Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Интервью

«Секрет здесь в том, чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, посмотреть, что именно ему будет интересно»: интервью с «Учителем года-2021»

Что вдохновляет современных девушек заниматься физикой, как мотивировать школьников искать полезный контент в интернете, насколько педагог может повлиять на ребенка из проблемной семьи и как объяснить гуманитариям пользу естественных наук? На эти и другие вопросы нам ответила Екатерина Костылева, победительница конкурса «Учитель года-2021», преподающая физику в гимназии №16 города Тюмени.
Екатерина Мищенко 3 декабря 2021
 Физика

Расскажите о требованиях к участникам конкурса «Учитель года». По каким критериям отбирали лучших в этом году?

Первичное требование – это, конечно, личное желание и мотивация. Их объективно не измерить, но они видны даже на заочном этапе. Кроме того, кандидаты на первом этапе получают одобрение от школы, а затем – от городского и областного департамента. У участников должно быть портфолио: они заполняют информационную карту, где указывают все данные о себе. На заочном этапе также нужна медиавизитка.

Екатерина Сергеевна в Кремлевском дворце со статуэткой Большого хрустального пеликана после награждения на конкурсе «Учитель года»

Участники проходят множество конкурсных испытаний, и по каждому из них есть десятки критериев, поэтому сложно выделить что-то одно. Многочисленное жюри оценивает кандидатов и в образовательном процессе, и во внеурочной деятельности, которая помогает создать среду для воспитания, и во время коммуникации с общественностью, и на методической мастерской.

Что, по-вашему, помогло вам одержать победу?

На выбор победителя влияет множество факторов, но я хотела бы поблагодарить мою сильную, большую и дружную команду, которая меня поддерживала. Мои коллеги, наставники, друзья, семья и мои ученики помогали мне на всех этапах конкурса, так что это наша общая победа.

Одна из тем, которой вы касаетесь в конкурсном эссе, – океан легкодоступной информации, мир соцсетей, игр и развлечений в интернете, который может отвлекать школьника от учебного процесса. Но там есть и полезный контент: научно-популярные книги, тематические группы, образовательные передачи и игры. Как вы бы советовали мотивировать ребенка, чтобы он сам стремился получать полезную информацию?

Мы не можем оградить школьника от того мира, в котором он живет, от гаджетов, через которые ребенок практически с рождения погружается в огромный поток информации. Но мы можем воевать за его внимание, создавая условия для познавательной активности, так мотивировать ребенка, чтобы ему было интересно что-то узнавать. Во-первых, ребенок должен понимать, какие знания сделают его успешным, как можно их применить, и тогда у него будет потребность искать полезную информацию. Во-вторых, внутренний стержень ребенка позволит ему выбрать, какую информацию читать, на какие порталы заходить. И семья, и школа уделяют много времени воспитанию, тому, чтобы у ребенка были ценности, чтобы у него формировалась целостная картина мира. Это позволит школьнику не потеряться в информационном мире и делать осознанный выбор, формировать свое собственное отношение к тому или иному событию или блогеру. На уроках мы очень много говорим в том числе и про развитие эмоционального интеллекта, читательской грамотности, цифровой грамотности, чтобы ребенок овладел этими навыками. В интернете можно найти и платформы с книгами, и познавательный игровой контент, и авторские сайты, и научные блоги. Я на своих уроках обращаюсь к таким передачам, видеофрагментам, авторским разработкам, но сначала стараюсь сама познакомиться с автором, думаю, стоит ли эту личность или этот канал показывать детям. Это тоже очень важная задача, которой нужно уделять время.

И девочкам, и мальчикам должны помогать те знания, которые они приобретут на физике – вне зависимости от того, какую профессию они потом выберут

Вы преподаете физику. В школе многие девочки могут интересоваться этой наукой, но уже в университете их процент падает, а во главе крупных исследовательских проектов, лабораторий и институтов их остается очень мало. Как вы боретесь со стереотипом, что у девочек нет способностей к точным наукам, как вдохновляете учениц выбрать карьеру в этой области?

На самом деле, этот стереотип уже уходит в прошлое. Раньше инженерные специальности ассоциировались с заглушками, винтами, гайками, но сегодня это и биоинженерия, и изучение процессов, например, приготовления пищи, и проектирование. Есть прекрасные примеры, когда девушки, причем сравнительно молодые, достигали больших успехов в точных науках. Так, в 2019 году Кэти Боумен написала код для обработки огромного массива информации, получив первые в истории фотографии черной дыры. Девочки должны видеть подобные положительные примеры и представлять, какие есть перспективы в науке, чем они могли бы заняться. Я стараюсь дать им ориентированные на практику знания, которые пригодятся в жизни: начиная от того, как запустить какие-то процессы, и заканчивая принципами работы бытовых приборов, например, мультиварки или микроволновки. Я убеждена, что и девочкам, и мальчикам должны помогать те знания, которые они приобретут на физике, – вне зависимости от того, какую профессию они потом выберут.

Преподавали ли вы когда-нибудь в гуманитарных классах, где ученики считают, что физика им не нужна? Как найти к ним подход?

Да, я преподаю физику в том числе и в гуманитарных классах. Я стараюсь показать, что физика очень тесно связана с жизнью – она повсюду вокруг нас. Это и природные явления, и окружающие нас технические устройства, их любимый телефон или AirPods, и даже процессы внутри нашего организма. На своем конкурсном испытании я показывала мыльные пузыри. Они у всех вызывают положительные эмоции, а еще с помощью этих объектов можно проиллюстрировать несколько достаточно сложных явлений – например, поверхностное натяжение и интерференцию в тонких пленках.

