Ксения Донская 21 марта 2019 |
студент 5 курса факультета фундаментальной медицины МГУ имени М. В. Ломоносова
золотая медаль Международной химической олимпиады
двукратный победитель Всероссийской олимпиады по химии
золотая медаль Менделеевской олимпиады
Я занимаюсь подготовкой команды Москвы к Всероссийской олимпиаде школьников со второго курса, с третьего – участвую в образовательных сменах центра «Сириус», где мы работаем с детьми со всей России.
Я один из немногих, кто выступал на Международной химической олимпиаде и ушел не в химию, а в медицину. У меня есть огромный интерес именно к биохимии, и мне очень нравится ее рассказывать, я как бы ведущий специалист в этой стезе олимпиадной химии, если можно так сказать. Когда я был на втором курсе, руководитель сборной Москвы попросил меня провести занятие, потом еще одно, так все и началось. Занятия проходили по воскресеньям в химическом лицее №1303; я, будучи школьником, ходил на такие же, слушал, а теперь вот сам преподаю. Мне кажется, преемственность – это вообще самое главное у нас в олимпиадной среде, особенно в Москве. Олимпиадникам проще преподавать именно олимпиадникам, потому что ты очень хорошо понимаешь, что именно этим детям нужно, а что – нет.
Мы сами, когда были школьниками, все время делились друг с другом какими-то идеями, что-то рассказывали, поэтому рассказывать ребятам, которые чуть помладше меня, с самого начала было несильно сложно, а постепенно еще и опыт поднабрался.
Мне кажется, я немного по-другому выстраиваю отношения с детьми, нежели старшие педагоги, хотя, как правило, олимпиадные тренеры все молодые, чуть старше меня. Тем не менее, думаю, мне более понятны какие-то современные тенденции из интернета, это помогает налаживать коммуникации. Например, те же мемы бывают очень полезны: некоторые химические явления здорово описываются картиночками из интернета. Как правило, такие объяснения еще и всегда хорошо воспринимаются.
Я будущий доктор, работаю, в том числе, на «скорой помощи» и много рассказываю про свою работу, а после занятий ко мне часто подходят и расспрашивают про медицину или про какие-то более биологические вещи, которые не вписываются именно в подготовку по химии. Это и понятно: примерно 20% олимпиадников хотят в медицинские институты. У меня было так же: в 9 классе я хотел стать призером всероса, чтобы поступить без экзаменов на свой факультет. А потом понеслось!
У меня в образовательном центре «Сириус» был отряд, с которым я работал максимально плотно. Эти дети на момент поездки еще не имели никаких олимпиадных достижений, а сейчас многие из них – призеры Всероссийской олимпиады, причем они заняли очень высокие места, и сейчас мы в том числе с ними работаем с прицелом на международные олимпиады. Это очень клево.
Я искренне уверен в том, что у меня очень неплохо получается вести занятия. А коммуникативные навыки в принципе всегда полезно повышать, потому что всем постоянно нужно что-то объяснять. К тому же, вполне возможно, что когда-нибудь в будущем я решу преподавать дисциплины, связанные с моей медицинской специальностью.
студентка 2 курса математического факультета Высшей школы экономики
победительница Женской европейской олимпиады
двукратная победительница Всероссийской олимпиады школьников по математике
Я преподаю математику в Центре педагогического мастерства в группе 10-1, это первая, более сильная группа 10 класса. Так как я учусь и у меня регулярно вечером какие-то занятия, прихожу туда раз в неделю.
Центр педагогического мастерства трижды в год проводит сборы: летние, осенние и весенние. В конце 11 класса я написала Алексею Александровичу Пономареву с вопросом, как туда попасть, и он сказал, чтобы я приезжала. До этого я была там в качестве участника, а теперь помогала тренерам, принимала задачи. Потом мне предложили работать в кружке в течение года, и я была очень счастлива. С тех пор веду занятия там.
Преподавание олимпиадной математики как раз строится на системе листков, ее еще называют системой Константинова: у вас есть наборы задач, вам нужно их решать, а потом часть из них разбирается. И составлять листки – это самое сложное, потому что для этого нужно прорешать все эти задачи, а они бывают очень сложными. И чем более продвинутая группа, тем сложнее, потому что ты должен уметь решать лучше, чем ученики. Поэтому на составление листков иногда приходится тратить очень много времени и сил.
