Москва
Интервью

«Ни в одном другом предмете такого «Лунина» не нашлось»: памяти первого президента химфака МГУ

9 марта этого года не стало академика РАН Валерия Васильевича Лунина. Более 25 лет он возглавлял химический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Значительная часть его времени и трудов была посвящена соревнованиям по этому предмету: так без его участия не появилась бы Менделеевская олимпиада, при нем МГУ трижды принял Международную химическую олимпиаду. О том, какие принципы проведения олимпиад для Валерия Васильевича оставались незыблемыми и каково было развивать соревнования по химии в безденежные девяностые, рассказал его коллега, профессор химфака МГУ, член методической комиссии Всероссийской олимпиады по химии, руководитель национальной команды на Международной олимпиаде Вадим Еремин.
Ксения Донская 13 марта 2020
 Химия

О Валерии Васильевиче говорят, что благодаря ему в России сохранилась система олимпиад по химии. Как я понимаю, речь идет о сохранении олимпиад после распада СССР?

Это некоторое преувеличение. Советская система олимпиад по химии была слишком могучей структурой, она сохранилась бы в виде российских олимпиад в любом случае Когда так говорят, имеют в виду другое: после распада СССР он стал единственным руководителем предметных олимпиад, которому удалось сохранить не Всероссийскую, а Всесоюзную олимпиаду, после распада Союза она стала называться Международной Менделеевской. А вот это действительно подвиг. Ни в одном другом предмете такого «Лунина» не нашлось, а химикам очень повезло. Менделеевская олимпиада – любимое детище Валерия Васильевича, очень большую часть своей жизни он посвятил ее поддержке и развитию. Когда он выступал на встречах с учителями, школьниками, студентами, мы между собой заключали пари – сколько раз он упомянет Менделеевскую олимпиаду. В среднем, не меньше трех-четырех.

Валерий Васильевич Лунин

Конечно, очень велика роль Валерия Васильевича и в развитии всей системы химических олимпиад в России. Для него они являлись одним из важнейших элементов химического образования, в котором он был, если можно так выразиться, идейным лидером. Как руководитель химического факультета МГУ, он всегда проявлял здоровый эгоизм и старался как можно больше олимпиад проводить в университете, понимая, что их участники – это наши будущие абитуриенты.

Олимпиада по химии - одна из старейших, химфак МГУ всегда играл важную, если не главную роль в ее проведении. Какие традиции были сохранены, а что изменилось с приходом нового времени?

Олимпиадам по химии больше 80 лет, это солидный возраст. Неизменными остались главные цели соревнований: выявление одаренных детей, их поддержка, создание условий для превращения одаренности в талант; пропаганда научных знаний.

Не изменились (и никогда не изменятся) принципы проведения олимпиад: открытость, честность, сотрудничество. Участие во всех олимпиадах было и всегда останется бесплатным. Еще одна константа – особый статус Всероссийской олимпиады по химии. Это единственная из олимпиад, которая упомянута в специальной статье Закона об образовании. Победить в ней труднее всего, но она и дает наибольшие льготы.

Что изменилось? Прежде всего, олимпиад по химии стало гораздо больше. Только в перечне Российского совета олимпиад школьников их 17, а бывало и за 20. Стало больше соревнований, больше интересных задач, больше возможностей для детей, появилась свобода выбора. Но и ориентироваться в быстро растущем объеме химической информации теперь намного труднее. Задачи значительно выросли в объеме и уровне сложности, теперь для победы в сильной олимпиаде требуется очень серьезная многомесячная подготовка. Одних способностей уже мало, необходима большая работа, только так можно добиться успеха.

