Ксения Донская 18 сентября 2018 |
Когда мы впервые сюда приехали, было не очень понятно, что нас ждет, как будет выглядеть олимпиада, какие будут задачи, сколько ребят примут участие, понравится ли им. Но теперь я могу сказать, что олимпиада удалась, она развивается, и в будущем, как мне кажется, сюда будут приезжать команды из новых стран и городов.
Я могу говорить за свой предмет, то есть, физику. Тут очевидно отличие в экспериментальных задачах: над ними ребята работают парами, им нужно помогать друг другу, потому что задания очень объемные, только условия в этом году были напечатаны на 30 страницах! Если бы все это измерял и подсчитывал один человек, он бы не справился. Теоретические задачи также отличаются от тех, которые мы видим на других международных олимпиадах, прежде всего, уровнем сложности. Я понимаю, что авторы предназначают их не просто одаренным, а очень одаренным ребятам, поэтому многим из наших участников некоторая часть заданий не под силу.
Мы стараемся, но ее не хватает: мы встречаемся с группой талантливых детей, например, в начале школьного года, вместе работаем, решаем задачи, но чаще всего на это у нас есть максимум неделя, а потом они занимаются только в школе или дома. Недавно у нас произошла реформа школьной системы: появились новые уроки, число часов по старым предметам снизилось, соответственно, и уровень знаний школьников стал падать. А на олимпиадные задачи надо тратить очень много времени, чтобы дать какие-то основные знания, выработать у ребят привычку работать.
В основном, да. Мы, конечно, встречаемся с ребятами после Всесоюзной олимпиады, они работают в течение недели, потом мы отбираем команду для международных соревнований, затем они еще две недели занимаются экспериментальной физикой и решают задачи по теории, но по сравнению с той же Россией, это более чем скромно.
У нас есть сильные школы, где работают учителя, которые этих талантливых учеников находят и поддерживают. Но, к сожалению, многие из них уже пожилые, они выходят на пенсию, а молодых учителей физики и математики очень мало.
Прежде всего, потому что их зарплата несравнима с заработками экономистов, врачей или юристов, например. Некоторые даже выучиваются на учителей, но после университета уходят в какую-нибудь более прибыльную сферу.
У нас в Словакии уже традиция – готовить команду на международную олимпиаду, кроме того, в этом году в Москве прошла вторая Европейская олимпиада, тоже очень интересная, и ученик из моего класса даже завоевал на ней бронзовую медаль. Кроме того, словацкие команды нередко участвуют в Турнире юных физиков. Но вообще участие в международных соревнованиях – это всегда довольно сложно, прежде всего из-за отсутствия денег. Если надо оплатить какой-то оргвзнос или авиабилеты, например, очень трудно где-то найти средства, потому что правительство выделяет деньги только на такие мероприятия, которые уже имеют традицию, в которых наши ребята уже участвовали. Нельзя просто прийти и сказать: «Слушайте, у нас тут новая олимпиада». Есть например, IEPhO – это соревнование, на котором задачи только экспериментальные, но кто нам оплатит участие? Приходится искать спонсоров, но это очень сложно, и заниматься этим вынуждены мы, преподаватели.
Да, но тут все зависит от случая. Если вы найдете хорошую работу в каком-нибудь университете или учреждении, то все в порядке. Но те, у кого не получается устроиться по профессии, уходят в другие сферы, и тут у них тоже нет проблем, потому что физикам легко найти место с большой зарплатой: они умные, разбираются во многих проблемах и вопросах, могут найти себя и в экономике, и в банковской сфере, и на бирже. Многие физики становятся программистами, потому что в университетах тоже изучают информатику. То есть, в принципе с работой у них трудностей не возникает.
Да. Но дело в том, что у нас просто недостаточно высокий спрос на физиков: есть несколько учреждений, есть академия наук, но там просто нет столько вакансий, чтобы ежегодно принимать новых сотрудников.
Сегодня таких очень много. Мы с ребятами год назад ходили на экскурсию в наш университет в Словакии, и нам там представили несколько любопытных новых возможностей для реализации: сейчас в биологии, химии, социологии, психологии возникают области, которые связаны с физикой. Например, у нас в университете есть отделение медицинской физики и биофизики, оно занимается со сложным высокотехнологичным оборудованием, с которым работают врачи. Им надо знать, что с ним делать, как им что измерять, но должен быть и человек, который умеет все это собирать и настраивать. По-моему, такие новые направления очень интересны.