Все остальное не так трудно: принимать задачи может кто угодно, если он их умеет решать или даже просто обладает достаточной грамотностью. Чтобы разбирать задачи, тоже нужно просто знать решение и донести его до слушателей. А с дисциплиной вообще никогда проблем нет, потому что все уже замотивированы.
Средний возраст преподавателей в ЦПМ – лет 25, это правда очень мало, поэтому нельзя сказать, что я сильно моложе и как-то по-другому общаюсь с ребятами. У меня есть сокращенная дистанция, но скорее из-за того, что в моей группе учится брат и мне очень нравится проводить время с его друзьями, его компания мне больше по душе, чем моя в том же возрасте. У меня тоже было много замечательных людей вокруг, но таких теплых отношений складывалось меньше.
Так что с кем-то из ребят я общаюсь ближе, чем мои коллеги, и если Владимира Алексеевича Брагина все зовут «Владимир Алексеевич», то ко мне многие обращаются «Маша».
У всех людей, которые разбираются в математике, есть свои представления о том, как она устроена, какие темы важные, какие – нет. Владимир Алексеевич про мои листки часто говорит, что они ему нравятся, но он бы сделал не так. И это позитивная характеристика, это значит, что у тебя взгляд с другого угла, что ты смотришь по-другому. Поэтому с одной стороны, я – действительно лишние руки, которые никогда не помешают, с другой, лишние руки в этом случае – это свое видение, что-то ценное.
Я преподаю в сильной группе в Хамовниках, у этих детей много дипломов всероса. Говорить, что я горжусь их результатами, не совсем корректно, ведь с ними много кто занимается. Кроме того, они сами по себе сильные, а еще учатся в хороших школах и много чего делают самостоятельно. Конечно, они делают успехи, но не потому, что это мои дети. С другими преподавателями у них были бы более-менее аналогичные результаты.
Эта работа мне очень нравится. Во-первых, я безумно люблю наш преподавательский коллектив и считаю, что это вообще лучшая компания людей, которую я когда-либо встречала, они горят идеями, постоянно учатся и всегда поддерживают детей. Очень горжусь тем, что я часть этой системы. Во-вторых, благодаря работе я поняла, что на самом деле люблю детей, хотя раньше думала, что терпеть не могу.
Пока не знаю, пригодится ли мне этот опыт или нет. Я про свое самоопределение думаю довольно много, и раньше мне казалось, что я не буду заниматься математикой, а уйду в какие-нибудь финансы или консалтинг, но сейчас понимаю, что преподавание и наука – это сфера, в которой я, возможно, найду себя. Но пока не уверена в этом до конца.
двукратный призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по МХК
Я работаю в Ассоциации победителей олимпиад. Сейчас я, в основном, составляю различные методические планы по истории искусств, а также периодически провожу интенсивы по подготовке к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады, экскурсии и семинары. Еще я скоро буду вести занятия в Центре педагогического мастерства и помогать Александру Демидову с 7-8 классами, но постоянной группы у меня в этом учебном году нет.
В прошлом году я на постоянной основе вела группы в двух школах, и, конечно, на первых занятиях мне было страшновато, я волновалась. И это нормально: когда выступаешь перед публикой, всегда немножко волнуешься, как бы ни был уверен в материале. К тому же, ученики – это новая ответственность, ты не можешь им соврать, а если соврал, то нужно набраться смелости и сказать, что «я перепутал, простите, на самом деле все так-то».
У нас на занятиях как-то все очень быстро срослось: на первом еще нервничаешь, что-то путаешь иногда, но уже к концу вы находите общий язык и дальше все идет как по маслу.
Так сложилось, что меня с самого начала все спокойно воспринимали, никогда никаких проблем не возникало. Когда приходишь впервые на урок, представляешься и говоришь: “Я победитель того-то и того-то, учусь там-то на бюджете”, тут все вопросы отпадают и тебя слушают. Твой статус сразу понятен. Неважно, сколько тебе лет, ты уже чего-то достиг. К тому же, твоя задача не поучать детей, а научить, просто помочь. И они воспринимают тебя во многом как друга. Это, мне кажется, и хорошо.
До начала заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников проходит около двадцати занятий, соответственно, их надо распределить от Древнего мира до 21 века. На одни темы дается больше времени, на другие – меньше, при этом в первую очередь учитывается, какие из них более популярны на олимпиаде.
