Москва
Интервью

«У меня есть особенности, но они не подавляют во мне человека»: интервью с призером регионального этапа всероса по английскому Ричардом Шевкуном

Десятиклассник Ричард Шевкун носит очки +10, ходит на уроки с карманным увеличителем, а вместо тетрадей использует ноутбук. В прошлом сентябре он перешел из школы-интерната для обучения и реабилитации слепых в общеобразовательную школу №45 им. Мильграма, а этой зимой стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Мы поговорили с ним о том, как достичь лингвистических высот и освоиться в новом коллективе, не изменяя себе.
Ксения Донская 21 июня 2019
 Английский язык

С чего началось твое увлечение английским?

В младших классах я его не особо любил, отлынивал. Но когда понял, что за ним стоит много всего интересного: фильмы, музыка, книги, статьи, мне захотелось лучше его освоить. Это было классе в седьмом. Правда, у меня был более нативный метод изучения языка, я многое узнавал как раз через книги, музыку, фильмы и другие произведения.

А что именно в культуре тебя зацепило? Может, музыку начал слушать, полюбил какую-то группу?

Дело даже не в конкретной культуре, а в том, что благодаря английскому у тебя появляется доступ почти к чему угодно. Наверное, поэтому мне сложно выбрать второй иностранный: я пока не нашел другой большой и важный для меня пласт информации, который проходит мимо из-за незнания какого-то языка. А с английским все, наверное, начиналось с видео на YouTube.

Что смотрел?

Дети все примерно одинаковые: конечно, ролики про игры. Обычно так бывает, что сначала смотришь видео на какую-то тему, а потом находишь человека, который тебе нравится, и смотришь у него все подряд. У меня так было с одним шотландским блогером, и кое-какие привычки, в том числе, произношение некоторых слов, мне достались именно от него, — это необычно, но как есть. Благодаря роликам в интернете я выполнял сразу несколько задач: смотрел видео про игру, знакомился с необычной точкой зрения или интересной историей, узнавал новые слова или фразеологизмы.

Как у тебя получилось дойти до такого высокого уровня? Ты прицельно занимался английским или все шло от желания приобщиться к многочисленным источникам знаний?

Думаю, изначально все шло от интереса: я выписывал какие-то вещи, что-то просто запоминал, набирался знаний. Прицельно я стал заниматься, когда начались успехи на олимпиадах. Тогда я стал обращать внимание на что-то помимо культуры, например, повторять времена, которые периодически путаю.

Расскажи, как в этом году ты готовился к Всероссийской олимпиаде по английскому?

Я ходил на курсы в Центре педагогического мастерства, смотрел задания Кембриджского экзамена Certificate in advanced English. В основном меня интересовала часть Use of English, потому что с ней всегда больше всего проблем. Вообще я не ожидал, что пройду на региональный этап, поэтому серьезно начал готовиться только после муниципального. Много всего делал сам, смотрел задания ВсОШ за прошлые годы.

Уроки в школе тебе как-то помогли?

Да, думаю, они помогли сильно. Я учусь в школе №45 им. Мильграма, английский — мой профильный предмет, так что у меня его шесть часов в неделю. На уроках я усвоил много новой лексики, научился лучше выстраивать свои мысли: мы писали сочинения и эссе, у нас проводились дебаты на животрепещущие темы.

Какое впечатление у тебя осталось от заданий регионального этапа?

Типовые, как и должно быть. Все было решаемо, и результат мог бы быть лучше, можно было стать победителем, пройти дальше. Чего-то невыполнимого не было, просто нужно было лучше готовиться. Может, отчасти роль сыграло как раз то, что грамматике я уделял меньше внимания.

Часто олимпиады по английскому и китайскому выигрывают носители, но мне кажется, что устная часть и так довольно легкая, там тебе не особо нужны знания или опыт, если ты в принципе не стесняешься говорить

Задания как-то адаптировались для тебя?

В первый день я писал олимпиаду в Школе-интернате №1 для обучения и реабилитации слепых, где учился до перехода в школу им. Мильграма. Задания разрешили выполнять на компьютерах. Конечно, на них отключили автокоррекцию, интернет.

Во второй день у нас опять же была отдельная точка. Я перед олимпиадой упал неудачно и был на костылях, не знал, как я с ними буду в общем потоке. И когда мне написали, что можно приехать и пройти второй тур отдельно, меня прямо отпустило, я себя почувствовал королем.

Ребятам из первого интерната раздавали задания на Брайле, а мне, как правило, хватает обычных, я просто увеличиваю шрифт до уровня, который зрячим еще не кажется совершенно безумным: 20-22 мне вполне хватает. А когда раздают распечатанные задания, я пользуюсь карманным увеличителем. Сейчас постоянно беру его в школу.

