Московская школа №192 и Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана РАН открывают 7 химико-минералогический класс. Все желающие шестиклассники могут пройти собеседование. Мы расспросили директора музея, доктора геолого-минералогических наук, профессора Павла Плечова о том, как родилась идея такого класса, и зачем это нужно знаменитому музею.
Ваш музей уже имел опыт сотрудничества со школами?
Да, конечно. Мы находимся в центре Москвы и стараемся участвовать и в Фестивале науки, и в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Кроме того, в прошлом году мы выиграли грант для работы со школьниками столичного Департамента образования и науки и в его рамках подготовили почти десяток образовательных квестов, провели около тридцати мастер-классов для учащихся города. Причем участвовали в них не только спецшколы, например, знаменитая 57-я школа, но и самые обычные. В прошлом году мы плотно сотрудничали с пятью школами. Несколько наших мастер-классов записал детский телеканал «Карусель». Мы поддерживаем и интернет-проекты. Выложили для школьников и учителей в свободный доступ около трехсот фотографий наших образцов минералов с описаниями. Музей разрабатывает материалы для методической поддержки школьных курсов, таких как «Окружающий мир», «География», «Химия», «Астрономия», вернувшаяся в школу (у нас ведь лучшая в России коллекция метеоритов).
Но если до сих пор все это происходило в рамках дополнительного образования, то сейчас речь идет о том, чтобы методически поработать с конкретным классом в конкретной школе. Минералогия будет цементировать те знания, которые получают ребята в пределах среднего образования.
Почему выбор пал на школу №192?
Во-первых, это один из лидеров в области химического образования, там сильные математика, физика и прекрасный коллектив учителей, готовых сотрудничать с нами. А, во-вторых, школа находится всего в пяти остановках от нашего музея и в пяти – от МГУ, где работает половина наших сотрудников. Базовые школьные предметы будут вести молодые и опытные преподаватели школы №192, а минералогию и связанные разделы неорганической химии, географии, физики и других дисциплин – сотрудники музея и МГУ.
Мы проводим набор в 7 класс, у них как раз сейчас начнется химия. Хотим, чтобы неорганическая химия шла уже с элементами минералогии. Там много пересечений. Пресечения есть и с другими предметами: геометрия – это фигуры и кристаллы, существуют целые разделы физики, которые возникли при изучении минералов.
Зачем это нужно музею?
Есть несколько позиций. Мы хотим, чтобы знания минералогии стали более системными, и надеемся, что вместе с школой №192 и с Центром педагогического мастерства мы подготовим предложения по внесению корректив в программы для школьников. Это нужно для информационного сопровождения общеобразовательных курсов. Сейчас отдельно существует минералогия и отдельно – школьники, увлекающиеся собиранием камней, хотя, на мой взгляд, это тесно связано и может дополнять друг друга.
Чисто практический интерес заключается в том, что нам нужны молодые научные кадры. Сейчас в нашем музее работают минералоги мирового уровня, мы бьем рекорды по открытию новых минералов, по объему коллекций, по совокупному минералогическому знанию. Но в мире мы известны гораздо больше, чем в России. Произошел возрастной и структурный разрыв между минералогическими вершинами и молодежью, которая к нам приходит. И нам хочется его преодолеть.
Ученые не раз сотрудничали со школами. Многие крупные физики, в частности, Яков Зельдович в 60-е годы, шли в школу, чтобы скорректировать школьное образование. Я считаю, что минералогия достойна такого же пути: обидно терять лидирующие позиции.
Сотрудники музея будут заниматься с детьми?
Мы рассчитываем на то, что в этом будут участвовать и сотрудники музея, и преподаватели МГУ. У меня есть договоренность с десятком ученых мирового уровня, которые в детстве сами проходили через систему минералогических кружков. С химико-минералогическим классом мы планируем проводить разные методические эксперименты. У нас будут занятия по минералогии, думаю, что они будут открытыми для всех желающих. Возможно, лекции мы будем выкладывать в открытый доступ.
Кроме того, я надеюсь на учебно-методическую работу с учителями-предметниками, чтобы соответствующие разделы их курсов были поддержаны минералогической базой. И тогда материалы, которые мы разработаем вместе со школой 192, смогут применяться всеми школами.
Я недавно был в музее Сергея Параджанова и увидел его аттестат. Так вот, в 30-е годы в аттестате Тифлисской гимназии был предмет «минералогия». Нам бы хотелось, чтобы разделы физики, химии, математики, окружающего мира, географии были существенно усилены с помощью минералогии. Тут мы надеемся на методическую поддержку Центра педагогического мастерства и других заинтересованных организаций, чтобы вырастить полноценное поколение школьников, стремящееся к научным вершинам.