Детям всегда очень нравится 20 век, потому что для них это вроде бы и близко, но при этом непонятно, часто для них это нечто взрывающее мозг, разбираться в каких-то процессах того времени им бывает сложно, но интересно.
У нас с ребятами общение 24/7: мы всегда очень за них переживаем, спрашиваем, как у них дела с олимпиадой, может, что-то непонятно. Рассказываем им, как преодолеть волнение, как себя вести во время соревнования. У нас есть беседа в контакте с каждым классом, мы разговариваем там. Периодически мне пишут ребята, у которых я даже не веду, и просят что-то посоветовать по конкретным областям.
А еще мы постоянно делимся друг с другом какими-то событиями, которые даже необязательно связаны с нашими занятиями: просто какие-то интересные выставки, открытые лекции и семинары.
На уроках мы с ребятами можем посмеяться над какими-то шутками, я им рассказываю случаи из своей олимпиадной жизни, которые могут помочь. Мне кажется, у нас с ними немножко ближе контакт, потому что нет дистанции «учитель – ученик», ты, прежде всего, именно друг. Думаю, детям проще задать тебе вопрос, проще сказать, что им что-то непонятно. Наш авторитет строится исключительно на нашей эрудиции, на том, что мы можем им рассказать что-то полезное и интересное. С этой точки зрения им с нами намного комфортнее.
В прошлом году три девочки, с которыми я занималась, стали призерами регионального этапа. А в этом у меня нет постоянной группы, поэтому и судить об успехах мне сложновато. Но есть ребята, которые занимались, в том числе, и у меня, и стали победителями и призерами регионального этапа, прошли в заключительный.
Для меня работа стала даже первоочередной нагрузкой, она формирует мою жизнь. Я в принципе очень деятельный человек, хочу заниматься чем-то помимо учебы в университете, и преподавание дает такую возможность.
Более того, в Ассоциации победителей олимпиад я не только преподаю, но и делаю какие-то свои проекты, снимаю видео, например, о подготовке к региональному и муниципальному этапам; это стало для меня площадкой реализации.
Я не стремлюсь оставаться в образовании, но общение с другими людьми и организаторские навыки – такой скилл, который поможет везде. Хороший преподаватель может найти подход почти к любому ученику, заинтересовать его, и это полезно в любой сфере деятельности.
Студент первого курса факультета компьютерных наук Высшей школы экономики
дважды призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике
победитель Московской олимпиады школьников по информатике
призер Открытой олимпиады школьников по программированию.
Я преподаю олимпиадную информатику группе школьников 10 класса (но также в ней есть и 9- и 11-классники) в Центре педагогического мастерства.
Конечно, на первых занятиях было сложно, потому что неясно, с чего начать. Однако с этой проблемой помогло справиться общение с людьми, которые уже имели опыт преподавания. Наверное, большой проблемой для меня было здраво оценить уровень учеников, из-за чего некоторые темы в начале учебного года я рассказал слишком сжато.
С учениками мы, конечно, общаемся, они не стесняются писать, если что-то было непонятно, кто-то подходит с вопросами про участие в олимпиадах, поступление и мой опыт учебы в вузе. Мне кажется, что общение школьников со мной менее формально, чем с моими более старшими коллегами. Во многом мы общаемся на равных, из-за чего, по моему мнению, им проще усваивать материал: например, они не стесняются лишний раз переспросить, если что-то вдруг не поняли.
Некоторые из моих учеников уже вышли на заключительный этап Всероссийской олимпиады, остальные – стали призерами регионального этапа или других олимпиад. Не могу, конечно, заявлять, что их достижения – лично моя заслуга, это не так, результат участников складывается из их трудолюбия и работы многих преподавателей. Но я уверен, что мои занятия помогли им в освоении материала.
Я считаю, что, преподавая на кружке, я действительно помогаю своим ученикам. Когда я был школьником, некоторые темы в лекциях моих преподавателей казались мне недостаточно раскрытыми. Эти наблюдения, как мне кажется, помогают мне рассказывать эти темы более подробно и понятно. Также я и сам начинаю глубже их понимать.
Кроме того, на занятиях я тренирую умение понятно, красиво и грамотно излагать мысли, это, я считаю, очень ценный навык.