И соответственно, печатаешь тоже на обычной клавиатуре?

Да. Пожалуй, самое полезное, чему я научился в интернате, — это быстро печатать. Родители мне говорили, что надо учиться писать, и действительно, полезно, например, уметь писать свое имя и фамилию, расписываться — без этого никак. Но писать так же быстро, как печатать, я не могу. Да и зачем зря глаза утомлять.

Ожидал ли, что на олимпиаде получится такой хороший результат?

Вышло скорее ровно как ожидал, хотя всегда, конечно, хочется еще лучше: как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но при этом на региональном этапе были одиннадцатиклассники, которые написали так же, как я, или даже хуже, так что, думаю, в этом плане я не совсем потерянный, есть куда стремиться, есть еще одна попытка в следующем году.

Как я понимаю, хорошо выступить на устном туре часто помогает общение с носителями языка. У тебя был такой опыт?

Действительно, часто олимпиады по английскому и китайскому выигрывают носители, но мне кажется, что устная часть и так довольно легкая, там тебе не особо нужны знания или опыт, если ты в принципе не стесняешься говорить. Я был в Штатах, но в детстве, так что особо там ни с кем не разговаривал, а так опыт был в других странах, также к нам несколько раз приезжали знакомые из-за границы.

Я всегда относился к проблемам со зрением как к какому-то дополнению к себе: я могу пошутить над этим, у меня есть отличия в восприятии, на уроках я пишу на компьютере и пользуюсь электронной версией учебников. Это момент, который как-то тебя отличает, делает тебя еще интереснее

В этом году ты перешел из школы-интерната для обучения слепых в школу им. Мильграма, тебе было сложно привыкнуть к новому месту?

Я бы не сказал, что прямо сложно. У меня, конечно, и до этого был опыт общения со зрячими людьми, я с ними всегда общался гораздо больше, чем многие мои одноклассники в интернате. Наверное, существенная разница была в том, что в новой школе людей гораздо больше. В интернате нас было по 8-9 человек в классе, а тут на общих уроках бывает и 25, на профильных — по 10-15. И, конечно, отличается отношение преподавателей: хотя у меня есть проблемы со зрением, ко мне относятся без всякой предвзятости. Некоторые любят устраивать отдельные конкурсы для инвалидов и так далее; тут такого не бывает. Когда я только перешел, то понял, что здесь за тебя никто ничего не сделает, какие-то проблемы с уроками нужно решать самому. Ты сам за себя отвечаешь, к тебе в плане учебы относятся как ко взрослому. И это воспринимается как нормальная вещь, нет никакого ощущения отчуждения.

Почему ты перешел в эту школу? Ты сам решил, что хочешь там учиться, или, может, родители настояли?

Это было мое решение, и родители его поддержали и помогали осуществить. Во-первых, удобнее всего было как раз идти в десятый класс: аттестат ОГЭ у тебя уже есть, на год ниже тебя не опустят. Во-вторых, школа им. Мильграма ближе к дому, чем интернат. И самое главное: здесь есть возможность больше вкладываться в учебу, выбрать предметы, которые хочешь изучать углубленно. А еще мне было любопытно, насколько отличаются среды в специализированной школе и в суровой реальности.

В школе-интернате чаще было ощущение, что тебе уделяют больше внимания?

Да. За тебя по закону отвечают воспитатели и преподаватели, поэтому понятно, что если у тебя какие-то проблемы со здоровьем, то они будут за тобой смотреть еще внимательнее. От этого создается ощущение, что к тебе относятся, как будто ты младше, чем есть на самом деле. Сейчас в новой школе мне комфортнее: с учебой вопросы решили, с одноклассниками проблем нет. А родители ко мне с самого начала относились как к обычному, в том плане, что у меня есть особенности, но они не подавляют во мне человека, не превалируют.

За что больше всего переживал, когда переходил в гимназию?

Точно не за учебу: учился я всегда без троек в четвертях. Я знал, что учеба все равно немного просядет — другое место, другие люди, другие требования. Появляются вещи, которые ты никогда не делал, например, презентации. Я больше переживал, что мне будет сложно влиться в новый коллектив, привыкнуть к новой среде.

Первую неделю я чувствовал себя не очень уютно. Например, когда еще не запомнил всех одноклассников, было неудобно переспрашивать: «А вы кто?». Но в итоге все довольно быстро встало на свои места, ребята меня приняли нормально, не было никакой агрессии, никаких трудностей в общении.

Публикация 796

Самая большая ошибка, которую я замечал у незрячих, это когда человек сам слишком большое внимание уделяет тому, что не видит, и постоянно это подчеркивает. Например, я знаю парня, который пользовался анкетами для знакомств, и когда он писал людям, то первым делом сообщал, что он незрячий, а потом удивлялся, почему ему не отвечают. Я всегда относился к проблемам со зрением как к какому-то дополнению к себе: я могу пошутить над этим, у меня есть отличия в восприятии, на уроках я пишу на компьютере и пользуюсь электронной версией учебников. Это момент, который как-то тебя отличает, делает тебя еще интереснее.

