Ксения Донская 16 сентября 2019 |
Эксперимент очень интересный, в нем акцент сделан на растворимость газов. Там есть кое-какие хитрые моменты, но в принципе, думаю, выполнить его было под силу большинству участников. Больше всего в этом задании мне понравилось то, что ребята работали над ним в парах. Кажется, на всех олимпиадах, где я бывал, эксперименты выполняют в одиночку, да и сами соревнования обычно индивидуальные. Но командная работа важна, в реальном мире это совершенно необходимый навык.
Да, и с каждым годом команды становятся все больше и больше, в них есть и практики, и теоретики. Поэтому мне очень импонирует этот момент в олимпиаде. Теоретические задания лихо закручены, они очень сложные, особенно второе и третье. Первое было связано с космологией, с ним справились многие ученики. Во втором речь шла о термодинамике, оно предполагало довольно серьезные математические расчеты, некоторые их не осилили. Но самым трудным, по моему мнению, все равно было третье – о монополях. Думаю, над такими заданиями даже многим четверокурсникам пришлось бы поломать голову.
Да, удивил участник из Шанхая: в одном из заданий ему удалось найти способ лучше, чем тот, который был предусмотрен. Мы с Александром Кобякиным, который тоже входит в жюри, по очереди просмотрели его решение, а потом связались с автором задачи, он подтвердил, что действительно, все правильно. В работе этого участника не хватает упорядоченности, думаю, из-за того, что времени дали не так много. Но на апелляции он смог подробно объяснить нам ход своих мыслей, это тоже большой плюс.
Бить рекорды – это как придумывать решение лучше, чем у авторов задачи.
Несколько человек сделали правильно все или почти все. Но были и такие, кто даже не брался за некоторые задания.
Нет.
Да-да. По моим оценкам, теория в этом году была гораздо сложнее, чем эксперимент. Он как раз многих ребят очень воодушевил. Я бы сказал, что теоретические задания помогли выявить среди сильных ребят – они же все сильные – самых-самых сильных. А эксперимент выполнили многие, кому-то для этого пришлось работать на грани своих возможностей. Поэтому почти у всех есть какие-то баллы по крайней мере за первый тур. А если ты еще и что-то из теории нарешал, вообще красота.
Мне кажется, важнее всего то, что здесь они знакомятся с такими же способными ребятами из других стран. У этих знакомств может быть интересная судьба, возможно, потом они будут ходить в одни и те же университеты или просто работать вместе, а это очень важно.
Если учитель делает свое дело с душой, если он помогает ученикам найти свой путь, то он и правда может сильно на них повлиять.
Да, строится большое сообщество, благодаря которому, надо надеяться, не только в физике появится что-то новое, но и в мире будет больше гармонии. Ведь войну между странами начать сложнее, если ты думаешь: «Да я же помню этого парня, который теперь у них президент, мы с ним на соревнованиях познакомились, он очень добрый человек!». И просто звонишь ему на сотовый и говоришь: «Помнишь меня? Мы с тобой на олимпиаде вместе победили. Поищем решение получше?». Я верю в то, что только совместная работа поможет нам достичь мира во всем мире.
Во-вторых, важны, конечно, задания. Даже если сейчас участник не может их решить, но старается, просит подсказку у своих преподавателей, он все равно чему-то учится. В какой-то момент можно действительно зайти в тупик, но это совсем не стыдно. Мы в наших исследованиях постоянно в него заходим. Главное – разобраться, преодолеть препятствие, и в будущем на подобном моменте вы уж точно не застрянете. И даже если на этой олимпиаде у вас ноль баллов, на следующей, возможно, вы наберете максимум!
Прежде всего, нужно сказать, что наши школы сильно отличаются от ваших. В России ученик может с 1 по 11 класс проучиться в одном и том же месте, у нас такого нет, дети разных возрастных групп учатся в отдельных учреждениях. В обоих подходах есть свои преимущества и недостатки. Например, в вашем плюс в том, что дети растут в одной и той же среде, в одной и той же системе, с самого начала и до выпуска. В этом же и минус. У нас ученики пишут экзамены, после которых их могут направить по новой дороге.
