Ксения Донская 12 февраля 2019 |
Я занимаюсь Матпраздником много лет, и мне скорее хочется выделить задачи, которые повлияли на его дальнейшую судьбу, изменили, так сказать, его лицо.
6 класс, 2002 год, автор И. Ф. Акулич
Художник-авангардист Змий Клеточкин покрасил несколько клеток доски размером 7×7, соблюдая правило: каждая следующая закрашиваемая клетка должна соседствовать по стороне с предыдущей закрашенной клеткой, но не должна соседствовать ни с одной другой ранее закрашенной клеткой. Ему удалось покрасить 31 клетку.
Побейте его рекорд – закрасьте а) 32 клетки; б) 33 клетки.
7 класс, 2002 год, автор А. С. Чеботарев
Художник-авангардист Змий Клеточкин покрасил несколько клеток доски размером 8×8, соблюдая правило: каждая следующая закрашиваемая клетка должна соседствовать по стороне с предыдущей закрашенной клеткой, но не должна – ни с одной другой ранее закрашенной клеткой. Ему удалось покрасить 36 клеток. Побейте его рекорд! (Жюри умеет закрашивать 42 клетки!)
6 класс, 2007, автор И. В. Раскина
Кощей Бессмертный похитил у царя трех дочерей. Отправился Иван-царевич их выручать. Приходит он к Кощею, а тот ему и говорит: «Завтра поутру увидишь пять заколдованных девушек. Три из них – царевы дочери, а еще две – мои. Для тебя они будут неотличимы, а сами друг дружку различать смогут. Я подойду к одной из них и стану у нее спрашивать про каждую из пятерых: "Это царевна?". Она может отвечать и правду, и неправду, но ей дозволено назвать царевнами ровно двоих (себя тоже можно называть). Потом я так же опрошу каждую из остальных девушек, и они тоже должны будут назвать царевнами ровно двоих. Если после этого угадаешь, кто из них и вправду царевны, отпущу тебя восвояси невредимым. А если еще и догадаешься, которая царевна старшая, которая средняя, а которая младшая, то и их забирай с собой». Иван может передать царевнам записку, чтобы научить их, кого назвать царевнами. Может ли он независимо от ответов Кощеевых дочерей:
а) вернуться живым?
б) увезти царевен с собой?
6 класс, 2012 год, автор А. В. Хачатурян
Известно, что Шакал всегда лжет, Лев говорит правду, Попугай просто повторяет последний услышанный ответ (а если его спросить первым, ответит как попало), а Жираф дает честный ответ, но на предыдущий заданный ему вопрос (а на первый вопрос отвечает как попало). Мудрый Ежик в тумане наткнулся на Шакала, Льва, Попугая и Жирафа и решил выяснить, в каком порядке они стоят. Спросив всех по очереди «Ты Шакал?», он понял только лишь, где Жираф. Спросив всех в том же порядке: «Ты Жираф?», он смог еще понять, где Шакал, но полной ясности так и не наступило. И лишь после того как на вопрос «Ты Попугай?» первый ответил «Да», Ежу, наконец, стало ясно, в каком порядке стояли животные. Так в каком же?
(«Как попало» означает, что один из ответов «Да» или «Нет» выбирается произвольно.)
7 класс, 2001 год, автор А. Шень
В стене имеется маленькая дырка (точка). У хозяина есть флажок следующей формы (см. рисунок).
Покажите на рисунке все точки, в которые можно вбить гвоздь, так чтобы флажок закрывал дырку.
7 класс, 2003 год, автор А. С. Чеботарев
Квадратную салфетку сложили пополам, полученный прямоугольник сложили пополам еще раз (см. рисунок). Получившийся квадратик разрезали ножницами (по прямой). Могла ли салфетка распасться а) на 2 части? б) на 3 части? в) на 4 части? г) на 5 частей? Если да – нарисуйте такой разрез, если нет – напишите слово «нельзя».
7 класс, 2012 год, автор И. В. Ященко
Квадрат 3×3 заполнен цифрами так, как показано на рисунке слева. Разрешается ходить по клеткам этого квадрата, переходя из клетки в соседнюю (по стороне), но ни в какую клетку не разрешается попадать дважды.
Петя прошел, как показано на рисунке справа, и выписал по порядку все цифры, встретившиеся по пути, – получилось число 84937561. Нарисуйте другой путь так, чтобы получилось число побольше (чем больше, тем лучше).
