Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Интервью

Живописцы свободы: заместитель гендиректора Третьяковской галереи – об олимпиаде по истории искусств

В этом году Третьяковская галерея и Центр педагогического мастерства в пятый раз совместно проводят Московскую олимпиаду по истории искусств. Это, пожалуй, одно из самых необычных школьных соревнований: в первом туре участникам разрешается пользоваться любыми источниками информации, а в финале они остаются один на один с картинами в Третьяковке и могут почувствовать себя настоящими арт-критиками. О том, какой теме посвящена олимпиада этого года, как в ней поучаствовать и стоит ли пробовать свои силы, если МХК – не ваш любимый предмет, рассказала заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по просветительской и издательской деятельности Марина Эльзессер.
Ксения Донская 3 февраля 2021
 Искусство

Почему Третьяковская галерея решила взяться за такое дело, как проведение олимпиады?

Третьяковская галерея уделяет большое внимание образовательным программам, причем не только внутри музея. Нас волнует наше будущее, нас интересует, кто придет к нам на работу через 5-10 лет, и Московская олимпиада школьников по истории искусств – это во многом профориентационное мероприятие: мы ищем и поддерживаем способных, талантливых молодых людей, которым интересна история искусств, культурология, мировая художественная культура. Возможно, кто-то из них задумывается о работе в этой сфере или хочет понять, насколько его душевные порывы и способности соответствуют этому направлению. Поэтому мы и приглашаем, в первую очередь, старшеклассников, хотя строгих ограничений нет, у нас бывали и добившиеся успехов участники более младшего возраста.

Тема олимпиады в этом году – «Романтизм в России и Германии». Почему выбрали именно ее?

При подготовке олимпиады мы не сужаем тему до конкретных художественных произведений, напротив, нам очень важен исторический и культурный контекст. В этом смысле тема романтизма чрезвычайно благодатна и полезна для школьников. Это явление охватило культуру всех европейских стран, романтизм проявлялся и в живописи, и в литературе, и в музыке, и в социальных процессах. Кроме того, романтизм – это важнейшая тема, которая, строго говоря, не имеет хронологического окончания: он по-прежнему жив и в искусстве современных художников, и в современной общественной мысли, вопросы о свободе и роли личности актуальны до сих пор. В этом году в стенах Третьяковской галереи должна состояться крупнейшая выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которую мы организуем совместно с художественными собраниями Дрездена. Для нас важно, чтобы очный тур проходил в музейных залах, поэтому прежние олимпиады были посвящены крупным выставкам: например, это было творчество Ильи Репина или искусство периода оттепели. Наши сотрудники активно участвуют и в подготовке вопросов, и в проверке заданий.

Вы сказали, что олимпиада помогает выявить школьников, которые, возможно, в будущем захотят связать свою профессиональную жизнь с искусствоведением. А стоит ли участвовать, если у тебя нет особо глубоких знаний в области искусства?

Заочный тур как раз направлен на то, чтобы старшеклассник эти знания получил. Ответы на вопросы этого тура можно искать в любых источниках: пользоваться интернетом или библиотекой, обращаться за советом к взрослым. Понятно, что готовых искусствоведов в 8-11 классах нет, есть только ребята, которым это интересно. И наши задания как раз помогают понять, подкрепляется ли этот интерес еще и каким-то результатом, углубляется ли он при погружении в тему. И конечно, совсем необязательно связывать свою будущую карьеру с музеями: у нас миллионы людей, которые любят искусство и не являются профессионалами в этой области. Они ходят к нам на лекции и экскурсии, потому что просто хотят что-то узнать о живописи, скульптуре, графике. Поэтому если школьник хочет стать врачом, геологом или менеджером, но любит искусство и хочет в нем разбираться, конечно, он может присоединиться к олимпиаде. Ведь рассматривать картины, искать информацию, размышлять – это прежде всего увлекательно.

Получается, цель заочного тура – даже не выявить лучших юных искусствоведов, а скорее погрузить участников в контекст?

С одной стороны, да, а с другой – идет процесс накопления знаний об определенном периоде. Это важно, ведь на очном туре возможности посмотреть что-то в интернете уже нет. Он проводится непосредственно в Третьяковской галерее. Из участников первого тура – например, в прошлом году у нас их было более трех тысяч – отбирается сотня лучших и мы приглашаем их в наши залы, которые на время финала закрываются для посетителей. Конечно, музей несет финансовые потери, но мы понимаем важность олимпиады, и руководство идет нам навстречу. Все задания очного тура связаны с произведениями искусства, которые находятся в экспозиции: их нужно сравнивать и анализировать. Также участникам предлагается написать небольшое эссе на одну из предложенных тем.

Как можно подготовиться к таким творческим заданиям очного тура?

Я думаю, что нужно больше читать и учиться формулировать свои мысли. Наша жизнь сегодня по сути вся состоит из поглощения огромных объемов информации, мы постоянно ее впитываем. В данном случае нужно наладить обратный процесс и самому стать творческой единицей. С этим помогают сочинения по литературе, в том числе, «Сочинение по картине», которое пишут в 5-6 классах. Это упражнение развивает умение анализировать, грамотно и образно формулировать свои мысли, что очень важно, когда мы говорим о произведениях искусства.

В памятке олимпиады сказано, что работа на очном этапе проходит в неформальной обстановке, например, участникам даже разрешается садиться на пол. Насколько быстро школьники осваиваются с такой свободой, которая не всегда у нас ассоциируется с музеями?

Мне кажется, что они осваиваются сразу и с большим удовольствием. Ребята свободно перемещаются по залам, рассматривают произведения искусства, читают сопроводительные тексты на стенах. Потом наступает время ответов на вопросы и написания эссе, мы раздаем участникам специальные сидушки, так как сто посадочных мест в зале, конечно, найти невозможно. В результате получается действительно не совсем обычное зрелище: когда в музее молодые люди с прекрасными задумчивыми лицами сидят на полу и что-то пишут, это очень вдохновляет.

Должно быть, благодаря этому опыту у детей появляется совсем другая картинка того, каким может быть поход в музей.

Это и правда так. Мы это наблюдаем и на старшеклассниках во время олимпиады, и на их более старших товарищах, которые участвуют в наших творческих лабораториях. Для них действительно музей становится «своим». Если до этого существовала какая-то дистанция: «вот я, вот музей», то после они понимают, что музей может стать домом, источником вдохновения, любимым местом.

В этом году олимпиада пройдет в пятый раз; какие результаты этого соревнования за последние четыре года вы видите?

Мы видим, что участники и победители олимпиады – не все, но часть, – поступают учиться в МГУ, во ВШЭ на профильные факультеты. То есть, среди победителей есть серьезные ребята, которые думают о музейной работе или об искусствоведении как о своей будущей профессии, и конечно, мы считаем, что это прекрасный итог, в том числе и нашей олимпиады, которая помогла этим юношам и девушкам определиться с выбором жизненного пути. Возможно, они и так выбрали бы эту стезю, но олимпиада в любом случае дала им дополнительные знания и дополнительный стимул к развитию.


Зарегистрироваться и выполнить задания заочного тура можно на сайте олимпиады до 11 февраля включительно.

Еще по теме
   
Комментариев пока нет. Выскажитесь первым