Ксения Донская 6 апреля 2020 |
Мы в некотором смысле даже порадовались. У нас на олимпиаде по экологии есть проекты, и бывает такое, что дети выходят с регионального этапа с очень сильной теорией, а проект надо либо дорабатывать, либо вообще брать новую тему, потому что старая оказалась неактуальной. Обычно времени до финала остается очень мало, так что в этом плане мы сейчас выигрываем, для многих такой перенос стал подарком.
К тому же, многие ребята выступают сразу в нескольких дисциплинах: биологии, географии, экологии, ОБЖ, даже один астроном у нас есть. Понятно, что на заключительный этап они проходят не по всем предметам, как правило, по одному-двум, иногда трем. И опять же в этом случае лишний месяц на подготовку – это выигрыш.
Я бы сказала, что абсолютно привычны его элементы. Дети у нас все очень разносторонние: многие ходят в музыкальную школу, увлекаются ИЗО, среди наших олимпиадников есть кандидаты в мастера спорта. Часто они углубленно изучают сразу несколько дисциплин. Так что у многих есть огромное желание заниматься, но не хватает времени. Плюс Москва – не слишком маленький город, и, например, в Новой Москве пока еще не везде проведено метро, ехать оттуда достаточно сложно и долго. Поэтому мы всегда применяли дистанционные технологии: как минимум, старались записывать лекции на диктофон и рассылать их детям вместе с презентациями. Уже довольно давно у нас успешно работают группы во всех соцсетях, там появляется вся оперативная информация: какие интересные очные мероприятия пройдут в ближайшее время, в какие музеи можно сходить бесплатно, куда намечается экскурсия, какие темы ближайших Университетских суббот.
Также у нас есть беседы, в которых мы даем ссылки на статьи, например, прекрасные материалы «Постнауки» и сайта «Элементы», кидаем какие-то короткие видеоролики, очень большой популярностью среди экологов пользуется канал «Научпок». Кроме того, у нас есть Московская и Российская электронные школы. И в течение года мы активно использовали их материалы.
Еще один популярный формат – это «Вопрос-ответ», когда тренеры кидают в группу каверзный вопрос, а учащиеся предлагают свои варианты. Они рассылаются на группу кураторов, которые знают ответ, но при этом понимают, что формулировки могут не совпадать, и учитывают это. В завершении дети получают правильный ответ с объяснением, а также комментарии к собственным догадкам.
Скайп и Зум! Что оказалось замечательно: раньше нам нужно было обязательно заканчивать занятие в 18:30, даже если ребята хотели задержаться и задать какие-то вопросы, потому что всем долго ехать домой, а еще уроки надо делать. Теперь же мы беседуем дольше, потому что никто никуда не торопится и те полтора часа, которые раньше уходили на дорогу, теперь можно потратить на общение.
Также во всех группах у нас идет живой диалог и они постоянно расширяются. Например, к беседе команды стали присоединяться не прошедшие на заключительный этап ребята из классов Центра педагогического мастерства. А еще все они есть в одной большой группе и добавляют туда новых людей даже без моего ведома. Я тут с удивлением обнаружила, что на некоторых лекциях у нас появились шести- и семиклассники. Ездить на занятия им пока тяжело, а в интернете они с радостью общаются со старшими ребятами.
У нас есть оборудование, которое мы спокойно передаем детям, большинство умеет с ним работать, в случае необходимости мы можем что-то подсказать в онлайн-режиме. Пожалуй, единственное, с чем возникает сложность, это микроскопы. Но и это решаемо: у нас есть микроскопы с экраном, на который можно вывести изображение того, что дети должны увидеть. А если у какого-то ребенка работа связана именно с микроскопией, то мы можем его снабдить этим прибором. Конечно, если бы с оборудованием можно было работать только в ЦПМ, сейчас мы лишились бы практики. А так можем полноценно готовиться в дистанционном режиме.
В основном, это приборы для мониторинга городской среды: измерители углекислого газа, люксметры (приборы для измерения освещенности – прим. ред.), шумометры, измерители электромагнитного излучения. Чашка Петри, которая используется, если нужно проанализировать микробиологический состав воздуха.
Главный плюс – это поддержка коллег. Я и раньше ее ощущала, но теперь это чувство еще сильнее. Сейчас мы напрямую взаимодействуем со специалистами, которые раньше были немного в тени: с людьми, которые занимаются монтажом видеороликов, обеспечивают работоспособность электронных досок, компьютеров. Например, за неделю мы записали более десяти лекций в предоставленной ЦПМ студии, и ребята за сутки делали качественный, полноценный монтаж, чтобы школьники скорее их увидели.
