно, встречаемся с ребятами после Всесоюзной олимпиады, они работают в течение недели, потом мы отбираем команду для международных соревнований, затем они еще две недели занимаются экспериментальной физикой и решают задачи по теории, но по сравнению с той же Россией, это более чем скромно.  


И тем не менее, на международной олимпиаде по физике Словакия ежегодно получает медали, а в прошлом году, например, у вас даже было золото. Каким образом вы находите столько талантливых ребят?

У нас есть сильные школы, где работают учителя, которые этих талантливых учеников находят и поддерживают. Но, к сожалению, многие из них уже пожилые, они выходят на пенсию, а молодых учителей физики и математики очень мало.

А почему? Профессия считается непрестижной?

Прежде всего, потому что их зарплата несравнима с заработками экономистов, врачей или юристов, например. Некоторые даже выучиваются на учителей, но после университета уходят в какую-нибудь более прибыльную сферу.  


В каких олимпиадах вы бы посоветовали попробовать свои силы юным физикам?

У нас в Словакии уже традиция  готовить команду на международную олимпиаду, кроме того, в этом году в Москве прошла вторая Европейская олимпиада, тоже очень интересная, и ученик из моего класса даже завоевал на ней бронзовую медаль. Кроме того, словацкие команды нередко участвуют в Турнире юных физиков. Но вообще участие в международных соревнованиях  это всегда довольно сложно, прежде всего из-за отсутствия денег. Если надо оплатить какой-то оргвзнос или авиабилеты, например, очень трудно где-то найти средства, потому что правительство выделяет деньги только на такие мероприятия, которые уже имеют традицию, в которых наши ребята уже участвовали. Нельзя просто прийти и сказать: «Слушайте, у нас тут новая олимпиада». Есть например, IEPhO  это соревнование, на котором задачи только экспериментальные, но кто нам оплатит участие? Приходится искать спонсоров, но это очень сложно, и заниматься этим вынуждены мы, преподаватели.

Как вам кажется, престижно ли сегодня быть физиком?

Да, но тут все зависит от случая. Если вы найдете хорошую работу в каком-нибудь университете или учреждении, то все в порядке. Но те, у кого не получается устроиться по профессии, уходят в другие сферы, и тут у них тоже нет проблем, потому что физикам легко найти место с большой зарплатой: они умные, разбираются во многих проблемах и вопросах, могут найти себя и в экономике, и в банковской сфере, и на бирже. Многие физики становятся программистами, потому что в университетах тоже изучают информатику. То есть, в принципе с работой у них трудностей не возникает.


Жаль, что при этом это не физика.

Да. Но дело в том, что у нас просто недостаточно высокий спрос на физиков: есть несколько учреждений, есть академия наук, но там просто нет столько вакансий, чтобы ежегодно принимать новых сотрудников.  

С вашей точки зрения, на какие новые перспективные направления стоит обратить внимание школьникам, которые мечтают стать физиками? 

Сегодня таких очень много. Мы с ребятами год назад ходили на экскурсию в наш университет в Словакии, и нам там представили несколько любопытных новых возможностей для реализации: сейчас в биологии, химии, социологии, психологии возникают области, которые связаны с физикой. Например, у нас в университете есть отделение медицинской физики и биофизики, оно занимается со сложным высокотехнологичным оборудованием, с которым работают врачи. Им надо знать, что с ним делать, как им что измерять, но должен быть и человек, который умеет все это собирать и настраивать. По-моему, такие новые направления очень интересны.