Екатерина Мищенко 3 декабря 2021 |
Первичное требование – это, конечно, личное желание и мотивация. Их объективно не измерить, но они видны даже на заочном этапе. Кроме того, кандидаты на первом этапе получают одобрение от школы, а затем – от городского и областного департамента. У участников должно быть портфолио: они заполняют информационную карту, где указывают все данные о себе. На заочном этапе также нужна медиавизитка.
Участники проходят множество конкурсных испытаний, и по каждому из них есть десятки критериев, поэтому сложно выделить что-то одно. Многочисленное жюри оценивает кандидатов и в образовательном процессе, и во внеурочной деятельности, которая помогает создать среду для воспитания, и во время коммуникации с общественностью, и на методической мастерской.
На выбор победителя влияет множество факторов, но я хотела бы поблагодарить мою сильную, большую и дружную команду, которая меня поддерживала. Мои коллеги, наставники, друзья, семья и мои ученики помогали мне на всех этапах конкурса, так что это наша общая победа.
Мы не можем оградить школьника от того мира, в котором он живет, от гаджетов, через которые ребенок практически с рождения погружается в огромный поток информации. Но мы можем воевать за его внимание, создавая условия для познавательной активности, так мотивировать ребенка, чтобы ему было интересно что-то узнавать. Во-первых, ребенок должен понимать, какие знания сделают его успешным, как можно их применить, и тогда у него будет потребность искать полезную информацию. Во-вторых, внутренний стержень ребенка позволит ему выбрать, какую информацию читать, на какие порталы заходить. И семья, и школа уделяют много времени воспитанию, тому, чтобы у ребенка были ценности, чтобы у него формировалась целостная картина мира. Это позволит школьнику не потеряться в информационном мире и делать осознанный выбор, формировать свое собственное отношение к тому или иному событию или блогеру. На уроках мы очень много говорим в том числе и про развитие эмоционального интеллекта, читательской грамотности, цифровой грамотности, чтобы ребенок овладел этими навыками. В интернете можно найти и платформы с книгами, и познавательный игровой контент, и авторские сайты, и научные блоги. Я на своих уроках обращаюсь к таким передачам, видеофрагментам, авторским разработкам, но сначала стараюсь сама познакомиться с автором, думаю, стоит ли эту личность или этот канал показывать детям. Это тоже очень важная задача, которой нужно уделять время.
И девочкам, и мальчикам должны помогать те знания, которые они приобретут на физике – вне зависимости от того, какую профессию они потом выберут
На самом деле, этот стереотип уже уходит в прошлое. Раньше инженерные специальности ассоциировались с заглушками, винтами, гайками, но сегодня это и биоинженерия, и изучение процессов, например, приготовления пищи, и проектирование. Есть прекрасные примеры, когда девушки, причем сравнительно молодые, достигали больших успехов в точных науках. Так, в 2019 году Кэти Боумен написала код для обработки огромного массива информации, получив первые в истории фотографии черной дыры. Девочки должны видеть подобные положительные примеры и представлять, какие есть перспективы в науке, чем они могли бы заняться. Я стараюсь дать им ориентированные на практику знания, которые пригодятся в жизни: начиная от того, как запустить какие-то процессы, и заканчивая принципами работы бытовых приборов, например, мультиварки или микроволновки. Я убеждена, что и девочкам, и мальчикам должны помогать те знания, которые они приобретут на физике, – вне зависимости от того, какую профессию они потом выберут.
Да, я преподаю физику в том числе и в гуманитарных классах. Я стараюсь показать, что физика очень тесно связана с жизнью – она повсюду вокруг нас. Это и природные явления, и окружающие нас технические устройства, их любимый телефон или AirPods, и даже процессы внутри нашего организма. На своем конкурсном испытании я показывала мыльные пузыри. Они у всех вызывают положительные эмоции, а еще с помощью этих объектов можно проиллюстрировать несколько достаточно сложных явлений – например, поверхностное натяжение и интерференцию в тонких пленках.
