Ксения Донская 17 апреля 2020 |
Дистанционное обучение дает огромное количество свободного времени: оно высвободилось за счет снижения школьной нагрузки, а также из-за отсутствия других занятий, которые противоречат режиму самоизоляции.
Формат моих занятий сильно не изменился, так как самоподготовка всегда была моим ключевым инструментом. Правда, пришлось немного поработать над тем, чтобы найти дистанционный способ взаимодействия с моим учителем истории, который готовит меня к олимпиаде. В итоге мы созваниваемся в Дискорде: это очень удобно и по качеству абсолютно не уступает очным занятиям.
В значительной степени меня мотивирует то, что сейчас у нас есть уникальная возможность спокойно распланировать свою подготовку и развить свои знания. Главное – не уходить в крайности и не работать на износ, а выделять на занятия определенное время. Материалов сейчас тоже более чем достаточно: множество онлайн-платформ сделали бесплатную подписку, а разных лекций, подкастов, учебников в открытом доступе хватит на олимпиадника любого уровня.
Я решил не расслабляться и ботать еще больше: каждый день стараюсь сдать что-то преподавателям, почитать научку, послушать лекции. С этим помогает, например, платформа «Арзамас».
Из-за дистанционного обучения мне не надо тратить время на дорогу в школу, что сильно его экономит. Для спокойной подготовки дома нужен только стабильный интернет и какой-нибудь девайс, с которого можно выходить в сеть. С моими преподавателями я занимаюсь дистанционно: слушаю лекции в Скайпе или Зуме и присылаю им домашнее задание в электронном формате, что для меня привычно.
Работать дома иногда непросто, поэтому я освобождаю себе около двух часов на отдых и четко соблюдаю этот режим. Кроме того, я удалил приложение «Вконтакте» с телефона, оставив его только на компьютере, поэтому почти не провожу время в соцсетях.
Я собирался ходить в Центр педагогического мастерства два месяца перед финалом всероса, но тут как раз начался режим самоизоляции. Поэтому заниматься целенаправленно у меня сейчас возможности нет, зато больше времени на подготовку: с друзьями не погуляешь, и все время после дистанционных уроков я трачу на географию. Правда, и темп снизился: в одиночку я прохожу материал медленнее, чем в ЦПМ. Свой день никак не организовываю, потому что меня это сильно напрягает. Я полностью прирос к дивану и постоянно читаю. Но это мое привычное состояние: не лежал бы на нем столько лет, знал бы гораздо меньше. Ну и практической подготовки сейчас нет, с этим ничего не поделаешь.
После перехода на дистанционную форму занятий появилось время, чтобы не просто интересоваться предметом, а целенаправленно совершать какие-то действия. Как проходит подготовка? Я беру темы, которые встречались в заданиях разных лет и которые не до конца понимал, и разбираюсь в материале, чтобы при следующей встрече смотреть на них уже с большего количества точек зрения, на новом уровне.
Конечно, добавляет некоторых сложностей невозможность разобрать какой-то вопрос лично с наставником, но эту проблему решают современные технологии. С другой стороны, в онлайн вышли многие семинары и кружки, теперь они доступны не только в городах проведения. Например, можно обращаться к московским кружкам по лингвистике.
Что касается лайфхаков, за время самоизоляции я убедился, что моя стратегия – не «ботать», а заниматься, пока это в удовольствие, – позволяет сохранить хотя бы какую-то эффективность работы; с определенного момента «ботание» превращается в трату сил впустую. А вот результативность не оценишь, пока нет какого-то конкурса. Ну и, конечно, «отдых – это смена деятельности» – принцип, позволяющий жить более продуктивно.
Новость об отмене заключительного этапа застала нас прямо во время занятий. Ее скинули в беседу во ВКонтакте, и это было как гром среди ясного неба. Сразу все кинулись проверять, не фэйк ли это, но видео с брифинга министра просвещения не оставило никаких сомнений. И тут что-то как будто оборвалось внутри. Неужели все вот так возьмет и закончится? Вроде еще вчера я сидела и весь вечер выполняла задания по истории права, выделяя все разноцветными маркерами, чтобы лучше запомнить. И хотя вроде бы здорово, что можно получить БВИ, но я себе это совсем не так представляла...
Мне грустно, что все закончилось. За время, проведенное в сборной, я так привыкла к такому ритму жизни, что сейчас нахожусь в некоем смятении и не знаю, что делать дальше: я в 11 классе, и мой олимпиадный путь, видимо, завершился. Но, думаю, что все равно продолжу заниматься, только теперь буду готовить материал, чтобы помочь другим ребятам, которым, скорее всего, придется пробовать свои силы на олимпиаде уже в следующем году. Как бы ни развернулась эта ситуация, мы со всем справимся, потому что мы – Команда! В любом случае, я считаю, что все было не зря:)