Ксения Донская 22 июня 2020 |
Моя сессия уже закончилась!
В целом, лично для меня дистанционно учиться тяжелее. Еще и так неожиданно все началось и для нас, и для наших преподавателей. Сначала ситуация была непонятная, в результате многое свалилось на конец мая, и у нас был огромный завал. Обычно у меня по части предметов автоматы, что-то я сдаю досрочно, в итоге на саму сессию никогда не оставалось больше одного экзамена. А сейчас вообще получилось, что по всем предметам автоматы, так что я уже отдыхаю.
У меня со школьных лет комплекс отличницы, я всегда в школе все закрывала на пятерки, и в университете это тоже пока, к сожалению, не прошло. Перфекционизм все время заставляет меня все делать на максимум.
Думаю, это не всегда идет мне на пользу. Я понимаю, что есть предметы, которые в будущем мне не особо пригодятся, вместо них я могла бы потратить время на что-то для здоровья, для саморазвития, или на другой предмет, который мне впоследствии понадобится, но перфекционизм мне не дает этого сделать.
Я бы так сказала: все мы люди, у нас нет никаких сверхспособностей. По моим ощущениям, я готовлюсь к экзаменам наравне с моими одногруппниками. Может, кому-то и может показаться, что я усваиваю информацию быстрее, но думаю, это не из-за олимпиад: просто у разных людей материал в голову вкладывается с разной скоростью. Тут важнее то, что если человек занимается во время семестра, то ему и сессию сдавать легче. Я как раз так и делаю, и перед экзаменами мне остается только систематизировать и повторить.
Нет (смеется). В душе-то я прокрастинатор, прокрастинировать, наверное, вообще все любят, но у меня это, видимо, в более умеренной форме выражено, чем у большинства студентов.
На самом деле, он мне безусловно очень помог. И тут дело даже не в конкретных дисциплинах, а в умении самостоятельно учить предмет, собраться и за короткий срок переработать большой объем материала – в период регионального этапа на всеросе такое вечно бывало. А с точки зрения самих знаний, многие олимпиадники говорят, что «я пришел на первый курс, а мне здесь скучно, я все знаю». В какой-то мере у меня такое тоже есть на химии: мне значительно легче учиться, чем тем, кто в олимпиадах не участвовал. Например, во время подготовки я писала очень хорошие конспекты всех вузовских учебников, и по сути, мы сейчас учимся по ним же. Учебный год только начался, а я уже прочитала все книжки, у меня уже все законспектировано, а забытое можно очень быстро восстановить.
Сейчас я выросла уже из момента, когда мы все так сильно хотели соревноваться друг с другом
Когда я участвовала в олимпиадах, мне эта составляющая действительно очень нравилась, хотя я как раз была сторонницей мнения, что соревнуюсь с собой, а не с конкурентами. Но сейчас я выросла уже из момента, когда мы все так сильно хотели соревноваться друг с другом. В вузах, конечно, тоже не дают расслабиться: тут постоянно составляются рейтинги, и если ты много занимался, то на подсознательном уровне хочется занять какую-то приличную позицию. Помню, на первом курсе мне еще это было важно, а сейчас я к этому отношусь спокойно: обошел меня кто-то – ну и ладно. Но у нас в группе есть ребята, тоже бывшие олимпиадники, которые продолжают с этим считаться. А мне кажется, гораздо важнее понять для себя, что ты выучил предмет, ты молодец. Количество баллов за какую-то очередную контрольную отходит на второй план.
Привыкать нужно ко всему! Тут даже дело не в различиях в учебе, это же просто другая жизнь! Уезжаешь из родного города в чужой, погружаешься в немыслимую, незнакомую атмосферу. Я вспоминаю это время с большим теплом, потому что рядом со мной были мои олимпиадные друзья и первый курс мы провели очень классно. Тогда еще не было большой нагрузки по учебе, мы много гуляли по Москве, исследовали этот необъятный мир.
Да, причем из-за сборов перед Международной олимпиадой я даже не сдавала ЕГЭ по химии: написала только математику и русский, по дороге на занятия зашла в приемную комиссию, отдала папочку с документами и вышла. Так что мое поступление не оставило у меня особых впечатлений.
