Ксения Донская 3 февраля 2021 |
Третьяковская галерея уделяет большое внимание образовательным программам, причем не только внутри музея. Нас волнует наше будущее, нас интересует, кто придет к нам на работу через 5-10 лет, и Московская олимпиада школьников по истории искусств – это во многом профориентационное мероприятие: мы ищем и поддерживаем способных, талантливых молодых людей, которым интересна история искусств, культурология, мировая художественная культура. Возможно, кто-то из них задумывается о работе в этой сфере или хочет понять, насколько его душевные порывы и способности соответствуют этому направлению. Поэтому мы и приглашаем, в первую очередь, старшеклассников, хотя строгих ограничений нет, у нас бывали и добившиеся успехов участники более младшего возраста.
При подготовке олимпиады мы не сужаем тему до конкретных художественных произведений, напротив, нам очень важен исторический и культурный контекст. В этом смысле тема романтизма чрезвычайно благодатна и полезна для школьников. Это явление охватило культуру всех европейских стран, романтизм проявлялся и в живописи, и в литературе, и в музыке, и в социальных процессах. Кроме того, романтизм – это важнейшая тема, которая, строго говоря, не имеет хронологического окончания: он по-прежнему жив и в искусстве современных художников, и в современной общественной мысли, вопросы о свободе и роли личности актуальны до сих пор. В этом году в стенах Третьяковской галереи должна состояться крупнейшая выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которую мы организуем совместно с художественными собраниями Дрездена. Для нас важно, чтобы очный тур проходил в музейных залах, поэтому прежние олимпиады были посвящены крупным выставкам: например, это было творчество Ильи Репина или искусство периода оттепели. Наши сотрудники активно участвуют и в подготовке вопросов, и в проверке заданий.
Заочный тур как раз направлен на то, чтобы старшеклассник эти знания получил. Ответы на вопросы этого тура можно искать в любых источниках: пользоваться интернетом или библиотекой, обращаться за советом к взрослым. Понятно, что готовых искусствоведов в 8-11 классах нет, есть только ребята, которым это интересно. И наши задания как раз помогают понять, подкрепляется ли этот интерес еще и каким-то результатом, углубляется ли он при погружении в тему. И конечно, совсем необязательно связывать свою будущую карьеру с музеями: у нас миллионы людей, которые любят искусство и не являются профессионалами в этой области. Они ходят к нам на лекции и экскурсии, потому что просто хотят что-то узнать о живописи, скульптуре, графике. Поэтому если школьник хочет стать врачом, геологом или менеджером, но любит искусство и хочет в нем разбираться, конечно, он может присоединиться к олимпиаде. Ведь рассматривать картины, искать информацию, размышлять – это прежде всего увлекательно.
С одной стороны, да, а с другой – идет процесс накопления знаний об определенном периоде. Это важно, ведь на очном туре возможности посмотреть что-то в интернете уже нет. Он проводится непосредственно в Третьяковской галерее. Из участников первого тура – например, в прошлом году у нас их было более трех тысяч – отбирается сотня лучших и мы приглашаем их в наши залы, которые на время финала закрываются для посетителей. Конечно, музей несет финансовые потери, но мы понимаем важность олимпиады, и руководство идет нам навстречу. Все задания очного тура связаны с произведениями искусства, которые находятся в экспозиции: их нужно сравнивать и анализировать. Также участникам предлагается написать небольшое эссе на одну из предложенных тем.
Я думаю, что нужно больше читать и учиться формулировать свои мысли. Наша жизнь сегодня по сути вся состоит из поглощения огромных объемов информации, мы постоянно ее впитываем. В данном случае нужно наладить обратный процесс и самому стать творческой единицей. С этим помогают сочинения по литературе, в том числе, «Сочинение по картине», которое пишут в 5-6 классах. Это упражнение развивает умение анализировать, грамотно и образно формулировать свои мысли, что очень важно, когда мы говорим о произведениях искусства.
Мне кажется, что они осваиваются сразу и с большим удовольствием. Ребята свободно перемещаются по залам, рассматривают произведения искусства, читают сопроводительные тексты на стенах. Потом наступает время ответов на вопросы и написания эссе, мы раздаем участникам специальные сидушки, так как сто посадочных мест в зале, конечно, найти невозможно. В результате получается действительно не совсем обычное зрелище: когда в музее молодые люди с прекрасными задумчивыми лицами сидят на полу и что-то пишут, это очень вдохновляет.
Это и правда так. Мы это наблюдаем и на старшеклассниках во время олимпиады, и на их более старших товарищах, которые участвуют в наших творческих лабораториях. Для них действительно музей становится «своим». Если до этого существовала какая-то дистанция: «вот я, вот музей», то после они понимают, что музей может стать домом, источником вдохновения, любимым местом.
Мы видим, что участники и победители олимпиады – не все, но часть, – поступают учиться в МГУ, во ВШЭ на профильные факультеты. То есть, среди победителей есть серьезные ребята, которые думают о музейной работе или об искусствоведении как о своей будущей профессии, и конечно, мы считаем, что это прекрасный итог, в том числе и нашей олимпиады, которая помогла этим юношам и девушкам определиться с выбором жизненного пути. Возможно, они и так выбрали бы эту стезю, но олимпиада в любом случае дала им дополнительные знания и дополнительный стимул к развитию.
Зарегистрироваться и выполнить задания заочного тура можно на сайте олимпиады до 11 февраля включительно.