МГУ всегда был лидером в химических олимпиадах, так было еще до Валерия Васильевича, а с его приходом в систему олимпиад роль Московского университета значительно выросла. Преподаватели МГУ составляют ядро методической комиссии Всероссийской олимпиады по химии, университет проводит региональный этап Всероссийской олимпиады школьников в Москве и три олимпиады по химии первого уровня – Московскую, «Ломоносов» и Нано-олимпиаду. При этом, что удивительно, на химфаке МГУ никогда не проходил финальный этап Всероссийской олимпиады. Лунин ни разу не поддержал эту идею, возможно, потому, что он всегда старался развивать химию в регионах. Однако теперь, после его ухода, химфак подаст заявку на проведение финального этапа и, в случае успеха, посвятит его памяти Валерия Васильевича.

В.В.Лунин с участниками сборов в кабинете декана химфака МГУ, 2012 год

Каких принципов Валерий Васильевич как председатель предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по химии старался придерживаться в отношении заданий, самого соревнования?

Главная задача Валерия Васильевича – сохранить традиции олимпиады, ее творческий характер, открытость и честность соревнования. В сами задания он почти не вмешивался, доверяя своим сотрудникам, но очень тщательно подбирал кадры. При всем уважении к «старой гвардии» он старался привлекать молодых химиков, бывших победителей олимпиад.

Во время финального этапа, помимо самих туров, происходит много сопутствующих событий, и у Валерия Васильевича были особенно любимые. В первую очередь, это встречи с учителями, на которых он рассказывал о состоянии химического образования, делился новостями, узнавал о ситуации в регионах. Такие встречи ему были совершенно необходимы, потому что они подтверждали правильность его политики в развитии системы олимпиад.

Насколько Валерий Васильевич был включен в сам процесс проведения олимпиад?

Самым непосредственным образом. Прежде всего он оказывал большое влияние на выбор места проведения финального этапа Всероссийской олимпиады. Кроме того, он был персоной федерального уровня, был лично знаком со всеми тремя президентами России, многими руководителями регионов и министерств. Валерий Васильевич контролировал весь процесс подготовки олимпиад в течение года, и на каждой он был с первого до последнего дня, участвовал во всех официальных мероприятиях и многих неофициальных. К последним можно отнести дружеские встречи и вечера в бильярдной: он был очень хорошим и азартным игроком.

Как я поняла, многих талантливых ребят, которые проявляли себя на различных соревнованиях, Валерий Васильевич замечал и следил за их дальнейшими успехами. Насколько это была частая история? Он как-то поддерживал их впоследстви?

Олимпиада
 
138

Валерий Васильевич был один, а победителей олимпиад каждый год – десятки, поэтому понятно, что за всеми он уследить не мог. Но многих помнил очень хорошо и при первой необходимости помогал: в выборе научного направления, трудоустройстве и так далее. Конечно, это были не разовые акции, в этом проявлялось его отношение к одаренным детям в целом. Приведу только один пример: абсолютный победитель двух Международных олимпиад Алексей Зейфман по окончании школы не пошел в МГУ, а по личным причинам поступил в ярославский вуз. Когда на первом курсе он захотел перевестись в МГУ, выяснилось, что административно это практически невозможно, потому что противоречит всем инструкциям и правилам. Но Лунин смог решить эту сложнейшую задачу. Алексей блестяще окончил МГУ, защитил диссертацию и теперь работает в области наукоемкого бизнеса. Это далеко не единственный пример, но самый яркий.

Очень внимательно Валерий Васильевич следил за подготовкой национальной команды к Международной химической олимпиаде. У нас стало традицией перед поездкой на олимпиаду встречаться с ним, выслушивать его напутствия и фотографироваться в его кабинете или на ступенях химфака. Это всегда помогало. Первый звонок после объявления результатов тоже был ему, он искренне радовался успехам ребят и гордился ими.

 

В.В.Лунин (в центре), В.В.Еремин (слева), А.К.Гладилин (справа) и сборная России по химии, 2019 год

На базе МГУ проводились и Менделеевская, и Международная химическая олимпиады. Можете рассказать об этом опыте?