Вообще в 10 классе я даже не рассматривала МГУ. Я планировала поступать в НГУ – Новосибирский государственный университет, это ближе к моей родной Тюмени. Вуз хороший, я ездила в Академгородок, мне там понравилось, мама была очень за то, чтобы я училась поближе к дому и можно было чаще меня навещать. Но потом я поехала в «Сириус», встретила там много талантливых ребят-олимпиадников, и почему-то так удивилась, когда все до единого начали твердить, что собираются поступать в МГУ! И тут я задумалась, что, наверное, стоило бы и мне такую цель поставить.
Мама была очень против. Но она была очень против каждый раз, когда я куда-то уезжала, будь то Международная Менделеевская олимпиада, сборы в Москве или Международная химическая олимпиада.
Да, она доктор наук, у нее своя лаборатория. Просто потому, что она мама.
Да, я еще была очень домашним ребенком, редко выходила на улицу, с трудом представляла, как устроена система взрослой жизни. Даже сходить в магазин для меня вплоть до 18 лет было большим стрессом: там же нужно разговаривать с продавцами, выбирать еду! Я плохо умела готовить. В общем, я была ребенком, который исключительно сидел, ботал олимпиады и ничем больше в бытовом плане не интересовался.
У меня никаких трудностей с этим не было. Мне повезло: мы заселились в комнату с моими подругами, до этого мы вместе жили в «Сириусе» и на всеросе и уже знали, что у нас никаких проблем не будет. По той же самой причине мне было несложно адаптироваться к новым обязанностям, мы все делали вместе: готовили, ходили в магазин, занимались какими-то бытовыми вопросами. Так что я и не заметила какой-то проблемы в том, чтобы начать взрослую самостоятельную жизнь.
Конечно! Это оказалось не сложнее, чем решать задачи второго тура.
Когда я первый раз пришла на лекцию по математике, я была в полном ужасе. Думала: «Все, я не справлюсь, я не смогу»
Честно говоря, я вообще ничего от МГУ не ожидала. Лето перед университетом прошло сумбурно: была Международная олимпиада, я мало думала тогда о предстоящей учебе в вузе, и только в августе начала чуть-чуть представлять, как это будет. Сначала я немножко волновалась, но когда приехала сюда, было такое воодушевление, восторг, все было так интересно. Даже лекции в первое время казались просто безупречными, за исключением некоторых.
Ну да, причем поменялся и в одну сторону, и в другую. Когда я первый раз пришла на лекцию по математике, я была в полном ужасе. Думала: «Все, я не справлюсь, я не смогу». Преподаватель стоял у доски, что-то мямлил тихо-тихо и рисовал не знакомые мне символы. Я не понимала, что вообще тут происходит, как я буду сдавать экзамен, как я вообще что-то здесь пойму. Высшая математика шла у нас два года, и этот преподаватель в итоге стал одним из моих любимых на химфаке; в высшей математике я разобралась, и на экзаменах все было хорошо! Так что это было обманчивое первое впечатление.
Особой разницы между тем, чтобы ходить в школу и ходить в университет, я не почувствовала. Те же самые домашние задания, те же самые лекции, на них точно так же нужно вставать в 8 утра. Единственное, что на тебя ложится дополнительная бытовая нагрузка. Еще я с первого курса подрабатывала. Точнее, как – подрабатывала: это была скорее неоплачиваемая работа в лаборатории.
Не совсем. Просто в университете я пошла в специализированную группу, которая готовит будущих научных кадров. Нам выделяется время для обязательной работы в научных лабораториях РАН за счет сокращения часов на какие-то другие предметы. Большинство моих одногруппников заняты в Институте органической химии, у меня с ним не сложилось, лабу я выбрала не с первой попытки, и сейчас работаю в другом институте.
Да, во время подобной работы многому учишься, выпускники в такой группе по уровню не уступают аспирантам. Я и сама чувствую некоторое преимущество в том, что мы уже хорошо разбираемся именно в лабораторной работе: если ты собираешься идти в науку, то важно начать как можно раньше.