Важно продолжать учиться, повышать квалификацию, участвовать в различных конкурсах и обмениваться опытом с коллегами
Вы правы: мир постоянно меняется и ставит перед учителями новые задачи. Мы каждый день думаем о том, чему научить ребенка, чтобы он стал информированным, счастливым человеком и компетентным специалистом в будущем – несмотря на то, что мы об этом будущем еще ничего не знаем. Педагоги постоянно ищут новые методы, приемы, подходы, цифровые ресурсы, которые можно включить в учебный процесс. Важно продолжать учиться, повышать квалификацию, участвовать в различных конкурсах и обмениваться опытом с коллегами. Сегодня таких возможностей очень много. На профильных конференциях (в том числе онлайн) можно посмотреть на лучшие практики коллег, показать свои приемы и получить оценку профессионального сообщества. Конкурсное движение для учителей сейчас тоже очень развито в нашей стране. Можно найти и интенсивные курсы повышения квалификации.
Я очень горжусь своими учениками: среди них есть и победители и призеры множества различных олимпиад и конкурсов, и авторы успешных научных проектов. Секрет здесь в том, чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, посмотреть, что именно ему будет интересно. Дальше нужна системная работа, контроль на промежуточных этапах (мы их называем спринтами), чтобы посмотреть, с чем ребенок уже успел справиться, куда нужно двигаться дальше.
С другой стороны, нужно следить, чтобы дети не переставали участвовать в школьной жизни, чтобы у них развивались навыки работы в команде, потому что сегодня это тоже очень востребованные компетенции. Многие школьники участвуют и в тьюторском движении, выступают в качестве наставников для младших ребят.
Способов поддержания рабочей атмосферы в классе достаточно много. Я стараюсь планировать урок таким образом, чтобы была смена видов деятельности, чтобы темп урока не снижался, ребята не уставали, а их мотивация не падала. Каждому ребенку нужно дать шанс проявить себя, так что какая-то часть урока может проходить в индивидуальной работе, какая-то – в командной, потому что у каждого ученика есть свои предпочтения.
Для разрешения конфликтов между учениками тоже есть много тренингов. В одной из школ я увидела интересную методику. Там используется коридор, где на стене описан каждый шаг школьников навстречу друг другу. Потом им задают вопросы: что ты подумал, что тебя обидело. Такой интересный способ помогает прийти к разрешению сложившегося конфликта через развитие эмоционального интеллекта.
Все ребята очень разные: у каждого свои интересы, своя история, внешкольная жизнь, свои сложности, с которыми они сталкиваются. На мой взгляд, высший профессионализм учителя – это найти те слова, тот подход к ребенку, которые вдохновят ученика, позволят ему включиться в активную деятельность, возможно, изменить отношение к жизненной ситуации, в которой он находится. Такие истории, конечно же, есть.
Онлайн-формат сегодня применяют очень часто, и это связано и с ограничениями, и с расширением образовательного пространства. Но при этом он позволяет использовать новые ресурсы. Мы с ребятами собираемся на онлайн-конференции и проводим различные игры в Mentimeter и в Kahoot! Мы делимся разными задачами, составляем облако тегов и многое другое. В качестве индивидуального образовательного задания я использую разные платформы, где можно и лабораторные работы провести, и прикрепить фотографию с результатом. Опросы и тесты для ребят составляю в Google-формах. В общем, я стараюсь создать образовательную среду, где есть возможность и пообщаться, что-то обсудить, и поучаствовать в общем деле.
Действительно, у нас в Тюмени достаточно много возможностей, и я стараюсь использовать социокультурный потенциал нашего региона. Различные предприятия идут навстречу: они рады предоставить для ребят специалиста, который выступит перед ними и ответит на вопросы. Мы организуем экскурсии на предприятия, в колледжи и университеты, становимся участниками форумов, выставок и конференций. С Тюменским государственным университетом мы тоже активно взаимодействуем: ребята работают в лабораториях, участвуют в научных школах, студенты становятся наставниками для школьников в научных проектах. Есть много возможностей для развития, будем стараться их реализовать.