Учителя как-то адаптировали под тебя материал? Ведь, например, на предметах вроде геометрии тебе сложнее работать с теми же чертежами.

Все преподаватели сначала не знали, как ко мне относиться, но мы же все умеем говорить, так что проблемы решаются. На каких-то уроках я спрашивал, можно ли дописывать на переменах, потому что не очень успевал все за сорок пять минут. Какие-то презентации мне учителя отправляют заранее, чтобы я их мог смотреть с компьютера, а не сидеть каждый раз у доски. Первую парту выбирают те, кто обычно все зубрит, а я на этих людей не очень похож, мне больше по душе вторая.

Геометрией некоторые незрячие владеют очень хорошо, у нас в интернате, например, работали такие преподаватели, они и объяснять умеют не хуже зрячих. У меня с этим предметом сначала были сложности, но я старался больше расписывать для себя какие-то вещи, чтобы можно было их лучше представить. Я практически никогда не чертил, но в чертеже ведь по сути нет никакой новой информации, он тебе нужен только для наглядности. Если ты понимаешь, как работают формулы и теоремы, то справишься и без него. У нас в гимназии есть экзамены за полугодие, и учитель геометрии мне сказала, что у меня в плане оформления чуть ли не лучшая электронная работа.

Меня шутка о том, что я в снайперы пойду, никогда не обижала, но тут главное — установить границы: «Да, я могу пошутить про себя, но не буду делать из себя скомороха»

Как у тебя строились отношения с одноклассниками?

Благодаря фильмам и книжкам я примерно понимал, как себя надо вести, когда попадаешь в новый коллектив. Я знал, что важно себя правильно подать. Темы для разговора найти несложно: всех обычно интересует, как я вижу, что воспринимаю и так далее, а отсюда легко построить мостик куда-то еще. Всегда можно расспросить про школу, в которую перешел: ты человек новый, тебе ответят без вопросов, может, расскажут какие-то старые истории, введут в курс насчет того, что происходит в классе. На профильных предметах группы у нас небольшие, и там можно с кем-то сработаться через общие задания, доклады. Бывают школьные мероприятия всякие, интеллектуальные игры — туда тоже можно ходить не только ради контента, но и чтобы лучше людей узнать. Возможностей много, я стараюсь их использовать. Понятно, что со всеми общаться невозможно, но стать частью класса — вполне реально.

Как думаешь, отношение ребят к тебе менялось со временем? Может, сначала были проявления гипертрофированной заботы, о которой ты говорил?

Вообще такое случается очень часто, но тут же подростки, так что никаких проблем с гипертрофированной заботой не было. Тем более, я и до этого общался с разными людьми и попадал в какие-то новые компании, так что уже знал, как нужно себя показать. Например, я всегда проговариваю, что если мне нужна помощь, то я о ней прошу, а если не прошу, она мне не нужна. Например, в новой школе один из преподавателей сказал, что если мне что-то не видно с доски, я могу спрашивать у соседа. После этого разговора этот вопрос больше и не поднимался. Таким образом нет никаких неудобств, плюс можно еще и общаться с человеком.

То есть с ребятами проблем не было?

Не было. Обычно если бывают трудности в общении, то ты прямо чувствуешь, как людям неудобно. Ты слышишь какую-то неуверенность в голосе человека, он не знает, например, будет ли тебе комфортно, если он пошутит про твое плохое зрение. Такого рода случаи бывали первый месяц. Меня шутка о том, что я в снайперы пойду, никогда не обижала, но тут главное — установить границы: «Да, я могу пошутить про себя, но не буду делать из себя скомороха». Когда входишь в новую среду и чем-то выделяешься, примерно наполовину отношение к себе ты диктуешь сам, потому что люди ориентируются в основном на то, как ты сам себя воспринимаешь. Я себя воспринимаю довольно легко, и отношение ко мне такое же, как и ко всем.

А еще когда я перешел в новую школу, то переживал: вдруг я людям безумно не понравлюсь. Но потом понял, что в отношениях есть третий вариант, о котором мы обычно не задумываемся: не ненависть, не фатальная радость, а пофигизм. И меня так это успокоило, я прямо подумал: «Фух, хорошо».

У тебя там есть сейчас друзья?

Да, есть несколько человек, с которыми я дружу. Я их спрашивал, были ли у них какие-то сложности в общении из-за того, что я плохо вижу, они ответили, что нет, не было. Кто-то, с кем общаюсь меньше, мне называл мелочи вроде того, что движения у меня неуверенные, но это и понятно: не хочется случайно в женский туалет войти вместо мужского, потому что это будет фиаско до конца дней моих.

