Наталья Иванова-Гладильщикова 20 июня 2019 |
Хороший вопрос. В том объеме, в котором я занимался этим раньше, безусловно, больше работать не смогу. Впрочем, у нас и на математическом факультете, и в естественно-математической школе, и в Кавказском математическом центре за эти годы сформировались очень профессиональные и креативные команды педагогов и менеджеров. Но я, конечно же, буду стараться помогать и идейно, и организационно.
Я для себя решил, что хотя бы два часа в неделю буду отводить на занятия со школьниками и, конечно же, – читать курс на математическом факультете. Во-первых, эта часть жизни важна для меня: я очень люблю заниматься математикой, преподавать ее. Когда-то французский математик Пуассон сказал: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». И я с этим полностью согласен. К тому же руководитель не должен отрываться от реального учебного процесса, иначе легко потерять ощущение того, что происходит в вузе. Нужно постоянно общаться и с преподавателями, и со студентами.
Для меня это действительно смена деятельности. Вся моя работа долгие годы была связана именно с математическим образованием, но в рамках естественно-математической школы мы развивали и другие направления: физика, информатика (олимпиадное программирование), химия, биология, астрономия, экономика. Я хорошо знаком со многими преподавателями АГУ, так как они ведут занятия в школе. Да и 20-летний опыт работы в должности декана позволил узнать университет и сформировать свое понимание его потенциала и возможностей для развития. Я начал работать в Адыгейском госуниверситете в 1991 году после окончания мехмата МГУ и защиты кандидатской диссертации.
Когда я окончил аспирантуру, шел 1991 год. Это был сложный период, и далеко не все мои однокурсники связали свою жизнь с математикой, массово уйдя в сферу бизнеса. В провинции же можно было заниматься наукой и преподаванием в более спокойных условиях. А так как я не видел в себе коммерческих способностей, то вернулся домой.
Нам удалось создать в Адыгее систему по работе с одаренными школьниками в области математики, информатики и естественных наук
Конечно, вначале, после мехмата МГУ, где был высочайший научный уровень и потрясающая атмосфера, мне было нелегко. Хотя Адыгейский государственный пединститут (так в те годы назывался Адыгейский госуниверситет) в советское время был одним из лучших педвузов страны. Люди, которые работали в нем, оканчивали аспирантуру в ведущих научных и образовательных центрах СССР. Но тем не менее это была все же провинция.
Ну, это слишком сильно сказано: я был тогда молодым человеком и масштабных планов не имел. Просто в какой-то момент начал заниматься со школьниками и мне показалось это интересным. И что-то стало получаться.
Начиная с 1993 года, впервые за многие годы, школьники Адыгеи стали регулярно занимать призовые места на зональном этапе (проводившемся по федеральным округам – прим. ред.) Всероссийской олимпиады школьников по математике. В 1998 году по инициативе ректора Рашида Думаличевича Хунагова Министерство образования и науки Адыгеи и Адыгейский государственный университет учредили Республиканскую физико-математическую школу при АГУ, которая сейчас называется «Республиканская естественно-математическая школа». За годы ее деятельности нам удалось создать в Адыгее систему по работе с одаренными школьниками в области математики, информатики и естественных наук. И сегодня школа ежегодно готовит призеров финала Всероссийской олимпиады по информатике, математике, астрономии, биологии. В этом году впервые наша ученица стала призером по экономике. Мы стараемся расширять спектр предметов. Адыгея – совсем небольшой регион с населением всего 400 тысяч человек. Не так просто добиваться высоких результатов на всероссийском уровне, учитывая, что выборка детей сравнительно небольшая.
С первого года существования центра я являюсь руководителем региональной математической смены для школьников юга России. Это ноябрьская математическая смена, на которую мы отбираем двести школьников из пятнадцати регионов, представляющих Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Учитывая, что во многих регионах сегодня нет полноценной системы работы с такими школьниками, «Сириус» взял на себя миссию поиска талантливых ребят и обеспечения им высокого уровня математической подготовки. Мне кажется, что это удалось: появились первые призеры Всероссийской олимпиады в регионах, где их давно не было. В этом году, например, впервые за последние годы девятиклассник из Волгоградской области Семен Севастьянов стал призером по математике. Ассоциация школ-партнеров «Сириуса», которую я возглавляю, помогает регионам формировать полноценную систему работы с талантливой молодежью путем создания региональных центров.
Мне кажется, очень правильно, что акцент при создании «Сириуса» был сделан на три направления: наука, спорт, искусство. В Адыгее мы тоже нацелены на то, чтобы активно их развивать. У нас в университете есть Институт физической культуры и дзюдо. В Адыгее существует знаменитая школа дзюдо, созданная великим тренером Якубом Коблевым, признанным лучшим тренером дзюдо XX века. Он воспитал целую плеяду первых советских олимпийских чемпионов и чемпионов мира, создал в Адыгее спортивную науку. Это направление у нас уникально, и очень, на мой взгляд, привлекательно.