Это совсем разный опыт, но одинаково тяжелый для Валерия Васильевича. Начну с международной. Наша страна – рекордсмен по числу проведенных международных олимпиад, их было пять: две в СССР, три в России - в 1996, 2007 и 2013 году. Самой проблемной для нас стала олимпиада 1996 года. В стране была тяжелая экономическая ситуация, уровень жизни низкий, денег не было ни у населения, ни у государства, а на соревнование нужно было потратить более миллиона долларов. Отказаться Россия не могла: после распада СССР ей разрешили продолжить участие в олимпиадах без испытательного срока, который полагался всем новым странам, но взамен надо было принять Международную олимпиаду у себя. Лунин, пользуясь званием депутата, добился короткой аудиенции у президента Ельцина и убедил его в том, что Международную олимпиаду необходимо провести в Москве. После этого председателю правительства Черномырдину было дано указание найти деньги. Тем не менее, впоследствии было еще множество трудностей, в первую очередь, финансовых, которые удалось решить только в самый последний момент. Однозначно: без Лунина этой олимпиады бы не было. Остальные олимпиады прошли более организованно и спокойно, уже был накоплен определенный опыт, да и страна стала другой, более экономически развитой и стабильной.

Олимпиада
 
307

В отличие от Международной олимпиады, Менделеевскую Валерий Васильевич каждый год тащил на себе практически в одиночку: он договаривался о месте проведения, находил средства, добивался льгот для победителей, пытался ввести ее в российский перечень олимпиад. Здесь, как и на Всероссийской олимпиаде, он присутствовал с первого до последнего дня. Он всегда старался расширить географию соревнования, которое проводилось не только в Москве, но и во многих столицах стран СНГ. Москва принимала олимпиаду в тех редких случаях, когда совсем не удавалось найти другого места проведения. Благодаря Валерию Васильевичу Менделеевская олимпиада стала важным событием в мире химии, она играет огромную роль в развитии отношений России с дружественными государствами. Кроме того, для участников это прекрасная репетиция Международной олимпиады. Интерес к Менделеевской олимпиаде проявляют все новые и новые страны: в 2019 году в ней участвовали уже 28 стран, а в 2020-м, в апреле она впервые пройдет за пределами бывшего СССР – в Будапеште. К несчастью, уже без Лунина.

Вадим Владимирович, в завершении хотела бы попросить вас поделиться особенно запомнившимися олимпиадными историями с участием Валерия Васильевича.

Первая – о том, как он умел принимать решения. Дело было в 2004 году, на Международной олимпиаде в Германии. Выяснилось, что Литва, которая должна была принимать олимпиаду в 2007 году, отказалась: у них планировалось другое масштабное событие, а два крупных форума одновременно страна принять не могла. В нашей делегации возникла мысль: а не пригласить ли нам Международную химическую олимпиаду в Москву? Мы подробно обдумали все плюсы и минусы и поняли, что это принципиально возможно. Но нужно было получить добро от Валерия Васильевича, так как основная тяжесть работы «в верхах» легла бы на него. Позвонили в Москву, ошарашили академика нашим предложением. Он думал секунд 15, потом сказал: «Соглашайтесь», прекрасно понимая, сколько проблем ему предстоит решить. И получилась замечательная олимпиада 2007 года, которая вошла в историю как одна из самых ярких и интересных.

Другая история – смешная, как Валерий Васильевич прятался от посла. На Международной олимпиаде в Москве научный комитет уличил одну из команд в списывании. Это честное соревнование, подобные случаи встречаются очень редко, кроме того, сам факт жульничества обычно трудно доказать, но в данном случае все было очевидно. Научный комитет предложил поставить участникам нулевые отметки за этот тур, Лунин это одобрил – он был очень принципиальным человеком. Но руководители команды-нарушителя не согласились с наказанием и попытались надавить на организаторов. В ход пошли уговоры, угрозы, затем подключили административный ресурс: привлекли посла своей страны, с которым, как оказалось, у Валерия Васильевича были отличные отношения. И тут Лунин проявил маленькую слабость, он сказал: «Разберитесь тут без меня», отключил телефон и пропустил один вечер на олимпиаде. Этим все и закончилось. После этого случая списывание на международных олимпиадах не повторялось.