Важно продолжать учиться, повышать квалификацию, участвовать в различных конкурсах и обмениваться опытом с коллегами

Учитель – это профессия, в которой нельзя останавливаться на достигнутом. Мир развивается, наука получает новые данные, поэтому педагогу постоянно нужно повышать квалификацию, узнавать новое. Какие пособия, курсы, ресурсы вы можете порекомендовать для учителей?

Вы правы: мир постоянно меняется и ставит перед учителями новые задачи. Мы каждый день думаем о том, чему научить ребенка, чтобы он стал информированным, счастливым человеком и компетентным специалистом в будущем – несмотря на то, что мы об этом будущем еще ничего не знаем. Педагоги постоянно ищут новые методы, приемы, подходы, цифровые ресурсы, которые можно включить в учебный процесс. Важно продолжать учиться, повышать квалификацию, участвовать в различных конкурсах и обмениваться опытом с коллегами. Сегодня таких возможностей очень много. На профильных конференциях (в том числе онлайн) можно посмотреть на лучшие практики коллег, показать свои приемы и получить оценку профессионального сообщества. Конкурсное движение для учителей сейчас тоже очень развито в нашей стране. Можно найти и интенсивные курсы повышения квалификации.

Многие ли из ваших учеников становятся призерами и победителями конкурсов и олимпиад? Что вы могли бы посоветовать педагогам, которые готовят талантливых детей?

Я очень горжусь своими учениками: среди них есть и победители и призеры множества различных олимпиад и конкурсов, и авторы успешных научных проектов. Секрет здесь в том, чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, посмотреть, что именно ему будет интересно. Дальше нужна системная работа, контроль на промежуточных этапах (мы их называем спринтами), чтобы посмотреть, с чем ребенок уже успел справиться, куда нужно двигаться дальше.

С другой стороны, нужно следить, чтобы дети не переставали участвовать в школьной жизни, чтобы у них развивались навыки работы в команде, потому что сегодня это тоже очень востребованные компетенции. Многие школьники участвуют и в тьюторском движении, выступают в качестве наставников для младших ребят.

Как педагогу поддерживать рабочую атмосферу в классе, если не все дети хотят учиться? Что бы вы посоветовали для разрешения конфликтов между учениками – например, борьбы с травлей отличников или детей с особенностями здоровья?

Способов поддержания рабочей атмосферы в классе достаточно много. Я стараюсь планировать урок таким образом, чтобы была смена видов деятельности, чтобы темп урока не снижался, ребята не уставали, а их мотивация не падала. Каждому ребенку нужно дать шанс проявить себя, так что какая-то часть урока может проходить в индивидуальной работе, какая-то – в командной, потому что у каждого ученика есть свои предпочтения.

Екатерина Сергеевна с учениками. Фото: Академия профессий будущего при ФабЛаб ТюмГУ

Для разрешения конфликтов между учениками тоже есть много тренингов. В одной из школ я увидела интересную методику. Там используется коридор, где на стене описан каждый шаг школьников навстречу друг другу. Потом им задают вопросы: что ты подумал, что тебя обидело. Такой интересный способ помогает прийти к разрешению сложившегося конфликта через развитие эмоционального интеллекта.

Далеко не все школьники приходят из обеспеченных семей, и не всех родителей волнует образование их детей. Как учитель может повлиять на судьбу школьника в такой ситуации?

Все ребята очень разные: у каждого свои интересы, своя история, внешкольная жизнь, свои сложности, с которыми они сталкиваются. На мой взгляд, высший профессионализм учителя – это найти те слова, тот подход к ребенку, которые вдохновят ученика, позволят ему включиться в активную деятельность, возможно, изменить отношение к жизненной ситуации, в которой он находится. Такие истории, конечно же, есть.

Сейчас школьным учителям все чаще приходится преподавать онлайн, переходить на дистант. Что помогает вам организовать обратную связь и сделать урок интереснее, когда он проходит онлайн?

Онлайн-формат сегодня применяют очень часто, и это связано и с ограничениями, и с расширением образовательного пространства. Но при этом он позволяет использовать новые ресурсы. Мы с ребятами собираемся на онлайн-конференции и проводим различные игры в Mentimeter и в Kahoot! Мы делимся разными задачами, составляем облако тегов и многое другое. В качестве индивидуального образовательного задания я использую разные платформы, где можно и лабораторные работы провести, и прикрепить фотографию с результатом. Опросы и тесты для ребят составляю в Google-формах. В общем, я стараюсь создать образовательную среду, где есть возможность и пообщаться, что-то обсудить, и поучаствовать в общем деле.

Тюмень, где вы работаете, несколько лет назад вошла в Западно-Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ). В ТюмГУ появились индивидуализированные образовательные программы, исследовательские проекты, выстраиваются отношения с компаниями-партнерами. Есть ли в школьном образовании возможности для сотрудничества с бизнесом и наукой?

Действительно, у нас в Тюмени достаточно много возможностей, и я стараюсь использовать социокультурный потенциал нашего региона. Различные предприятия идут навстречу: они рады предоставить для ребят специалиста, который выступит перед ними и ответит на вопросы. Мы организуем экскурсии на предприятия, в колледжи и университеты, становимся участниками форумов, выставок и конференций. С Тюменским государственным университетом мы тоже активно взаимодействуем: ребята работают в лабораториях, участвуют в научных школах, студенты становятся наставниками для школьников в научных проектах. Есть много возможностей для развития, будем стараться их реализовать.