Майкоп имеет немало преимуществ: он комфортен для жизни, компактен и имеет достаточно развитую городскую инфраструктуру
Тут ответственность не только за то направление, которым занимался 20 лет, но и за все 13 факультетов и институтов. Это 10 тысяч студентов, из них более двух тысяч иностранных студентов из 42 стран. Для нашего региона АГУ – довольно крупный вуз. Я хочу применить тот опыт, который у меня есть, чтобы добиться новых содержательных результатов.
Главный корпус АГУ. Фото: adygnet.ru
При этом некорректно и неправильно говорить: я планирую создавать что-то совершенно новое на пустом месте. Рашид Думаличевич Хунагов, возглавлявший университет на протяжении 23 лет, сделал очень много для того, чтобы трансформировать педагогический вуз в классический университет. За последние десять лет здесь создана вся необходимая инфраструктура: построены учебные корпуса, общежития, спортивные комплексы, открыты новые направления подготовки, появились современные научные лаборатории, сложились научные школы и направления. Это тот фундамент, который нам позволяет идти дальше.
Мне хотелось бы, чтобы университет стал более конкурентоспособным и современным в глазах выпускников школ. Чтобы сильные ребята делали выбор в пользу нашего вуза. Это непросто. Одна из причин – университет расположен в маленьком городе с населением в 150 тысяч человек. А сегодня молодежь стремится в большие города, считая, что там легче будет найти работу и устроить свою жизнь. На мой взгляд, Майкоп имеет немало преимуществ: он комфортен для жизни, компактен и имеет достаточно развитую городскую инфраструктуру.
Но когда молодой человек выбирает место учебы, он думает не только о городе. Он смотрит на образовательные программы, на показатели вуза. Мне хотелось бы, чтобы по абсолютному большинству направлений университет воспринимался как современное высшее учебное заведение, дающее высокий уровень подготовки.
Безусловно, требуется совместная работа университета с ведущими научными и образовательными центрами страны, индустриальными партнерами. Опыт сотрудничества с МФТИ в рамках Кавказского математического центра кажется мне очень удачным. За один год мы сумели найти форму взаимодействия, которая интересна как Физтеху, так и нам. Модернизируются образовательные программы по направлениям «Математика» и «Прикладная математика и информатика». Преподаватели МФТИ регулярно приезжают к нам в университет и читают курсы и спецкурсы. Для чтения лекций приглашаются ведущие российские математики. Создана система научных семинаров, которые ведут сотрудники Физтеха, они же подключились к руководству научной работой студентов. Совместно с МФТИ и Высшей школой экономики мы открыли новую, уникальную магистерскую программу «Современная теория игр». Вместе с лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова, возглавляемой Николаем Андреевым, и при финансовой поддержке руководства республики в Адыгее в 2018 году открыт первый в России математический парк. Реализуется большое количество образовательных проектов математической направленности для школьников Адыгеи и всего Юга России.
Такие формы сотрудничества нужно расширять по другим направлениям. Сегодня у нас есть возможность для создания Центра генетических исследований с привлечением партнеров из других научных и образовательных центров. У университета существуют довольно серьезные собственные заделы в этой области.
Индустриальные партнеры – это очень важная составляющая для развития университета. Такое сотрудничество позволяет студентам уже во время обучения проходить практику в компаниях как в Адыгее, так и за ее пределами. У нас есть опыт работы с некоторыми IT-компаниями в рамках математического факультета и, мне кажется, что он достаточно успешный. Например, сотрудники компании ITV Axxon Soft читают спецкурсы для наших студентов, а потом приглашают их на практику, и некоторые остаются там работать. Это возможно и для других направлений подготовки.
В нашем университете хороший уровень подготовки, а по некоторым направлениям очень высокий. Это позволит студенту в дальнейшем успешно себя реализовать и трудоустроиться или продолжить обучение на магистерских программах
Я хотел бы рассказать об одной особенности Адыгеи и нашего университета, которая выделяет его среди других вузов страны. Дело в том, что в ряде зарубежных стран, например в Турции, Иордании, Сирии, Израиле, Германии и других, существует довольно большая адыгская (черкесская) диаспора. В Турции это не менее двух миллионов человек, в Иордании – 100 тысяч этнических адыгов; довольно многочисленная диаспора существует в Сирии, Германии; в Израиле – два черкесских аула. И у этой диаспоры есть спрос на изучение адыгского языка. В нашем университете есть уникальный факультет адыгейской филологии и культуры. Накоплен богатый опыт сотрудничества с зарубежными университетами. Например, несколько лет назад был заключен договор о стратегическом сотрудничестве в области образования с университетом города Дюздже в Турции. В этой провинции порядка 10% населения – этнические адыги. В университете Дюздже четыре года назад было открыто направление бакалавриата «Адыгский язык», а в этом – магистерская программа и аспирантура. Там учатся более 130 человек. В реализации образовательных программ участвуют четыре преподавателя из АГУ.