Еще одно преимущество – это существенная экономия времени, которое теперь не тратится на дорогу.
И наконец, ребята занимаются в комфортной обстановке. Их ритм жизни замедлился, и они более спокойно ко всему подходят, больше интересуются темами, которые мы изучаем, просят выслать им дополнительные материалы, это здорово.
Существенный минус один: я по ним скучаю. Это потрясающие ребята, которые не скрывают своих эмоций: после получения результатов олимпиады прибегают, обнимают, благодарят. У нас какая-то нереальная атмосфера: дети поддерживают друг друга, мы вместе пьем чай, каждый приносит свое угощение. И сейчас этого живого контакта не хватает психологически. Зато все очень ждут встречи и говорят, что «мы сейчас как следует поучимся, а как только будет можно, встретимся, принесем самые вкусные торты и устроим чаепитие».
Оказалось, что дистанционно можно и петь, и танцевать, и заниматься ИЗО, прекрасно проходят кулинарные занятия
В школе очень важно поддерживать обратную связь с ребятами, потому что уровень мотивации у всех разный. И сейчас у нас появилась отличная возможность заинтересовать их дополнительными занятиями. Раньше после уроков они все куда-то бежали с друзьями и многие даже не задумывались о том, чтобы прийти на кружок. А сейчас, когда мы перешли на новый формат, кружки как раз стали очень востребованными. Оказалось, что дистанционно можно и петь, и танцевать, и заниматься ИЗО, прекрасно проходят кулинарные занятия. А если у ученика есть отдельная веб-камера, он может ее направить на свое творение, и педагог в режиме онлайн контролирует, достаточно ли крупно или мелко нарезаны овощи, нужно ли сделать мазки поярче. Так что творческие занятия прекрасно проходят удаленно, как и основные уроки.
Каждый урок мы стараемся тратить хотя бы 15-20 минут на живое обсуждение материала, в этом нам помогают программы Зум и Дискорд. Нам даже удалось провести мини-день науки, когда ребята презентовали свои проекты на тему «Коронавирус». Это новый формат жизни: кто-то теперь лишился возможности отметить день рождения в клубе, кому-то трудно учиться, когда преподаватель не стоит рядом, кто-то скучает дома, кто-то боится заразиться, нужны антисептики, нет масок, – словом, задач, которые нужно решить, достаточно, и дети предлагали свои проекты, социально значимые продукты. Защиту мы провели в Скайпе, нас поддержали олимпиадники-всеросники: победители и призеры заключительного этапа слушали доклады 6-7 класса, корректировали их.
Например, один ребенок предложил текстильные маски с веселыми рожицами, чтобы на них было приятно смотреть. Еще были сквиши с антибактериальной пропиткой: чтобы не заставлять маленьких детей постоянно мыть руки, а просто давать им игрушку.
На самом деле, мы получили огромное количество продуктов, и формат детям очень понравился. Хотелось бы такую же открытую конференцию провести уже на уровне города, чтобы каждый подал свой проект. Это может быть здорово и очень увлекательно.
Мы стремимся к обратной связи. Действительно, есть дети, которые в классе неактивны: они стесняются, замыкаются в себе, либо чувствуют, что не понимают какую-то тему. И сейчас уроки у нас проходят в двух форматах: дистанционном, когда учитель общается с детьми по Скайпу или Зуму, и электронном, когда он подгружает сценарий МЭШ и дает детям задания. Когда стоит электронный урок, мы стучимся к ученикам, которые боятся отвечать при других, чтобы поработать с ними индивидуально. И оказалось, что один на один они прекрасно отвечают! Эта идея родилась в нашей школе из-за карантина, думаю, она останется с нами и после него. Возможно, в будущем, когда дети будут возвращаться после уроков домой, мы будем звонить им по Скайпу и проводить небольшие сеансы общения, во время которых они смогут полностью раскрыться, не боясь реакции класса. Думаю, подобная проблема есть во всех школах, и такой подход помогает ее решить.