В школе №2030, конечно, поражает количество всяких активностей для детей. Здорово, что там не только развивают интеллект учащихся и их интерес к науке, но и есть возможности для занятий спортом и искусством. В образовании соблюдается баланс, это замечательно. В некоторых сингапурских школах акценты смещены на науку. Хотя и школ с комплексным образованием много.
Еще, конечно, сразу замечаешь, что школа №2030 новая и отлично оснащена. Но оборудование – это еще не все. Часто оказывается, что более старые школы, в которых с техникой и приборами все похуже, компенсируют это за счет сотрудников. Люди – вот что самое важное. Если учитель делает свое дело с душой, если он помогает ученикам найти свой путь, то он и правда может сильно на них повлиять. У меня сложилось впечатление, что в школе, которую мы посещали, такие учителя есть.
Конечно, оборудование – это плюс. Но если его не хватает, учителя иногда придумывают что-то новое, им нужно проявлять креативность. Кембридж и Оксфорд возглавляют списки лучших образовательных организаций в мире, но у них нет суперсовременного оснащения, а кое-что из приборов и вовсе старое. Зато сотрудники знают, как выжать из них все.
Даже если вы потратили много сил на подготовку и не добились желаемого результата, грустить не стоит: ваши старания не пропадут даром, вам будет проще на других соревнованиях.
Надеюсь, но сентябрь – не самое удобное время для наших школьников, они в это время сдают экзамены. У нас учебный год начинается в январе и заканчивается осенью. В ноябре и декабре дети отдыхают. С другой стороны, в некоторых школах национальные экзамены не проводятся: может быть, их ученики смогут приехать. Если получится, я буду этому очень рад.
Стоит иметь в виду, что Олимпиада мегаполисов очень сложная. Поэтому даже если вы потратили много сил на подготовку и не добились желаемого результата, грустить не стоит: ваши старания не пропадут даром, вам будет проще на других соревнованиях. Правда, для многих из нынешних участников эта Олимпиада мегаполисов последняя, потому что в следующем году они уже будут в университетах.
Они еще много лет могут приезжать! Но сейчас им, конечно, сложно, они часто не могут справиться с заданиями, потому что они рассчитаны на более высокий уровень.
Участники Олимпиады мегаполисов на теоретическом туре по физике
Но это не значит, что с материалом, которого пока не дают в школе, нельзя разобраться дома. Если тебя интересует какая-то тема, ты можешь очень глубоко в нее погрузиться, при желании даже заглянуть в университетские учебники. Когда я был школьником, я читал учебники российских авторов по физике и математике, дешевые книжки с ужасной бумагой, вдобавок еще и на китайском. Это было занятие не из легких: в сингапурских школах все предметы преподают на английском, китайский учат только на соответствующих уроках, поэтому даже просто читать на нем сложно, а что уж там говорить про учебник! И тем не менее, я самостоятельно прошел темы, которые сильно выходили за рамки программы. И если такое было возможно в мои времена, то сегодня все стало еще проще: в интернете вы можете найти лекции по любым предметам, так что те же учебники покупать не обязательно. Можно записаться на онлайн-курсы ведущих университетов, для этого вам даже не нужно там учиться или что-то оплачивать.
Также, думаю, будущим исследователям очень пригодится программирование. Я физик, но ратую за то, чтобы все ученики умели писать программы. Даже желающих поступить в аспирантуру всегда спрашиваю на собеседовании: «Как у вас с информатикой?». Потому что если человек умеет программировать, он совершенно точно привнесет что-то ценное в любой проект. Так что если вы занимаетесь биологией, математикой, химией или физикой, то и об информатике не забывайте. Более того, этот совет пригодится, даже если вы изучаете не точные или естественные науки, а общественные процессы.
Да, с ее помощью мы учимся мыслить более системно. В мире без логики никуда, любое законодательство строится на логических принципах. Поэтому это просто необходимость. Мы в Сингапуре призываем всех учеников, которые уже участвуют в олимпиадах или только начинают ими интересоваться, обязательно заниматься программированием. Многие пытаются отлынивать, но мне кажется, они это зря! В будущем вам это точно пригодится. Конечно, программирование развивается очень быстро, кое-какие сведения и навыки теряют актуальность, но основы всегда остаются неизменными. Думаю, это занятие не будет лишним, даже если вы иностранные языки изучаете. В конце концов, это же тоже язык, язык роботов.
Конечно!