Совсем недавно в составе правительственной делегации, возглавляемой главой республики Муратом Каральбиевичем Кумпиловым, я побывал в Турции, где мы встречались с коллегами из разных университетов. В апреле я побывал также и в Иордании, где мы подписали договор с одним из университетов и встречались с членами Ассоциации выпускников российских университетов. В этих странах есть большой интерес к продвижению адыгского языка, а также к изучению русского языка. Спрос на знание русского языка сейчас растет в странах этого региона. У нас очень сильный филологический факультет, который, учитывая особые отношения со странами Ближнего Востока и Турцией, также может играть значительную роль.
Нам удалось донести идею, что мы создаем новое качество обучения
В нашем университете хороший уровень подготовки, а по некоторым направлениям очень высокий. Это позволит студенту в дальнейшем успешно себя реализовать и трудоустроиться или продолжить обучение на магистерских программах, которых у нас около двадцати.
Также у нас есть программы аспирантуры практически по всем специальностям. По гуманитарным дисциплинам есть диссертационные советы, вплоть до докторских.
И, наконец, Майкоп – комфортный для жизни город. Он небольшой, здесь прекрасный теплый климат, дружелюбная атмосфера. Студенты из зарубежных стран чувствуют себя в безопасности. Практически не возникает серьезных межэтнических проблем. Всем нуждающимся предоставляется общежитие.
Мы берем победителей и призеров олимпиад всех уровней из Перечня Минобрнауки. В региональных вузах проходной балл на многие направления не очень высокий. Одна из наших задач – поднять качество набора. Она нетривиальная, но решаемая. Например, всего лишь за один год средний балл поступивших на прикладную математику и информатику поднялся на 12 пунктов.
Нам удалось донести идею, что мы создаем новое качество обучения. Мы будем принципиально менять информационно-имиджевую политику. Нужно не только обеспечить рост уровня образовательных программ и научных исследований, но и суметь донести эту информацию до выпускников школ.
Многие наши выпускники сегодня работают в крупных компаниях или в ведущих научных центрах страны
Например, на дневном отделении на юриспруденцию выделено 10 мест, на направления экономического факультета – 20. Но при этом на математическом факультете их – 98, на физическом – 71. В общем, на естественнонаучные направления эти цифры не уменьшаются, а на гуманитарные – как и везде по стране.
Для меня возраст никакого значения не имеет. Мне важно, чтобы человек был молод духом, полон творческих сил и энергии. И таких преподавателей в университете немало. Например, известный математик, профессор Алексей Борисович Шабат. Ему 81 год, но он с большим удовольствием занимается математикой и приобщает к ней молодое поколение. Молодых специалистов немало и в университете, и в РЕМШ. Многие сегодняшние преподаватели матфака и РЕМШ занимались в моих первых кружках в 90-е годы или закончили естественно-математическую школу: Марат Алиев - выпускник моего первого кружка, сегодня является заведующим кафедрой прикладной математики и информационных технологий и наставником большого числа призеров Всероссийской олимпиады школьников по информатике и студенческих олимпиад по программированию, Андрей Резников, доцент математического факультета, также выпускник первого кружка, сегодня наставник многих призеров Всероссийской олимпиады по по математике, Айдамир Сташ – выпускник РЕМШ, стал деканом факультета математики и компьютерных наук, Светлана Беджанова возглавила Республиканскую естественно-математическую школу. На это поколение мы и рассчитываем. Мы будем создавать условия, чтобы наши выпускники, в том числе и те, кто уехал в Москву, возвращались и помогали родному университету в его развитии. Я даже придумал слоган «Back to Адыгея». Многие наши выпускники сегодня работают в крупных компаниях или в ведущих научных центрах страны. Мы не теряем с ними связь и намерены создавать условия для сотрудничества. Это наш ресурс: совместные научные и инновационные проекты. Майкоп в переводе с адыгского означает «Долина яблонь». В университете родился такой слоган: «Превратим долину яблонь в яблонево-силиконовую долину». Эта идея у нас поддерживается на уровне руководства республики. В регионе принята программа стратегического развития до 2030 года. Новый Глава Адыгеи, Мурат Кумпилов, хочет сделать регион инвестиционно привлекательным. И университет, который он активно поддерживает, сможет занять в этом процессе свое достойное место.