Если кратко, то занимаюсь созданием материалов с высокой протонной проводимостью. Они нужны, в том числе, для того, чтобы создавать водородные двигатели. Я смешиваю в баночке разные вещества, долго варю исходники, ставлю их в печку, смотрю, выпал ли у меня нужный материал. Если не выпал, то расстраиваюсь, если выпал, то радуюсь и характеризую его разными физико-химическими методами. Но чаще всего, конечно, случается первое.
Да, был отдельный отбор, обычно туда конкурс даже больше, чем на сам химфак. Мы писали тест, причем писали его все: неважно, победитель ты международной олимпиады или просто пришел на химфак по ЕГЭ. Но достижения все равно как-то учитывались, потому что была отдельная графа, где нужно было вписать, что ты сделал «в прошлой жизни».
Я пока получила только минусы, честно говоря. Почему-то некоторые преподаватели относятся к олимпиадникам предвзято: им кажется, что мы загордились, что ли, и ничего не делаем. Я уверена, что такие олимпиадники действительно есть, но не потому, что они загордились, а потому что они лентяи. И это, конечно, относится не ко всем.
Думаю, стоит понять, что олимпиады – это уже в прошлом, поставить себе новую цель и двигаться к ней
Сейчас я скорее знаю, что я бы точно делать не хотела. Я попробовала что-то, поняла, что это не мое, заниматься я этим не буду и иду искать себя в науке дальше.
Когда я участвовала в олимпиадах, моей любимой областью химии была органика. Я фанатела от нее до безумия, говорила всем, что буду органиком и никем больше не представляйте меня. Естественно, когда нужно было выбирать лабораторию, я пошла в Институт органической химии. Там я смотрела на лаборатории и понимала, что что-то мне ничего не нравится. В конце концов, выбрала одну, пошла туда. Проработала там около полугода и поняла, что это совсем не мое. То, каким образом построена работа ученого в органической химии, мне не подходит, вот и все. И я просто пошла дальше. При этом от своей любви к органической химии я полностью не отказываюсь, она мне по-прежнему нравится, я по-прежнему занимаюсь органическим синтезом, но делаю не просто органический синтез, а синтез, у которого есть какая-то глобальная цель.
Не совсем так. Например, когда после второго курса я была на стажировке в Израиле, проект, которым я занималась, вообще никак с прикладной частью не был связан, но тем не менее, там органический синтез был только инструментом. Он был нужен, но не являлся самоцелью.
Сейчас я выстраиваю свой ракурс с уклоном в биохимию: мне интересно пробовать что-то на стыке, потому что чистая химия, наверное, меня не так привлекает.
Мне не чужда эта наука, как и все естественные, но чистой биологией я бы никогда не стала заниматься, потому что меня вгоняет в ужас, например, мысль о том, чтобы учить какую-то классификацию беспозвоночных или подобные вещи. Меня интересуют конкретные темы в биологии, а не вся биология.
У нас все очень разные, даже если брать нашу группу. Есть тихие, застенчивые, есть наоборот – ребята, которые играют в компьютерные игры, тусуются. Есть те, кто предпочитает маленькие компании, вечера под гитару. И те, кто просто любит учиться.
Я как раз люблю маленькие компании: мне нравится общаться, но у меня все более камерное. Я как была домашней девочкой, так, наверное, ею и остаюсь. Если меня не заставлять выходить из дома, то я, пожалуй, не особо сама к этому буду стремиться.
Сначала, конечно, Москва привела в восторг: столько возможностей, столько всего интересного, нового, неизведанного. На первых курсах я много где побывала, это были абсолютно различные заведения: от батутных центров до Третьяковской галереи. Но все равно у меня от нее двойственное впечатление, и на каникулах я возвращаюсь в Тюмень как на курорт. Я так устаю: большой город давит, тут много людей, огромные расстояния, метро вгоняет меня в ужас. И еще почему-то когда мне что-то нужно купить, в Москве ужасно сложно найти необходимое. В Тюмени у меня таких проблем не возникает никогда: там все такое маленькое, знакомое, близкое.