Мне кажется, очень сложно придумывать задачи, которые будут с одной стороны, достаточно «простыми», доступными 6-7-классникам, а с другой, изящными, нестандартными, дающими возможность проявить себя не только «кружковцам-профессионалам», но и ребятам, для которых Математический праздник - может быть, первый опыт решения задач «которым не учили». И я люблю Математический праздник еще и потому, что составляется он замечательной компанией: кто-то кидает идею задачи, кто-то доводит до совершенства ее формулировку, кто-то просто участвует в обсуждении… В результате рождаются задачи, которые потом расходятся по кружкам, книгам, интернету. Выделить несколько, разумеется, тяжело.
7 класс, 2006 год, автор Н. Нетрусова
Наташа сделала из листа клетчатой бумаги календарь на январь 2006 года (см. рисунок) и заметила, что центры клеток 10, 20 и 30 января образуют равнобедренный прямоугольный треугольник. Наташа предположила, что это будет верно и в любом другом году, за исключением тех лет, когда центры клеток 10, 20 и 30 лежат на одной прямой. Права ли Наташа?
7 класс, 2013 год, автор А. В. Шаповалов
Три квадратные дорожки с общим центром отстоят друг от друга на 1 м (см. рис.). Три муравья стартуют одновременно из левых нижних углов дорожек и бегут с одинаковой скоростью: Му и Ра против часовой стрелки, а Вей по часовой. Когда Му добежал до правого нижнего угла большой дорожки, двое других, не успев ещё сделать полного круга, находились на правых сторонах своих дорожек, и все трое оказались на одной прямой. Найдите стороны квадратов.
Вифсла, Тофсла и Хемуль играли в снежки. Первый снежок бросил Тофсла. Затем в ответ на каждый попавший в него снежок Вифсла бросал 6 снежков, Хемуль – 5, а Тофсла – 4. Через некоторое время игра закончилась. Найдите, в кого сколько снежков попало, если мимо цели пролетели 13 снежков. (В себя самого снежками не кидаются и один снежок не может попасть в двоих).
Это хороший пример задачи, в которой за краткостью формулировки скрывается множество условий и ограничений и которая показывает ребятам, что надо не бояться «покопаться в задаче»… у нее много решений, как формальных алгебраических, так и путем разбора разных случаев.
6 класс, 2012 год, автор И. В. Раскина
Торт упакован в коробку с квадратным основанием. Высота коробки вдвое меньше стороны этого квадрата. Ленточкой длины 156 см можно перевязать коробку и сделать бантик сверху (как на рисунке слева). А чтобы перевязать ее с точно таким же бантиком сбоку (как на рисунке справа), нужна ленточка длины 178 см. Найдите размеры коробки.
7 класс, 2016 год, авторы С. К. Смирнов, И. В. Ященко
По поверхности планеты, имеющей форму бублика, проползли, оставляя за собой следы, две улитки: одна по внешнему экватору, а другая по винтовой линии (см. рис.). На сколько частей разделили поверхность планеты следы улиток? (Достаточно написать ответ.)
Это задача на пространственное воображение с удивительным ответом. Чтобы его продемонстрировать на разборе, мы реально разрезали надувной спасательный круг.
Почти все задачи, которые мы даем на Математическом празднике, оригинальны, придуманы специально. Ведь составить олимпиаду из красивых, но известных задач – не так уж и сложно, а вот из новых – это долгая работа многих людей. Однако, конечно, иногда мы «переоткрываем» что-то, что уже было, а иногда, после раздумий, даем яркие, не широко известные потенциальным участникам задачи. Ниже два примера:
7 класс, 1999 год
Два пешехода вышли на рассвете. Каждый шел с постоянной скоростью. Один шел из A в B, другой – из B в A. Они встретились в полдень и, не прекращая движения, пришли: один – в B в 4 часа вечера, а другой – в A в 9 часов вечера. В котором часу в тот день был рассвет?
Эта задача была отобрана В. И. Арнольдом в его замечательный сборник «Задачи от 5 до 15 лет».
6 класс, 1997 год
Семья ночью подошла к мосту. Папа может перейти его за 1 минуту, мама – за 2, малыш – за 5, а бабушка – за 10 минут. У них есть один фонарик. Мост выдерживает только двоих. Как им перейти мост за 17 минут? (Если переходят двое, то они идут с меньшей из их скоростей. Двигаться по мосту без фонарика нельзя. Светить издали нельзя. Носить друг друга на руках нельзя.)