Хотела еще тебя спросить, была ли школа как-то специально подготовлена для того, чтобы тебе было удобнее, но сейчас понимаю, что тебе это, наверное, не нужно, тебе просто надо запомнить расположение кабинетов, раздевалок и так далее. Или есть еще что-то, что необходимо сделать дополнительно?

Расположение кабинетов быстро запоминается. В конце концов, если вдруг потеряешься, всегда можно спросить, тебе подскажут или даже дойти помогут. Понятно, что пару раз зайдешь не на тот урок, посидишь пару минут и поймешь, что пришел не туда, со мной такое случалось. А так я ношу с собой увеличитель, пишу всегда на компьютере, если нам дают какие-то анкеты, то проставляю галочки, ручку держать в руках могу же. Или, в конце концов, можно попросить помочь кого-то, кто точно над тобой не подшутит и какую-нибудь дичь не напишет, — у меня такого не было, но я такую возможность всегда предусматриваю. Задания иногда печатают более крупным шрифтом, иногда я прошу, чтобы мне их прислали на почту в pdf. Если какие-то мероприятия или поездки, то я стараюсь идти или ехать вместе с кем-то, чтобы лишний раз не искать дорогу. Я ее найду, но лишний дискомфорт тоже не хочу себе доставлять. Так что каких-то особых средств в плане ориентирования не понадобилось.

Выехать на одном языке сегодня невозможно, но и сбежать от него не получится. Поэтому английский — это скорее сопутствующий элемент, например, к истории или обществознанию, благодаря ему твои возможности расширяются

Чем любишь заниматься помимо английского?

Мне интересно обществознание, потому что надо понимать, где ты живешь, в каком обществе. Мне нравится разбираться в том, как устроены какие-то социальные явления, как они проявляются в литературе. Я так выходил на несколько книг, недавно, например, прочитал «Generation П» Пелевина. Когда оказываюсь в новой среде я наблюдаю за тем, как по-разному люди относятся ко мне, из этого, возможно, и появился этот интерес к тому, как вообще мы относимся друг к другу, как общество работает. Я люблю расспрашивать друзей о том, как они общаются с другими людьми, что у них бывает, что нет.

Еще мне нравится музыку слушать, наверное, тут еще просыпается интерес с исторической точки зрения: что и как формировалось, кто на кого повлиял. И свои эмоции тоже ведь надо куда-то выпускать.

Какую музыку любишь?

Меня вообще по разному носит, мое музыкальное приключение началось давным-давно с Евгения Маргулиса, а сейчас, в основном, я во всяких металльных краях обитаю. Бывает, в электронное что-то заносит, изредка хочется чего-то бардовского. Временами слушаю то, с чего все началось — Высоцкого, Цоя или «Гражданскую Оборону». Я прямо чувствую, что в их песнях есть что-то необходимое, может быть, что-то совершенно русское.

Еще мне нравится, когда друзья делятся своей музыкой: если бы все слушали одно и то же, было бы скучно. К тому же, это тоже хороший повод завести разговор.

В будущем хочешь связать жизнь с английским?

Выехать на одном языке сегодня невозможно, но и сбежать от него не получится. Поэтому английский — это скорее сопутствующий элемент, например, к истории или обществознанию, благодаря ему твои возможности расширяются. Я и сейчас часто делаю поисковые запросы на английском, когда ищу информацию для докладов. С профессией я пока не определился. Просто посмотрел, что мне ближе, где какие экзамены нужны, понял, что довольно часто встречается история и очевидно придется сдавать ее.

Что можешь посоветовать ребятам, которые тоже хотят участвовать в олимпиадах по английскому или просто выучить его?

Моя сестра недавно начала учить датский, и мне нравится ее подход: она говорит, что если хочешь учить язык, то важно, чтобы тебе нравилась культура, которую ты познаешь, потому что иначе зачем вообще за него браться? Тем более, тогда тебе будет проще в процессе: ты можешь подобрать какие-то произведения искусства, которые подходят по уровню, и улучшать свои языковые навыки с их помощью. Это одновременно и поощрение, и дополнительный материал.

Еще я бы сказал, что нужно выработать какой-то план изучения языка, чтобы ты примерно понимал, куда идешь, а не просто плавал в морях познания. Чтобы у тебя были какие-то итоги: например, «за этот месяц я завершил такие-то темы, теперь не путаюсь в простейших английских временах, теперь мне хорошо по жизни». У меня особой систематичности не было, и это тоже сказалось. Когда я совсем не повторял грамматику, как-то раз 15 минут не мог сообразить, как работает Present Simple. Можно конечно выехать на том, что интуитивно верно подбираешь слова, но крепкий фундамент нужен безусловно.