У меня есть любимый парк – Царицыно, я там не так часто бываю, он довольно далеко, но очень мне нравится. Еще я люблю Ботанический сад МГУ, он классный! Там обширные пространства, можно побродить по тропинкам. Еще в нем есть одно место, думаю, оно радует всех, кто его находит: там создается ощущение, что ты в какой-то параллельной реальности, потому что внезапно перенесся из огромного города в лес, а сверху при этом еще и торчит шпиль МГУ, выглядит очень прикольно!
В общаге у нас химические опыты запрещены, и если у вас не дай бог найдут какую-то химическую посуду или вещества, то наказание может быть вплоть до выселения. А по поводу взрывов – мне кажется, все любят взрывать! На первом курсе у нас была неорганическая химия, и на лекциях нам показывали опыты по той группе металлов или неметаллов, которые мы проходим. Частенько там были очень впечатляющие опыты а-ля взрыв водорода: жестяную банку наполняют водородом, поджигают, он взрывается, банка летит чуть ли не до потолка и падает вниз. Это было очень зрелищно, и на первые парты никому садиться не хотелось.
Вообще многие химики, и химики-олимпиадники в том числе, «химичат» еще во время учебы в школе. А в вузе у нас все время практикумы, потом все начинают работать в лабораториях, и, наверное, уже нет какой-то дополнительной потребности что-то взрывать.
Да. На практике у нас тоже были опыты, которые сопровождались небольшими взрывами. Один раз был такой случай: на первом курсе мы работали в практикуме, и вдруг в соседнем помещении что-то загрохотало, все так насторожились. Оказалось, что один очень умный человек там случайно подорвал водород и упала тяга! Но к счастью, никто не пострадал.
Химия вообще не славится своей безопасностью: когда ты работаешь в лаборатории, надо быть готовым к тому, что каждое третье вещество, которое ты берешь в руки, токсично, каждое четвертое – канцероген, каждое пятое – взрывается. Иногда от этого становится немного невесело, потому что ты так или иначе контактируешь с этими веществами. Но я утешаюсь тем, что химики-академики живут до очень преклонных лет, так что, наверное, все хорошо.
Да, я была в оркестре, но, к сожалению, сейчас там не играю. И тут сожаление вполне искреннее, потому что это было очень крутое время и мне безумно это нравилось. Но у меня просто не хватало времени на то, чтобы посещать музыкальные занятия в нужных количествах. Возможно, я бы хотела их возобновить, но пока как-то все не складывается. Все думала, что на старших курсах будет побольше времени, потому что наибольшая нагрузка по учебе идет на втором-третьем курсе, а дальше только диплом, то есть, по сути, просто работа в лабе. Возможно, я вернусь к музыке, потому что очень люблю это дело.
Я с отличием окончила музыкалку, в Тюмени четыре года играла в детско-юношеском оркестре. Прихожу я в оркестр МГУ, меня спрашивают:
– Играла в оркестре?
– Играла.
– Какую партию?
– Первую всегда!
– На, сначала вторую попробуй.
Я взяла ноты и поняла, что мне сложно это сыграть: совершенно другой уровень. Если в детско-юношеском оркестре делается скидка на то, что это дети, ученики музыкальных школ, то здесь уже играют взрослые произведения и подготовка нужна хорошая. Фишка этого оркестра в том, что первые партии обычно берут профессиональные музыканты. Многие из этих людей, допустим, окончили мехмат МГУ, потом отучились на флейтиста или скрипача и пришли играть в оркестр. Это для меня было удивительно! Контингент очень широкий: у нас играл один школьник, были люди, очень отдаленно связанные с МГУ, приглашенные музыканты, которые пришли в оркестр за компанию с друзьями, но большинство – это, конечно, студенты. Для меня оркестр стал полезным опытом, мой навык игры на инструменте за год очень вырос. Я занималась и подтягивалась за теми профессиональными музыкантами, которые с нами играли.
Думаю, стоит понять, что олимпиады – это уже в прошлом, поставить себе новую цель и двигаться к ней. Всегда помнить с теплотой об олимпиадном времени, но не забывать, что вы уже на другой ступеньке и вам нужно делать что-то большее, что-то выходящее за рамки того, чем занимались раньше: например, не только учиться, но и развиваться в научном плане, если вам нравится наука.