На самом деле, это довольно просто: есть рабочее время, есть расписание, его надо придерживаться. Нельзя думать, что можно поспать подольше, а потом не спеша выпить кофе. У меня на телефоне есть планировщик дня, которым я пользуюсь весь учебный год: стоит будильник, стоят напоминания, когда нужно выпивать стакан воды, когда – готовиться к уроку. И сейчас я продолжаю жить по нему, даже встаю во столько же. Режим дня важен, потому что если из него выпадаешь, то вернуться очень сложно. Так что я придерживаюсь сложившегося распорядка, дети тоже.
Вообще несильный стресс полезен для организма, укрепляет его. Соответственно, если дети в изменившихся условиях смогли организоваться, то для них это уже не что-то страшное, а просто новая незнакомая ситуация
Мои дети расслабляться не дают: они выступают на олимпиадах по биологии, экологии и ОБЖ, так что утром тоже подрываются по будильнику, завтракают и садятся за компьютер – у них, как и у меня, с 9 утра занятия в ЦПМ. В этом плане у нас вся семья мобилизована.
Конечно, мы объяснили детям, как важно сейчас уважать друг друга. Например, когда у двух старших онлайн-урок, пятеро младших ведут себя тихо. Они, как и любые дети, любят пошуметь, но понимают, что во время занятий этого делать нельзя. На самом деле, именно в таких ситуациях и проверяется, насколько мы смогли воспитать в них уважение и взаимопонимание.
Вообще несильный стресс полезен для организма, укрепляет его. Соответственно, если дети в изменившихся условиях смогли организоваться, то для них это уже не что-то страшное, а просто новая незнакомая ситуация. Это даже помогает развить какие-то способности. Мы это видим, в том числе, по ребятам, которые раньше бегали во дворах, а теперь пришли к нам на кружки и уже сказали, что будут заниматься и после карантина.
Однозначно! Мне кажется, у нас получилось организовать обучение так, чтобы дети видели не проблему, а возможность, и это самое главное. Потому что если учителя скажут: «Все, вы теперь год нормально не закончите, нам работать тяжело», то и дети поддадутся панике. А если учителя объяснят, что это новые перспективы, то дети пойдут за ними. Это видно по нашим ученикам: мы боялись, что мотивация у ребят упадет, а она наоборот повысилась.
Проведите время с семьей: пусть будет вечернее чаепитие, совместные киносеансы, литературная гостиная, где вы с родными вслух читаете какие-то интересные рассказы
Первая рекомендация педагогам – это стараться использовать больше систем с «живой связью», зарегистрироваться в популярных у детей социальных сетях. Например, у двоих моих детей классные руководители – одной под 70, другой – за 70, и они обе уже есть во Вконтакте, освоили Скайп. Теперь дети могут в любой момент задать вопрос онлайн: они даже в школе раньше так часто к учителю не подходили. Тут важно обозначить какое-то время, когда вы доступны, например, я своим сказала, что они могут мне писать до 23. И теперь бывает такое, что в 22:59 ребенок с победным возгласом «Успел!» присылает свой вопрос.
Во-вторых, я бы посоветовала не изобретать велосипед и максимально использовать те ресурсы, которые сейчас есть: онлайн-экскурсии, онлайн-музеи, уроки МЭШ и РЭШ, «Сириус» сейчас открыл для всех свои курсы – это потрясающий, феноменальный материал, он бесплатный, значит, надо брать и передавать ученикам. Захотят они его смотреть или нет – другой вопрос, но предложить надо обязательно. Кроме того, сейчас многие образовательные центры для всех желающих открыли свои курсы: и по робототехнике, и по английскому, и по музыке. У меня сын, например, давно собирался пойти на гитару, но все руки не доходили, а сейчас появились бесплатные уроки – он тут же зарегистрировался, сел, начал играть.
Что касается школьников, тут то же самое: используйте по максимуму те возможности, которые сейчас есть, и обязательно пробуйте что-то новое, максимально разнообразные виды деятельности: от хастла до кулинарии, от сферической геометрии до пения. Возможно, вы займетесь чем-то неожиданным и обнаружите, что это ваше.
И еще один совет и для детей, и для взрослых: пообщайтесь с родными и близкими. Часто нам не хватает времени, чтобы позвонить бабушке, поговорить по душам с мамой, обнять собственного ребенка. Проведите время с семьей: пусть будет вечернее чаепитие, совместные киносеансы, литературная гостиная, где вы с родными вслух читаете какие-то интересные рассказы. Потому что когда дети вырастают, вспоминают они именно такие моменты. И сейчас нам дали возможность уделить внимание семье, снизив наш бешеный ритм.